Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы по подготовке ребёнка к чтению и письму
рабочая программа по психологии на тему

Дегтяренко Наталья

Программа на основе методики М.Монтессори по книге Мари Элен Пляс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_montessori.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнечирская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Рекомендована решением

Утверждаю

методического совета

директор ГКОУ

протокол

«Нижнечирская С(к)ОШИ

от «30» августа 2014 г. № 1

_______________________

руководитель МС __________________

И.Г. Дегтяренко

«30» августа 2014 года

ПРОГРАММА

индивидуальной коррекционно-развивающей работы по подготовке ребёнка к чтению и письму для ученика 1-го класса

 Жагинова Владимира Юрьевича

составил педагог-психолог

Н.В.Дегтяренко

Нижний Чир

2014 год

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для подготовки ребёнка к чтению и письму. Программа основана на принципах и методах занятий по системе М. Монтессори.

Программа рассчитана на 20 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • Раздел 1. Первичная диагностика ребёнка (1 час). Определение уровня речевого развития ребёнка, мелкой моторики рук.
  • Раздел 2. Подготовительные занятия (9 часов). Подготовка ребёнка к восприятию звуков. Развитие сенсорного восприятия, координации в системе «глаз-рука». Расширение словарного запаса, общей осведомлённости, кругозора.
  • Раздел 3. Занятия с шершавыми буквами (9 часов). Прорабатывание графомоторных навыков. Соотнесение звука и буквы.
  • Раздел 4. Итоговая диагностика ребёнка (1 час). Определение динамики развития.

Учащийся должен уметь:

  • называть предметы, которые его окружают;
  • усвоить понятия «звук», «буква»;
  • делить слова на слоги с помощью взрослого;
  • писать прописные буквы;
  • определить, с какого звука начинается слово;

Тематический план занятий.

№ урока

Темы занятий

кол-во часов

Раздел 1. Первичная диагностика ребёнка .

1

1

Методика «Домик» Гуткиной.

1

Раздел 2. Подготовительные занятия .

9

2

Называние предметов, которые окружают ребёнка.

1

3

Игра со слогами.

1

4

Обводим пальцем, потом карандашом.

1

5

Рисуем пальцем на песке или на манной крупе.

1

6

«Найдём что-то, что начинается со звука...»

1

7

Создаём тишину.

1

8

Игры со звуками.

1

9

«Угадай, что я вижу: это начинается со звука ...».

1

10

Охота за звуками. Игра в чепуху.

1

Раздел 3. Занятия с шершавыми буквами .

9

11

Знакомство с шершавыми буквами.

1

12

Трогаем шершавые буквы.

1

13

Рисуем три буквы.

1

14

Рисуем буквы на песке.

1

15

Рисуем буквы на грифельной доске.

1

16

Звуки, буквы и картинки.

1

17

«Дойди на цыпочках до буквы...»

1

18

Прячем шершавые буквы.

1

19

Безумные ассоциации.

1

Раздел 4. Итоговая диагностика ребёнка . 

1

20

1

Примерное содержание занятий.

 урока

Тема занятия

Содержание занятия

1

Первичная диагностика ребёнка.

Беседа. Методика «Домик» (Гуткина).

Графический диктант.

2

Называние предметов, которые окружают ребёнка.

  • Поиск предметов, которые начинаются на одну букву (можно использовать также картинки), игру проводить каждое занятие вводного курса, меняя буквы всякий раз.
  • Придумывание истории про предметы. (использовать картинки  из весёлой азбуки).

3

Игра со слогами.

  • Поиск предметов;
  • игра со слогами по картинке из весёлой азбуки.

4

Обводим пальцем, потом карандашом.

  • Поиск предметов;
  • игра со слогами;
  • рисование линий на бумаге толстым фломастером (можно сделать рамку или открытку).

5

Рисуем пальцем на песке или на манной крупе.

  • игра со слогами;
  • рисуем пальцем на песке или на интерактивной доске.

6

«Найдём что-то, что начинается со звука...»

  • Ищем на картинках или вокруг что-то, что начинается с определённого звука (повторяем игру на нескольких занятиях, используя разные звуки);
  • рисуем пальцем на песке.

7

Создаём тишину.

  • Упражнения на создание тишины. Прислушиваться к звукам своего тела.
  • Игра со слогами (по картинкам из весёлой азбуки).

8

Игры со звуками.

  • Ищем вокруг себя предметы, названия которых начинаются с какого-либо звука.
  • Рисуем пальцем на интерактивной доске.

9

«Угадай, что я вижу: это начинается со звука ...».

  • Игра «угадай, что я вижу...»;
  • «рисуем» стилосом (повторяем лабиринт, используя набор «графомоторика» Пертра.

10

Охота за звуками. Игра в чепуху.

  • Предлагать ребёнку во время прогулки находить предметы, названия которых начинаются с определённого звука;
  • выбрать какой-либо звук и найти вместе с ребёнком несколько слов, которые начинаются с этого звука. Записать эти слова или положить соответствующие картинки можно добавить одно-два прилагательных и глагол, чтобы можно было составить фразу.
  • «рисуем» стилосом (повторяем лабиринт, используя набор «графомоторика» Пертра.

11

Знакомство с шершавыми буквами.

  • Для занятия потребуется корзинка, наполненная предметами, названия которых начинаются на определённую букву;
  • перед началом занятия моем руки тёплой водой и хорошенько вытираем (это поможет обострить чувствительность кончиков пальцев);
  • выбираем игрушку, соответствующую карточку с буквой и плавным медленным движением обводим букву.

12

Трогаем шершавые буквы.

  • Для занятия потребуется корзинка, наполненная предметами, названия которых начинаются на определённую букву;
  • перед началом занятия моем руки тёплой водой и хорошенько вытираем (это поможет обострить чувствительность кончиков пальцев);
  • выбираем игрушку, соответствующую карточку с буквой и плавным медленным движением обводим букву.

13

Рисуем три буквы.

  • Выбираем из набора шершавых букв три буквы, похожих по начертанию;
  • одновременно произносим звук и обводим пальцами шершавую букву;
  • ищем предмет, название которого начинается на эту букву. Таким образом проработать три буквы. Это упражнение повторяем на всех последующих занятиях.

14

Рисуем буквы на песке.

  • Прорабатываем три буквы;
  • рисуем буквы на песке. Положить рядом шершавую букву, чтобы ребёнок мог смотреть на неё. Следить, чтобы он рисовал в правильном направлении.

15

Рисуем буквы на грифельной доске.

  • Прорабатываем три буквы;
  • рисуем буквы на грифельной доске. Положить рядом шершавую букву, чтобы ребёнок мог смотреть на неё. Следить, чтобы он рисовал в правильном направлении.

16

Звуки, буквы и картинки.

  • Прорабатываем три буквы;
  • рисуем буквы на грифельной доске. Положить рядом шершавую букву, чтобы ребёнок мог смотреть на неё. Следить, чтобы он рисовал в правильном направлении;
  • предложить ребёнку открыть конверт с соответствующей буквой и назвать предметы на картинках.

17

«Дойди на цыпочках до буквы...»

  • В начале каждого занятия продолжаем прорабатывать буквы:
  • разложить на полу полукругом несколько шершавых букв, предложить ребёнку дойти на цыпочках до буквы «а», положить руку на букву «д» и т. д.

18

Прячем шершавые буквы.

  • Спрятать в комнате 3-4 шершавых буквы и предложить ребёнку отыскать сначала одну букву. Затем попросить его назвать предметы, которые начинаются на эту букву и показать их в комнате. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы необходимые предметы присутствовали в комнате.

19

Безумные ассоциации.

  • Предложить ребёнку выбрать одну из карточек с картинками, назвать первую букву и найти шершавую карточку с изображением буквы. Провести по ней пальчиком в том направлении, в каком её пишут. Вспоминаем вместе с ребёнком слова, которые начинаются с этого звука и записываем их на листке. Когда наберётся несколько слов предложить ребёнку объединить какие-либо из них в пары. Например: «носорог-нытик». Предложить ребёнку выбрать наиболее понравившуюся ассоциацию и нарисовать к ней картинку.

20

Итоговое обследование ребёнка.

Методика «Домик» (Гуткина). Написание букв по прописям с опорой на контур и образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с логопедом для учащихся 5 класса с ОВЗ(ЗПР)

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе – 2 часа в неделю. На занятия отводится 20 минут.Целью данной программы являет...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с логопедом для учащихся 8 класса с ОВЗ

Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, п...

Рабочая программа :Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 2.

Рабочая программаПредмет: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 2....

Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной а...