Слагаемые успеха профессионального самоопределения школьников
статья по психологии (11 класс) на тему

Савинцева Елена Васильевна

Актуальность темы заключается в том, что современная молодежь(ученики 9-11 кл) вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬИКОВ

В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Актуальность темы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Выбор профиля обучения, являющийся шагом к будущей профессии, по мнению 62 % учащихся восьмых-девятых классов, - очень сложный процесс. Такой же точки зрения придерживаются и их учителя. Но родители подходят к выбору иначе, и только десятая часть затруднилась ответить на вопрос, какой профиль они хотели бы выбрать для своего ребенка. От этих оценок существенно отличается мнение учащихся десятых профильных классов и их родителей: сложным такой выбор признали 38 % десятиклассников и 42 % родителей.

Опрос показал, что восьмиклассники и девятиклассники в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей. В то же время родители переоценивают самостоятельность своих детей, не замечая, что ребенок надеется именно на них. Учащиеся десятых профильных классов уже успели переосмыслить роль учителей, родителей, друзей и проявляют теперь ту самую самостоятельность, которую взрослые ожидали от них при первоначальном выборе профиля обучения. Но все же и они воспроизводят мнение своих родителей.

 Мотивы выбора профессии: по мнению учеников и родителей.

Мотивы выбора

Ученики

Родители

Престиж профессии

22,0 %

19,0 %

Высокая зарплата

26,5 %

22,0 %

Высокая

7,0 %

13,0 %

Возможность карьерного роста

10,5 %

9,0 %

Возможность

4,0 %

9,0 %

Семейные традиции

2,0 %

3,0 %

Интерес к данной профессии

20,0 %

19,0 %

Затрудняюсь ответить

8,0 %

6,0 %


Столкнувшись с  работой  в школах Санкт-Петербурга, роль  профориентационной работы со школьниками недооценивается в сознании педагогов общеобразовательных школ. Поверхностная работа с учащимися начинается лишь на последней ступени школьного образования.

Школьники ограничены в получении знаний о профессиях, выбор формируется исходя из мнения родителей, семейных традиций и рекламируемых в СМИ профессий. Находясь в процессе профессионального выбора, учащийся не способен сделать его сознательно и самостоятельно. Вследствие чего, поступая на одну из специальностей под влиянием всевозможных факторов, кроме профориентационной работы, спустя 2-3 года учащийся осознает, что выбор его был неправильный.

И как следствие - потеря времени на переобучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников

Презентация авторской программы на педагогическом совете....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

мастер-класс на тему:  ФОРМУЛА УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.Психологи сравнивают успешный выбор профессии со «вторым рождением человека».  Уверена, что роль учителя в этом п...