Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике.
статья по психологии на тему

 Тарнавская Т.А., Кулаков А.В., Щелканова Г.В. Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике. – Сборник научно-методических работ (начальное и среднее профессиональное образование города Москвы). – М.: УМЦ ПО ДОМ, 2007, с.151 – 158. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ

Г.Л. ТАРНАВСКАЯ,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СПО «Строительный колледж № 41»

А.В. КУЛАКОВ,

директор 1'ОУ СПО «Строительный колледж № 41»

Г.В. ЩЕЛКАНОВА

Задача изучения индивидуальных особенностей обучающихся в колледже и формулирование на этой основе действенных рекомендаций поручена психологу образовательного учреждения. А для этого ему необходимо выработать систему выявления индивидуальных особенностей учащихся в целях оптимизации образовательного процесса в целом, повышения эффективности отдельных педагогических мероприятий, предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Важно, что в создании такой системы заинтересованы и мастера производственного обучения, и классные руководители, поскольку результаты ее внедрения непосредственно сказываются как на показателях их деятельности, так и на уровне психического развития, социальной зрелости и профессиональной подготовке выпускников колледжа. В нашем колледже изучение индивидуальных особенностей обучающихся (в первую очередь это относится к учащимся первого курса) вовлечены все преподаватели. И, конечно, важную роль в этом процессе играют педагог-психолог и медицинский работник. Забегая вперёд, надо сказать, что полученные результаты кроме всего прочего отчётливо показывают, насколько едины в своих оценках педагоги и, насколько целенаправленны их педагогические требования. 

По мере проведения исследований их результаты фиксируются в «Комплексной индивидуальной карте обучающегося», состоящий из двух частей: 1) паспортные данные и некоторые обстоятельства жизни обучающегося (это, как правило, неизменяемая информация) и данные, пополняемые педагогом-психологом каждое полугодие или год. Сейчас мы работаем над созданием электронной базы хранения информации.

В первой части комплексной индивидуальной карты фиксируются данные обучающегося: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, паспортные данные родителей и другое. Важно, что наряду с этим фиксируются некоторые обстоятельства жизни обучающегося, например, знакомство с семейными и жилищными условиями. Эта информация важ-

На, потому что мы считаем: любые серьезные обстоятельства жизни ребенка сказываются на процессе его развития.

Информация, содержащаяся в комплексной  индивидуальной карте не подлежит разглашению и администрация обеспечивает  соответствующие  условия для её хранения. Однако в некоторых случаях педагоги должны знать об особых условиях жизни их учеников. В нашей практике был случай, когда на безобидный вопрос: «Любишь ли ты свою маму?» ученик дал острую эмоциональную реакцию.  Причина была в том, что мать бросила его в младенчестве, и детство прошло среди чужих людей, хотя мать жила рядом. Мы убеждены в том, что педагогические работники должны знать тех подростков, которых они обучают и воспитывают. Один из способов  предварительное знакомство с данными по комплексной  индивидуальной карты.

Вторая часть карты заполняется из года в год и отражает изменения в характере ученика, которые происходят в период обучения в колледже от первого курса и до его выпуска. По сути - это развёрнутая характеристика подростка. Информацию фиксирует ответственный секретарь консилиума; как правило, это педагог-психолог колледжа, он же отвечает за пополнение  карты новыми данными.

Педагогические работники совместными усилиями, включая результаты целевого психолоческого исследования, формулируют развернутые ответы на вопросы, касающиеся каждого ученика персонально:

1. Причины поступления и дальность временной перспективы.

2. Мотивы учения.

3. Обученность, сформированность общеучебных навыков.

4. Предпочитаемые учебные предметы.

5. Обучаемость, особенности темпа учебной работы.

6. Воспитанность, сформированность способов социального взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками.

7. Увлечения и интересы, формы досуга.

8. Референтная группа.

9. Социальный статус в учебной группе.

10. Состояние здоровья.

11. Дополнительна информация об особых чертах характера личности, поведения.

При заинтересованной работе педагогов и чётком ведении консилиума заполнение указанных пунктов второй части комплексной  индивидуальной карты не занимает много времени, несмотря на большой объем информации, подлежащей обсуждению и утверждению: при систематической работе педагогами вырабатываются   понятия   и   категории,  облегчающие процесс принятия решения.

На практике оказывается, что  возможные варианты причин поступления в колледж не так много: 1) сознательно выбрал специальность но причине …2) решил продолжать обучение не в школе, а в колледже и всё равно по какой специальности, 3) родители заставили, 4) пришёл сюда учиться вместе с… (вариант: проходил мимо), 5) иное.

Объяснения самого учащегося о причинах поступления в колледж со временем могут меняться. Это свидетельствует, что он взрослеет, и вместе изменяется его позиция по отношению к учёбе. Вот почему ответ на  этот вопрос задается обучающимся многократно. Практика показывает, что большинство учащихся старших курсов в значительной степени серьёзнее относятся к учёбе и своему будущему (перспективе), чем при поступлении.

Заинтересованность в учёбе и получении профессии, мотивы обучения также имеют свою классификацию: 1) Процессуальные, мотивы - для обучающегося привлекателен не результат учёбы, а процесс; может быть, процесс управления машинами и механизмами; может быть, общение с одноклассниками во время занятий. 2) Индивидуальные мотивы - результат учения полезен, приносит (или принесёт в будущем) конкретную пользу прагматического плана. 3) Групповые мотивы - ориентация на ближайшее социальное окружение (иначе, социальная идентификация): на семью, на учителей, на группу сверстников. 4) Общественные мотивы - следование некоторым общепринятым моральным нормам и ценностям («Я учусь, потому что учиться надо» и т. п.). Особое место занимает мотив принятия принуждения,  когда подросток учится «из-под палки», и не важно, в чьих руках палка: родительских или учительских. Над таким ребёнком надо осуществлять постоянный контроль, и тогда он будет учиться.

Понятие  «обученность»,  «сформированность общеучебных навыков», «наличие пробелов в знаниях» не требуют особого обсуждения: ответ на этот вопрос появляется прямо на уроках. Педагоги должны договориться между собой о критериях сформированности общеучебных навыков обучающихся. Вопрос, как  определить предпочитаемые учебные предметы ясен. Хотим только заметить, что здесь имеются в виду не столько специальные, сколько общеобразовательные предметы.

Обучаемость - это индивидуальная особенность каждого человека, характеризующая его в аспекте конкретной интеллектуальной деятельности, что есть одни подростки, «хватающие на лету», и другие  - те, кому нужны  неоднократные повторения, чтобы он освоил даже несложный материал. Можно говорить о высокой обучаемости, если учащийся умеет самостоятельно применить новое знание для решения нестандартных задач;  обучаемость проявляется в способности самостоятельного применения нового материала для решения стандартных задач, но в поисках решения задач нестандартных ему надо помочь; низкая обучаемость – неспособность  самостоятельно применить новый материал к решению даже стандартных задач, и учащемуся необходима помощь учителя или мастера производственного обучения.   Имея высокую обучаемость,  ученик самостоятельно связывает новое знание со «старым» материалом, видит предмет системно, и новое знание не вызывает больших сложностей. Повторим, что обучаемость есть устойчивая психологическая характеристика личности и она с течением времени практически не изменяется. 

Для определения воспитанности, сформированности способов социального взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками существует множество педагогических тестов, и их применение не вызывает, как правило, сложностей. Но не менее надежные результаты даёт наблюдение и беседа. Педагогам надо уметь отделять неумение себя вести от хамства. К  сожалению, многих наших учащихся дома не учили «что такое хорошо и что такое плохо». Важно, чтобы у педагогических работников было единство критериев воспитанности обучающихся, ведь на этом основывается и единство педагогических требований.

К сожалению, что нам часто мало известно об увлечениях, интересах и формах досуга наших учащихся. Единственное, чего здесь нельзя делать ни в коем случае - придумывать, чем это занимается наш подросток вне стен колледжа, если мы не знаем этого точно. Возможный путь уменьшения такой неопределённости заключается в предоставлении учащимся как можно более широкого круга занятий в рамках дополнительного образования. То есть нужно привлекать их интересными занятиями в колледже после окончания уроков и формировать таким образом сферу их интересов. Вообще за этим встает серьёзная педагогическая проблема организация  развивающего досуга.

Референтная группа - такое сообщество людей, на нормы, ценности и мнения, которых человек ориентируется в своем поведении. Это важный момент для характеристики обучающегося, так как этот возраст характеризуется большой зависимостью подростков от мнения сверстников. Референтной группой часто выступает и семья учащегося. Подростки в своих поисках «правды» находят ее в комфортном социальном окружении и переносят ценности этой группы на другие свои социальные контакты.

Социальный статус в учебной группе зависит от многих причин. Подросток может быть «звездой», и тогда его расположения ищут многие одноклассники. Он может быть «изгоем», и тогда его активно отвергают и, по ситуации, травят. Он может быть «середнячком», имеющим расположение нескольких приятелей или друзей и желающим контактов с немногими им выбранными. Важно, что данный параметр характеристики учащхся имеет смысл изучать только в более или менее сложившихся коллективах: любая группа первокурсников в начале своей учебы представляет из себя аморфную группу. Социальный статус того или иного учащегося может косвенно свидетельствовать о том, какие групповые нормы и ценности определяют выборы подростков. Очень сложно и практически бесполезно, а иногда и вредно, «ломать» лидера («звезду») в присутствии одноклассников.

Однако, практика показывает, что грамотными педагогическими действиями за полгода можно любого лидера «снять с его пьедестала». Такую возможность следует иметь ввиду, если лидером в группе становится не тот,

кто действительно умнее и сильнее.

Состояние здоровья обучающегося наиболее квалифицированно может оценить медицинский работник. С другой стороны, медицинская этика позволяет этому специалисту оглашать диагнозы, если таковые есть, а

потому мы вполне обходимся определением группы здоровья (но известным критериям) и наблюдением за динамикой этого параметра. Учёт состояния здоровья необходим прежде всего для того, чтобы не переступить черту допустимой нагрузки.

Дополнительная информация об особых чертах характера, личности, поведения - это всё те добавления, которые необходимо сделать, чтобы правильно охарактеризовать конкретного обучающегося, но для которых в структуре характеристики (предыдущие 10 пунктов) не нашлось места. Например, куда записать, что наш ученик по-человечески симпатичен?

Работа педагогов по заполнению второй части комплексной индивидуальной карты обучающегося требует их, педагогов, предварительного обучения приёмам сбора информации. Мы применяем доступные всем экспериментальные методы исследования:

  • Анализ документов.
  • Наблюдение (в том числе «включённое»).
  • Беседа (индивидуальная и групповая).
  • Изучение продуктов деятельности.
  • Экспертные оценки.
  • Педагогическая диагностика.
  • Психологическое исследование.

При всей простоте перечисленных методов их активное применение требует соблюдения некоторых условий, которые часто забываются в процессе работы. Например, наблюдение предполагает, во-первых, постановку постановку четкой однозначной цели: нельзя наблюдать «вообще». Так, можно поставить цель наблюдения за конкретным учащимся в условиях его деятельности, совместной с другими подростками. Из такого наблюдения мы можем сделать выводы о принятии или непринятии им общих целей, о способности к кооперации, о той роли, которую он на себя принимает в групповой  работе, и многое другое. Если же мы конкретной цели не сформулируем, то и результаты наблюдения будут нечеткими, расплывчатыми, и в конечном итоге -  не информативными. Во-вторых, результаты наблюдения надо как можно быстрее фиксировать: в противном случае даже хорошая память сослужит нам плохую службу.

При анализе документов (например, личное дело учащегося или разнообразные справки) надо понимать, какие признаки отличают документ от бумажки с печатью. И этому тоже надо, хотя и недолго, учиться. Документы заверяют разные этапы жизненного пути нашего обучающегося, и их  сравнение с «нормативной» траекторией жизни других одногодков обучающегося может рассказать много важного и интересного про подростка.

Тяжелее всего нашим учителям даётся, как это ни странно, беседа Они забывают, что беседа - это когда говорит не только один (взрослый) но и остальные участники беседы (подростки). Учителям очень трудно в ситуации беседы подавить свою «вторую натуру», которая так и тянет расставлять акценты и оценки. А как только подростки начинают понимать, что их слова сразу же откровенно не одобряются, то либо «закрываются», либо говорят социально одобряемые вещи и совсем не то, что думают.

Под изучением продуктов деятельности мы понимаем анализ результатов, получаемых учащимся в ходе реализации любой целенаправленной самостоятельной работы. Это может быть выполнение домашнего задания или результаты выполнения учебного задания на производственной практике, или оформление плаката (стенгазеты) для колледжа. По полученным результатам можно уверенно судить, понял ли обучающийся задание, владеет ли он способами выполнения работы, насколько он способен самостоятельному контролю над параметрами конечного продукта своей деятельности, с какой частью работы он не может справиться самостоятельно и так далее.

Экспертные оценки - это мнение других участников образовательного процесса (коллег, членов администрации, родителей, одноклассников) об индивидуальных особенностях интересующего нас подростка. Надо только признать, что «моё мнение» не является единственно верным, что другие люди могут заметить такие детали, которые я пропустил.

В силу специфики следующих двух методов - педагогической диагностики и психологического исследования - мы не будем их описывать и ограничимся только упоминанием о возможности их использования.

Есть одна важная деталь в применении на практике всех перечисленных выше методов: они допускают взаимную перепроверку. В приведенной ниже таблице отражено, какие методы применимы для исследования тех или иных индивидуальных особенностей обучающихся.

Применимость неэкспериментальных методов исследования.

Анализ документов

Наблюдение

Беседа

Результаты деятельности

Экспертные оценки

Педагогическая диагностика

Псих. Исследование  

Всего методов

1

Причины поступления

+

+

2

2

Мотивы учения

+

+

2

3

Обученность

+

+

+

3

4

Предпочитаемые предметы

+

+

2

5

Обучаемость

+

+

2

6

Воспитанность

+

+

2

7

Увлечения и интересы

+

+

2

8

Референтная группа

+

+

2

9

Социальный статус в группе

+

+

2

10

Состояние здоровья

+

+

2

11

Дополнительно

В этой таблице приведён минимальный набор взаимопроверяемых методов исследования, позволяющий составить подробную характеристику обучающегося для комплексной индивидуальной карты или для других целей. Такая минимальность вовсе не означает, что для полноты характеристики  нельзя привлекать другие методы, но только необходимость и достаточность, использования перечисленных методов. Напомним, что по этой схеме обсуждаются индивидуальные особенности обучающихся один раз в полугодие. То есть индивидуальная карта постоянно пополняется, что позволяет предметно увидеть прогресс (или регресс) в развитии конкретного учащегося за всё время его пребывания в колледже.

Последний момент педагогически очень важен, поскольку мы, как правило, сравниваем какого-то ученика с другими учениками или с нашим представлением о том, каким должен быть «хороший» ученик. А это не всегда верно, потому что при таком взгляде можно не увидеть, что же изменилось в подростке за год или за два: его возможные изменения просто «потеряются» на фоне других учащихся.

И еще один эффект, с которым мы неожиданно столкнулись при выстраивании системы изучения индивидуальных особенностей обучающихся по описанной схеме, так сказать, «побочный результат»: очевидно изменилась позиция самих педагогов. Во-первых, педагоги снова увидели за каждодневной нагрузкой главную цель своей деятельности - развитие обучающихся, во-вторых, необходимость охарактеризовать подростков заставила педагогов еще раз присмотреться к каждому из них и окрыть для себя что-то новое в детях. В-третьих, выработка единых требований уровня развития обучающихся как необходимое условие работы косилиума – помогает  в выработке единства педагогических требований. В-четвертых, уже на консилиуме (мероприятии, констатирующим ситуацию) возникают идеи о стратегии и тактике дальнейшей педагогической деятельности в отношении последующего развития того или иного обучающегося, и идеи эти имеют диагностическое обоснование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА....

профессиональный проект "Психологические предпосылки, пути и методы исправления певческой интонации у детей"

Профессиональный проект разработан с целью более подробного рассмотрения проблемы "гудошников", созданию методических рекомендаций по работе с данной категорией детей...

гендерный подход в педагогике

В настоящее время в педагогике основным направлением является индивидуальный поход к каждому ребенку,что не возможно без учета его гендерных возможностей. В статье раскрываются особенности обучен...

Выступление на психолого-педагогическом семинаре на тему «Эра актуализации модернизировано- инновационного подхода в педагогике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

«Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»

в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода...

Статья "Деятельностный подход в педагогике"

В настоящее время большой актуальностью пользуются умения и навыки учащихся в фундаментальных и прикладных науках. Поэтому в обучении становится актуальным формирование деятельностного подхода....