Как развивать чувство ответственности в наших детях. Уровни и составляющие ответственности
статья (7 класс)

Нугаева Наталья Владимировна

Материал для беседы на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать чувство ответственности  в наших детях.

Уровни и составляющие ответственности

Воспитание – дело трудное,

и улучшение его условий – одна из священных

 обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного

 как образование самого себя и своих ближних.
Сократ.

Воспитание – это не только материальное обеспечение, и не только забота о здоровье и питании, - всё гораздо глубже. Как родители вы должны также думать и о том, чтобы у вашего ребёнка было достойное и обеспеченное будущее, и воспитывать его так, чтобы он добился успеха и процветания. Цель большинства родителей состоит в том, чтобы воспитать счастливого, интеллектуального и ответственного ребенка - ребенка, который будет надёжным, верным, уверенным и независимым.

Воспитание детей - трудная задача, которая требует много обязательств и упорства во время своего процесса. Должны ли родители нести ответственность за неправильное поведение своих детей? Воспитание в нашу современную эпоху - это сложный процесс, и никто не даст родителю книгу с правилами о том, как вырастить лучшего ребёнка. Любой родитель в период воспитания, проходит через испытания и ошибки. Именно родители - это люди, которые автоматически ответственны за поведение своих детей.

Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, самостоятельно выполнять домашние задания по всем предметам. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из ее сторон — что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях. 

Ответственность и послушание — это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие? Прежде всего, в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация:

  • В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребенка требуется просто выполнение задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере.
  • В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет все уроки.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.

Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача — научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.

Двенадцатилетние ребята -  это  самый ломкий период жизни. Дети стремятся попасть под влияние окружающей среды, включая друзей, родственников и даже телевидения. Родители должны быть осторожными в направлении своих детей в этом возрасте.

Лучшие результаты воспитания могут быть получены, если родители прекратят вести себя с подростком как родители. Это время, когда приоритеты подростка меняются. Друзья занимают теперь главное место в жизни ребёнка. Ему  нужно предоставить пространство, чтобы расти. Его индивидуальность и желание свободы должны уважаться. Родители должны смеяться и любить, преподавать, дисциплинировать и слушать ребенка.

Ответственность имеет несколько составляющих. Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи. Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы ребенок и родитель все четко обсудили между собой. Например, если мы хотим, чтобы ребенок убрал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери все вещи на место». Конечно, если ребенок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой. Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому. Конечно, всегда есть вероятность, что ребенок откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять ребенку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребенок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить «нет». Прежде чем попросить ребенка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать: «Таня, убери  комнату».

Наконец, важная часть ответственности — умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания — сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения (внутренняя мотивация). Как же развить у него эту способность?

Есть несколько простых способов. Прежде всего, важно предоставлять ребенку право выбора, причем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зеленую или красную?» Когда ребенок научится выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»

Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату. Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Можно выделить три уровня ответственности. 

На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является  новым,  он  нуждается  в  нашей  поддержке  и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.

На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Например, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности — самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий. Например, ребенок всегда сам и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.
Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, ребенок постепенно проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребенок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, ребенок нуждается в помощи взрослого.

Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость в контроле или напоминании. На третьем уровне ребенок способен сделать что-то без посторонней помощи.

В зависимости от того, насколько хорошо ребенок овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить, какая именно помощь ему требуется. Это можно понять из наблюдений за ребенком (очевидно, что если сам ребенок забывает почистить зубы на ночь, ему необходимо об этом напоминать). Кроме того, очень важно требуемый уровень помощи обсудить с ребенком.

Рассказав ему о трех уровнях помощи, можно спросить его: «Как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда была рядом и помогала тебе, чтобы напоминала, чтобы помогала в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи?» Возможно, ответ ребенка не совпадет с вашими представлениями: например, он утверждает, что не нуждается в наших напоминаниях, а вы совсем не уверены в том, что ребенок справится с делом без вашей  помощи.

В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое-то время не напоминать и не помогать ребенку и посмотреть, как будут развиваться события. Возможно, предоставление ответственности приведет к тому, что ребенок сам и без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности. Если же он все-таки нуждается в помощи, можно еще раз вернуться к этому обсуждению: «Мне кажется, что тебе трудно самому выполнять домашние задания по математике. Может быть, если я буду тебе время от времени помогать, тебе будет проще?» Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое-то время. По истечении этого времени можно снова вернуться к обсуждению этого вопроса. Например, сказать: «Похоже, ты вполне можешь собирать вещи в школу без моих напоминаний. Как ты думаешь, могу я перестать тебе напоминать?» Конечно, в рамках собрания мы можем рассмотреть только самые общие подходы к развитию ответственности у детей. Все дети разные, и у каждого ответственность развивается по-своему. Как же развить у них эту способность?

Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату. Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Вот как воспитывать ответственность:

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к чаю", "Как ты думаешь, какие тарелки лучше поставить?", "Эту обувь мы помоем вместе..." Посильное дело для ребёнка всегда найдётся.
  2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  3. Возможные последствия тех или иных поступков.  Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба - пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапоги - они остались мокрые, и он не пойдёт гулять.
  4. Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
  5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...
  7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который ваш сын принёс вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке. Так называемая обратная связь - это очень важно для подростка!

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

- вы постоянно требуете больше того, что подросток способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что "порядок" в понятии взрослого - это одно, а у детей - совсем иное. Так что не судите со своей колокольни.

- вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

- забываете поощрять (благодарить, отмечать, хвалить).

- никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца подростка. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

Формирование ответственности — это длительный процесс, который проследить достаточно трудно. У всякого воспитательного воздействия есть два вида последствий: сиюминутные и отсроченные. Если сиюминутные последствия заметны сразу же, то для того, чтобы проявились отсроченные, требуется много времени. Но если раз за разом вы используете методы, направленные на воспитание ответственности, то постепенно количественные изменения перейдут в качественные.

Передача ответственности - процесс постепенный и на начальном этапе ребенок нуждается в значительной помощи со стороны взрослого.

Напоследок пожелание родителям:

  1. Учите ребенка собственным примером. Ребенок постоянно следит за поведением окружающих и изучает его. Они уделяют особенное внимание тому, что делают и говорят взрослые. Ведете ли вы себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок? Уделите время тому, чтобы обратить внимание на собственное поведение.
  2. Не сдавайтесь. Забота о ребенке бывает изнурительной, волнующей и иногда кажется, что она является неблагодарным трудом. Не существует “идеальной няньки” или “идеального родителя”. Примите тот факт, что каждый имеет право на ошибку и иногда ошибается, и не бойтесь просить помощи.
  3. Будьте сильным в глазах ребенка. Если ребенок говорит вам о том, что произошло что-то нехорошее – ни в коем случае не реагируйте на это негативно или с гневом. Совместно проработайте решение возникшей проблемы. Таким образом, ребенок продолжит доверять вам собственные страхи и беспокойства, которых будет немало.
  4. Не подкупайте, а вознаграждайте! Попытки подкупать ребенка могут дать понять ребенку то, что для того чтобы получить желаемое, ему необходимо плохо себя вести. Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением - чтением его любимой книги на ночь.
  5. Боритесь со скукой. Если детям становится скучно, они начинают искать возможность совершить какое-либо озорство. Займите их чем-либо, и они смогут найти себе увлечение. Но при этом не переусердствуйте - детям необходимо собственное пространство, также как и вам.
  6. Не бойтесь дисциплинарной работы с ребенком. Дисциплинарная работа – это не повышение голоса, шлепки по мягкому месту или угрозы наказания. Оно представляет собой спокойный способ обучения и демонстрацию ребенку того, в чем заключается приемлемое поведение.
  7. Никогда не относитесь пренебрежительно или негативно к мечтам вашего ребенка. Вера – залог успеха.

Родителями быть отнюдь не легко, но и не так сложно, как вам кажется. Все, что от вас требуется, - это планировать, обдумывать и обсуждать, какие действия вам необходимо предпринять до того, как произойдет та или иная ситуация. Если вы будете планировать наперед, в будущем вы обязательно от этого получите пользу.

Окружите детей любовью

Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе, так же как цветы после дождя. Бегайте, прыгайте вместе с вашим ребёнком, играйте с ним в футбол, баскетбол и другие интересные игры. Прогуливаясь с ребёнком, держите его за руку, так как это очень сближает вас с детьми. Ему не хватает вас, вашего внимания, постарайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области Нугаева Н.В., учитель русского языка и литературы Как развивать чувство ответственности в наших детях

Слайд 2

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. Сократ Мудрые мысли

Слайд 3

Цель воспитания Цель большинства родителей состоит в том, чтобы воспитать счастливого, нравственного, интеллектуального и ответственного ребенка, который будет надёжным, верным, уверенным и независимым.

Слайд 4

Ответственность за воспитание детей Воспитание требует много обязательств, чувство ответственности и упорства во время своего процесса. Любой родитель в период воспитания ребёнка проходит через испытания и ошибки. Но именно родители несут ответственность за поведение своих детей

Слайд 5

Типы поведения Ответственность Решение о выполнении задания ребёнок принимает сам Ребёнок понимает, почему это нужно сделать Послушание Решение и мотивация поступают от взрослого Ребёнок просто выполняет указанное задание Что лучше? Что хуже?

Слайд 6

Составляющие ответственности Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. Ребёнок имеет право выбора, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Важная часть ответственности — умение самостоятельно мотивировать собственные действия.

Слайд 7

Три уровня ответственности Ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. Если дело для ребёнка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. Ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий.

Слайд 8

Как воспитывать ответственность Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе . Возможные последствия тех или иных поступков. Сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Поручайте ему посильное дело. Не надо брать всю ответственность на себя. Придумайте какие-либо сигналы-" напоминалки "

Слайд 9

Как воспитывать ответственность 6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее . 7. Умение понять ребёнка и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы. 8. Вызов положительных эмоций. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями . 9. Право выбора. Когда ребенок научится выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает.

Слайд 10

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если: вы постоянно требуете больше того, что подросток способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню; вы не проверяете, не контролируете; сам себя контролировать он пока не может; забываете поощрять (благодарить, отмечать, хвалить); никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Слайд 11

Пожелание родителям: Учите ребенка собственным примером. Не сдавайтесь. Каждый имеет право на ошибку и иногда ошибается, не бойтесь просить помощи у своего ребёнка. . Будьте сильным в глазах ребенка. Совместно проработайте решение возникшей проблемы. Не подкупайте, а вознаграждайте! Боритесь со скукой. Если детям становится скучно, они совершают какое-либо озорство. Не бойтесь дисциплинарной работы с ребенком. Спокойный способ обучения и демонстрация ребенку приемлемого поведения – основа воспитания. Никогда не относитесь пренебрежительно или негативно к мечтам вашего ребенка. Вера – залог успеха.

Слайд 12

Окружайте детей любовью! Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И, взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе так же, как цветы после дождя.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать чувство ответственности в детях

Как развивать чувство ответственности в детях  Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него ...

Родительское собрание "Как развивать чувство ответственности в детях"

Сценарий родительского собрания для родителей обучающихся 4 класса...

Выступление на родительском собрании на тему: "Как развивать ответственность в детях"

Материалы для выступления на родительском собрании с целью развития ответственности в детях, с описанием различий между ответственностью и послушанием, этапы формирования ответственности....

Как развить чувство ответственности в детях

Материал для родительского собрания...

"Как развить чувство ответственности в детях"

Выступление педагога психолога на родительском собрании в младших классах....

Как развивать чувство ответственности в детях

Как развивать чувство ответственности в детях...

Родительское собрание "Как развивать чувство ответственности в детях"

Психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры....