Причины проявлений деликвентности у детей и подростков.
материал по психологии на тему

Бардина Ирина Борисовна

               Делинквентное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Для формирования преступного поведения существуют множественные причины, включающие влияние групп сверстников, социального контроля и социального  научения, а также бессознательного усвоения моделей поведения в раннем возрасте и особенности характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Делинквентное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Для формирования преступного поведения существуют множественные причины, включающие влияние групп сверстников, социального контроля и социального  научения, а также бессознательного усвоения моделей поведения в раннем возрасте и особенности характера .

Группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей школьно возраста.

1. Биологические причины выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся генетические особенности, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические расстройства, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций; физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность,  которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.

 2. Социально-экономические причины включают социальную нестабильность российского общества, усилившуюся в условиях экономического кризиса, неравенство, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу и, как следствие, кризис семьи.

 3. Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям преступного  поведения несовершеннолетних.

 4. Социально-педагогические причины. На формирование поведения несовершеннолетнего особое влияние имеет семья, школа и неформальные группы сверстников.

5. Социально-психологические причины непосредственно связаны с возрастными кризисами идентичности и  застревания в определенной фазе развития.

Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения несовершеннолетних и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которых отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены. Ряд типов акцентуаций характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников. Дети с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска. Они нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

 КАКОВА ЖЕ МОТИВАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ?

Непосредственной причиной противоправного поведения обычно выступает специфическая мотивация. Противоправное поведение по своей сути означает наличие актуального конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и социальными требованиями, представленными в законах.

Индивидуальными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть:

  • стремление немедленно получить удовольствие и стремление к комфорту;
  • стремление самоутвердиться или достичь высокого социального статуса;
  • оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты);
  • поведенческие стереотипы, например, как результат пребывания в криминальной среде;
  • агрессия и садистские наклонности;
  • потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение;
  • скука, стремление к риску и острым ощущениям;
  • фрустрация или необходимость вынужденной защиты;
  • альтруизм (правонарушение, совершаемое ради других людей или высокой цели).

Склонность к делинквентному поведению может проявляться в различных социальных отклонениях − от нарушения норм морали, незначительных правонарушений до тяжких преступлений. К основным формам делинквентного поведения относят:

1) пьянство и алкоголизм;

2) наркоманию;

3) суицид;

4) проституцию;

5) бродяжничество;

6) кражу и вымогательство;

7) психическое и физическое насилие.

В данном случае речь идет о так называемом докриминогенном уровне преступности, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правонарушений, несоблюдении норм морали, правил поведения в общественных местах, в уклонении от общественно полезной деятельности, в употреблении веществ, нарушающих психическое и физическое здоровье. Криминогенный уровень асоциального поведения свойственен более старшему возрасту. Данный уровень асоциального поведения связан с осуществлением личностью противоправных действий, которые ведут к нанесению ущерба здоровью и благополучию окружающих людей (хулиганство, мошенничество, воровство, грабеж, изнасилование).

Школа, больше чем любой другой институт, кроме семьи, может оказывать влияние на поведение молодых людей. В той мере, в какой школа создает возможности для успешной социализации и формирования позитивных установок учащихся, сокращаются и возможности вовлечения несовершеннолетних в криминальную активность.

На что же должна быть направлена профилактическая работа  
с несовершеннолетними,  склонными к делинквентному поведению.   Это прежде всего:

   Организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика противоправного поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.

 Организация информационно-воспитательного пространства. Это направление психопрофилактической работы реализуется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, т.е. в воздействии на познавательные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

 Использование моделей социального обучения. Данная модель реализуется преимущественно в форме групповых тренингов и индивидуальной работы.

Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение.

Тренинг аффективно-ценностного обучения. В ходе групповой психологической работы формируются навыки самостоятельного принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Формируются наиболее важные социальные умения личности.

 Организация ценностно-смыслового досуга. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения.

Формирование установок на здоровый образ жизни, личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

 Организация профилактики рецидивов (индивидуальные формы работы).

Комплекс развития системы дисциплинарных мер должен быть направлен на создание безопасной школьной среды, системы регулирования поведения и школьной дисциплины. Организация безопасности касается ограничения доступа на территорию школы нежелательных персон, а также предотвращения появления в школе оружия или запрещенных предметов и веществ (например, наркотиков). К этой же группе относятся меры, направленные на регулирование поведения и школьной дисциплины, на создание в школе системы формальных ролей, в которых учащиеся могут участвовать в формулировании школьных правил и контролировать их соблюдение, а также в рамках которых они получают формальные возможности реагировать на проблемное поведение своих сверстников. В этом контексте можно упомянуть такие меры как посредничество сверстников в разрешении споров и конфликтов.

Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности: правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система социального контроля, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за нарушение этих норм.

Социальный контроль осуществляется в двух направлениях:

1) обеспечение и стимулирование позитивного поведения социальных субъектов;

2) воздействие на различные формы социально-негативного, отклоняющегося поведения с целью предупреждения и снижения нарушений социальных норм.

В качестве объекта социального контроля, с целью предупреждения отклоняющегося поведения, выступают несовершеннолетние правонарушители и другие делинквенты, совершившие правонарушения, отбывающие или отбывшие наказание; дети и подростки, живущие в неблагополучных условиях, и образующие так называемые группы "социального риска".

Другую группу составляют средства, непосредственно воздействующие на объект социального контроля, – это поощрение и стимулирование нормированного поведения, ответственность и наказание. Последние широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения за совершение преступлений и других правонарушений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МАОУ СОШ №6 Г.ТРОИЦКА педагог-психолог Бардина И.Б. МАОУ СОШ №6 Г.ТРОИЦКА педагог-психолог Бардина И.Б.

Слайд 2

Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения человека, достигшая степени общественной опасности, определяемой уголовным законом, т.е. преступное поведение.

Слайд 3

Группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей школьно возраста Биологические генетические психофизиологические физиологические Социально-экономические Морально-этические Социально-педагогические Социально-психологические

Слайд 4

Индивидуальными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие и стремление к комфорту; стремление самоутвердиться или достичь высокого социального статуса; оппозиционное поведение; поведенческие стереотипы; агрессия и садистские наклонности; потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение; скука, стремление к риску и острым ощущениям; фрустрация или необходимость вынужденной защиты; Альтруизм.

Слайд 6

Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к делинквентному поведению Организация социальной среды. Организация информационно-воспитательного пространства. Использование моделей социального обучения. Организация ценностно-смыслового досуга. Формирование установок на здоровый образ жизни. Организация профилактики рецидивов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины девиантного поведения детей и подростков

статья рассматривает виды девиантного поведения, причины его проявления у современных детей и подростков...

ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».

Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....

Программа по профилактике девиантных и отклоняющихся проявлений у детей и подростков

Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие следующих направлений: развитие эмоциональной сферы, пропаганда здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков,  раскрытие твор...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В основе деструктивного поведения детей и подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным...

«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».

Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья  оказывает серьезное негативное воздействие на формирование ли...

Детско-родительские отношения. Агрессивные проявления у детей и подростков.

Презентация для родительского собрания "Детско-родительские отношения". Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Почему себя так ведут дети в школьном социуме? Одна из причин а...