«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
материал

Горнова Полина Константиновна

Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья  оказывает серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. Как правило в подростковом возрасте у данной категории учащихся  меняется поведение в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_negativnyh_proyavleniy.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».

социальный педагог Горнова П.К.

           В нашей школе – интернате обучаются дети с задержкой психического развития. Данной категории детей свойственны: слабость усвоения общих понятий и закономерностей, они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к эмоциональной поверхности контактов, сниже​нию способности к сопереживанию и сочувствию, мимолетным, ситуативным и неустойчивым побуждениям к действиям. Большинство детей и подростков с ОВЗ психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, мало предсказуемо.

Следует отметить, что семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. В большинстве случаев отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, не имеют  образцов социально желаемого поведения и общения с людьми разных возрастных категорий. Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья  оказывает серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. Как правило в подростковом возрасте у данной категории учащихся  меняется поведение в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.

Можно перечислить основные факторы, причины появления различного типа девиаций в поведении:

1.Нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.

2. Несостоятельность семейного воспитания. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические

3.Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).

4. Наличие определенных акцентуаций (чрезмерно выраженные отдельные черты) в характере  подростка. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

         В свете выше сказанного перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

- предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;

- оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям и семьям, находящимся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации;

- обеспечение своевременного обмена информацией о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную, антиобщественную деятельность, жестокого обращения с детьми, о подростках, причисляющих себя к неформальным антиобщественным объединениям и принятие соответствующих профилактических, реабилитационных и психолого-педагогических мер;

- совершенствование форм и методов правового воспитания, развитие детских и подростковых объединений, ученического самоуправления;

- участие в конкурсах, проектах, профилактических программах окружного и городского уровня;

- повышение уровня взаимодействия образовательной организации с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, полиции в индивидуальнопрофилактической работе с детьми и семьями;

- разработка и использование в образовательном учреждении новых программ, методик и технологий воспитательно-профилактической направленности. 

Основные формы психопрофилактики различного вида девиантного поведения:

1.Работа, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

2.Работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время, выявление данных учащихся, выявление данных семей

3.Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательные поведение личности. Объектом работы может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу на формирование установок направленных на здоровый образ жизни и трезвость.

4.Информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, создание сайтов в Интернете.

Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтверждения статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков и алкоголя на здоровье и личность. Нередко информирование имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков и описываются драматические судьбы девиантов, их личная деградация. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций.

В некоторых случаях, напротив, ранее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызвать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев информация даётся несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению алкогольной и наркозависимости. должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

5.Активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

  1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренингов изменяется установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развиваются способность говорить «НЕТ» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
  2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознанию эмоций, выражать их приемлемым способом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируется принятия решений, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
  3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимается наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно решать конфликты в межличностных отношениях. Также, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою жизненную позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающих ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

6.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. например, аддикция (зависимость) может играть важную роль в личностной динамике- повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получают что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают ранее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности- спорт, искусство, познание. если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой  в отношении негативных потребностей и занятий.

7.Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. Наиболее эффективными являются, прежде всего, интерактивные формы проведения работы.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что система в работе по профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде не может быть выстроена в «одночасье» - это кропотливая работа с педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов и с безответственными родителями, которую мы делаем и, надеюсь, будем делать в координации с другими учреждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».

Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....

Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"

Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....

Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних

Выступление  на Круглом столе при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Отрадное города Москвы с докладом на тему: "Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негати...

«Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся» - материал к родительскому собранию

К сожалению, различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной их тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому, в настоящее ...

Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».

Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....

Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся

В презентации рассматриваются вопросы интернет-безопасности, интернет-зависимости, вовлечения в деструктивные организации экстремистского и религиозного профиля, химических зависимостей, аутоагре...