"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.
статья по физике по теме

Жирноклеева Юлия Владимировна

 

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc55 КБ
Office presentation icon obuchenie_i_vospitanie_uspehom.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

«Есть учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – которые стремятся устранить недостатки воспитанников прямым и, казалось бы, самым надежным

путем: выставляют наружу детские слабости в надежде на то, что ребенок

критически оценит свое поведение, "опомнится", будет стремиться стать

хорошим. Но в подавляющем большинстве случаев это воздействие оказывается неудачным». Такой путь к детскому сердцу как бы обнажает,

уязвляет его самые больные, самые чувствительные места: самолюбие,

чувство собственного достоинства, человеческую гордость. И естественно,

что ребенок начинает защищаться всеми доступными ему средствами: сначала огорчениями и слезами, нежеланием идти в школу, затем несогласием с учителем, с его замечаниями и оценками, наконец, вызывающим поведением, демонстративным непослушанием,

грубостью, попытками организовать вокруг себя единомышленников, составить из них оппозицию классу, учителю. Между вооруженным педагогическими знаниями и жизненным опытом учителем, с одной стороны, и беспомощным, незащищенным «трудным» учеником – с другой, складываются конфликтные отношения. Их  деловые и личные взаимоотношения начинают строиться на эмоциональной, ситуативной, а не на разумной, рациональной основе. Мотивы, обосновывающие эту позицию со стороны учителя, таковы: этот ученик не хочет учиться, не слушается и не выполняет моих заданий, перечит мне и раздражает меня, следовательно, он трудный или плохой ученик (ребенок, человек вообще). Его надо призвать к порядку. Позиция «трудного» ученика основывается на иных мотивах: это учитель придирается ко мне, ставит плохие оценки, делает замечания, жалуется родителям, стыдит перед товарищами. Значит, он (она) плохой учитель (и, может быть, плохой человек вообще). Ему надо отомстить или отплатить тем же, т.е. взаимной неприязнью. Однако если при этом учитель не сомневается в своей правоте, в правильности своей педагогической позиции и профессиональной состоятельности, то «трудный» ученик начинает все более сомневаться в прочности своего положения, в том, что и ему возможно учиться хорошо. Все его поначалу единичные неуспехи, огорчения и неудачи в учебе, в отношениях с учителем, товарищами

и родителями, обусловленные его невоспитанностью, неразвитостью, складываются в негативное отношение к учебе и школе вообще, к родителям,

порождают стойкую неуверенность в себе. Такой ученик становиться и труднообучаемым, и трудноуправляемым одновременно. Возникают эмоциональные и смысловые барьеры в отношениях с учителями, товарищами, родителями. Исчезает взаимопонимание. Учитель утрачивает возможность правильной ориентировки в мотивах действий и поступков ученика, теряет меру справедливости и объективности в их оценке. Воспитательный потенциал его влияния на ученика резко падает: Опасность педагогической запущенности состоит прежде всего в том, что

обусловленные ею отклонения в учебной деятельности и поведении ученика

могут быть неправильно, ошибочно восприняты и оценены учителем как

проявление лени, злой воли, злонамеренности ученика, его нежелания

учиться и вести себя прилежно. Такая позиция обычно служит предпосылкой возникновения неконструктивного, эмоционального, педагогически

ошибочного подхода к оценке возможностей ученика, к коррекции

его учебной деятельности и поведения.

Работу с трудными учениками необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, что привело их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных исправлений их личности. Если учитель не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами. Исследования показывают, что общая причина развития у ребенка отрицательных форм поведения – допущенная когда-то ошибка его воспитании.

  Анализируя я  обнаружила самые различные причины, порождающие неуспеваемость. Это:

  1. непосильный объём знаний;
  2. несовершенство методов обучения;
  3. отсутствие нужных общественных мотивов учения;
  4. «интеллектуальная пассивность»;
  5. неправильные навыки и способы учебной работы;
  6. неправильное отношение к труду.
  7. Знание и предотвращение этих причин позволяет сделать процесс обучения более эффективным с первых дней обучения школьников.

Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

            В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

            Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Для возникновения у школьника позитивной Я-концепции желательно, чтобы учитель в своих отношениях со школьниками руководствовался следующими правилами:

— уделять внимание всем учащимся,

— находить время для личного контакта с каждым учащимся,

— отмечать успехи учащихся и хвалить их справедливо,

— учитывать индивидуальные особенности школьников.

Для успешного формирования личности школьника учитель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ( темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах).

 

Учет  темперамента в  индивидуализации процесса воспитания.

 

Темперамент

Индивидуальные особенности

Индивидуализация воспитания

холерик

Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия.

 При разработке ИПВ обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции.

сангвиник

Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание.

При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа.

флегматик

Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца,  ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик.

Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки».

меланхолик

Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с  поставленными задачами.

Следует создавать  условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми

 

 

Многие из «троечников» и нарушителей дисциплины – дети с открытым и свободным мышлением, которым просто скучно на уроке. Этих детей надо понять,  оценить способности и знания ребенка, найти дифференцированный подход.

Например: Бурмистров Кирилл, учащийся  9а класса, «трудный ученик» но с хорошими способностями, стремящихся к лидерству. Я сделала его своим «помощником- консультантом»  на уроке, прикрепила к нему другого «трудного» ученика из этого же класса – Алейкина. В обязанности Кирилла – помогать ребятам у которых возникают трудности с выполнением задания     ( сам с заданием он справляется очень быстро), проверить рабочие места и выключить компьютеры. В результате Алейкин, который вначале просто просиживал на уроке, стал сначала с Кириллом, а потом самостоятельно выполнять задания на компьютере. При этом поведение на уроке в результате занятости, изменилось в лучшую сторону. Львов Сергей – неадекватный, очень сложный ребенок. Ему я всегда готовлю персональное задание для работы на компьютере с элементами игры, орентированными на успокоение.

7 «а» и 7 «б» класс сложные классы в организации урока, шумные, большинство мальчиков, у которых по возрастным особенностям именно в этот период начинается значительное снижение мотивации к получению знаний. В этих классах очень много детей, которые требуют дифференцированного подхода. Способности учащихся 7-8 классов удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием всевозможной наглядности, затухает через 5-10 минут. Как же может успешно продолжаться процесс обучения на уроке? Ключом к решению проблем обучения может послужить осуществление деятельностного подхода к процессу обучения, основополагающими целями которого являются:

1.сформировать у ученика умение и потребность учиться;

2.снятие перегрузки учащихся;

через решение следующих задач:

1.Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность:

  1. увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроке;
  2. разработка системы занятий по изучению и закреплению нового материала и отработке навыков решения задач;
  3. мотивация и практическая направленность обучения, поиск, исследование;
  4. использование нестандартных приемов обучения и форм уроков с разумной сменой деятельности, дающей толчок развитию познавательных интересов, инициативы;
  5. использование группового метода работы на уроке – как активного познавательного контакта учащихся в плане стимуляции интенсивного обмена информацией, сотрудничества, взаимопомощи, а также вовлечения в занятие большей части класса;
  6. свободный выбор задания, и та работа, где можно проявить личную изобретательность, фантазию, что в случае успеха приносит удовлетворение учащимся;

Например: при изучении физики в 7 классе использую электронные учебники физики, созданный по учебнику А.В.Перышкина, в котором все опыты, примеры, многие тесты анимированы с применением флеш-технологии. Интерфейс каждого раздела представлен в виде урока, где прописаны вопросы для повторения, план изучаемой темы, теория сочетается с анимированными опытами, примерами, исследовательскими мини-работами.

Такой ЭОР хорошо ложиться  в рамку урока, значительно повышает плотность урока, работают на уроке практически все. Используя эти резурсы можно применять такие технологии обучения: педагогику сотрудничества, исследовательскую деятельность, проблемное обучение и т.д., диапазон используемых технологий обучения сочетаемых с ИКТ огромный. Было бы желание. Замечательно представлены в эти ресурсах тесты. Они также анимированы, очень наглядны в плане сочетания теории и практики.

б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы); в) мотив успешного решения познавательных задач. Широко для этого использую различные интерактивные модели, виртуальные лабораторные работы, практические работы.

Но я не отказываюсь и от эксперимента на уроке и экспериментальной деятельности учащихся с реальными физическими объектами. Я их применяю в «дружественном» симбиозе, что значительно повышает эффективность образовательного процесса на уроке. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий, соответственно и поведения на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш Корчак

Слайд 2

« Есть учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – которые стремятся устранить недостатки воспитанников прямым и, казалось бы, самым надежным путем: выставляют наружу детские слабости в надежде на то, что ребенок критически оценит свое поведение, "опомнится", будет стремиться стать хорошим. Но в подавляющем большинстве случаев это воздействие оказывается неудачным » .

Слайд 3

Негативные функции

Слайд 4

Предупреждает и угрожает по невыполнению требований Останавливает внимание на негативном Даёт прозвища (плохой, ленивый …) Много говорит за детей Выражает недовольство учеником, группой учеников

Слайд 5

причины, порождающие неуспеваемость непосильный объём знаний; несовершенство методов обучения; отсутствие нужных общественных мотивов учения; «интеллектуальная пассивность»; неправильные навыки и способы учебной работы; неправильное отношение к труду. Знание и предотвращение этих причин позволяет сделать процесс обучения более эффективным с первых дней обучения школьников.

Слайд 6

Какой стиль взаимодействия педагога и ученика выбираешь ты? авторитарно- догматический сочувствующий или попустительский демократический

Слайд 7

«Здесь нет верха и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования…» Ю.М Лоцман

Слайд 8

Демократический стиль руководства косвенные формы побуждения к действию (совет, просьба); побуждение к самостоятельности; активности; искренность взаимоотношений; переживание неудач ребенка; радость за успехи каждого ребенка; уважение личности ребенка; создание комфортного микроклимата в классе; поддержка полезных начинаний каждого ребенка; поощрение инициативы и творчества оказание поддержки каждому ребенку.

Слайд 10

Три постулата новой технологии урока Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика; Урок есть часть жизни ребенка; Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Слайд 11

Научно-методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом

Слайд 12

Атмосфера доброжелательности ; Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи; Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности; Педагогическая поддержка ; Оценивание.

Слайд 14

Создание ситуации успеха на уроке: Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Снятие страха. Высокая мотивация предлагаемых действий. Реальная помощь в продвижении к успеху. Краткое экспрессивное воздействие. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. Оценивание.

Слайд 15

ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК, ВЕДЁТ К УСПЕХУ. А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.

Слайд 16

Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания. Темперамент Индивидуальные особенности Индивидуализация воспитания холерик Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия. При разработке ИПВ обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции.

Слайд 17

Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания. Темперамент Индивидуальные особенности Индивидуализация воспитания сангвиник Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа.

Слайд 18

Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания. Темперамент Индивидуальные особенности Индивидуализация воспитания флегматик Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик. Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки».

Слайд 19

Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания. Темперамент Индивидуальные особенности Индивидуализация воспитания меланхолик Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами. Следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А "  класса  СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...

Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике.

Тарнавская Т.А., Кулаков А.В., Щелканова Г.В. Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике. – Сборник научно-методических работ (начальное и среднее профессиональное образова...

Идеи педагогики сотрудничества в деятельностном подходе при обучении математике в средней школе

В результате разработки и внедрения собственной системы деятельностного подхода в обучении на уроках математики на основе педагогического сотрудничества становится качественной подготовка учащихся, по...

Презентация "Воспитание толерантности через педагогику сотрудничества"

Из опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности....

«Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»

в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Статья " Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Педагогика сотрудничества."

Для каждого учителя важно наиболее полно раскрыть возможности и способности своих учеников, раскрыть их индивидуальности. История как особый предмет – самый воспитательный, самый эмоциональный, ...