Как повысить качество образования. Психологический аспект.
консультация по психологии на тему

Карлина Кристина Анатольевна

               В чем же психологическая подоплека улучшения качества образования в школе? Самым главным условием успеха, с этой точки зрения, можно считать психологически здоровый коллектив. И, согласно словам А.С.Макаренко…

«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива,   а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_povysit_kachestvo_obrazovaniya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить качество образования

Система образования – это одна из сфер, которая наиболее подвержена различного рода реформам. Это связано с тем, что постоянно растут требования к специалистам в различных отраслях, появляются новые профессии, а значит, и качество обучения тоже должно улучшаться.


              В чем же психологическая подоплека улучшения качества образования в школе? Самым главным условием успеха, с этой точки зрения, можно считать психологически здоровый коллектив. И, согласно словам А.С.Макаренко…

«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива,   а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический»

Естественно, что школа начинается с учителя. И от него в большей степени зависит уровень подготовки школьников. Ведь всем известно, что некоторые предметы ученики могут знать лучше, а другие хуже. И здесь дело не в способностях и талантах детей, а в заинтересованности, требовательности и ответственности педагога.

Учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать  эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом  и требованиями к качеству педагогической  работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь  грамотно выполнять  обязанности  классного руководителя. Нужно владеть   инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах,   уметь строить отношения с родителями, которые  часто  в силу занятости   практически не занимаются воспитанием детей. Многих из педагогов трудовая деятельность приводит  к эмоциональному выгоранию  и как следствие от него развивается:  хроническая усталость, что приводит к снижению мотивации учителя, качеству труда. Эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на качестве образовательного процесса.

Не менее важным для учителя является и психологически здоровый коллектив. Очень важно для каждого найти поддержку в лице коллег, совпадение взглядов, идей, стремлений. Необходимо взаимопонимание поколений: старшие с радостью поделятся опытом, а молодые педагоги внесут нечто новое и современное. Не стоит сбрасывать со счетов и неформальное внешкольное совместное времяпрепровождение. Участие в тренингах  и психологически насыщенных занятиях   вместе с учителями    членов администрации  школы (и директора, и его заместителей) способствует  сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует  поддержанию позитивных установок как в отношении себя, так и других людей.

Говоря о качестве образования, нужно помнить, что наиболее эффективный способ его повышения – это заинтересованность как детей, так и педагогов в учебном процессе. Различные межшкольные и межвузовские олимпиады, конференции, семинары способны выявить талантливых учителей, школьников.

3

4

В повышении качества образования важны также и психологические условия нахождения детей. Как правило, успеваемость школьников гораздо ниже там, где с их мнением не считаются, они не понимают смысла обучения и не чувствуют свою значимость, а также не могут наладить отношения с одноклассниками и преподавателями. И здесь опять велика роль педагога, ведь хороший учитель, как психолог, знает подход к любому ребенку.


Рекомендации для педагога

1

  • Повышайте свой собственный уровень знаний, никогда не останавливаясь на достигнутом. Не бойтесь экспериментировать, отказываться от малоэффективных методов преподавания и делитесь опытом с коллегами.
  • 2
  • Ищите и изучайте новые системы проведения уроков, педагогические технологии, которые появляются в сфере образования.
  • Организовывайте обучение так, чтобы ученики могли не только получать и усваивать необходимую информацию, но и имели возможность самореализации в процессе обучения.
  • 4
  • Вместе с учениками ставьте цели, которых вы хотите достигнуть в процессе обучения. Только при соответствии ваших мотивов, действий, возможностей с мотивами, интересами, потребностями ваших подопечных, вы сможете наиболее эффективно и качественно доносить учебную информацию.
  • 5
  • Применяйте в системе обучения компьютер. Используйте инновационные технологии, например, интерактивную доску.
  • 7
  • Вводите различные системы мотивации подростков. В любой деятельности наличие элементов соперничества стимулирует людей к достижению поставленных целей.
  • Заботьтесь о своем психологическом здоровье и здоровье вашего коллектива. И тогда на работу будете идти не только для того, чтоб учить, но и самим учиться. Умейте слушать и понимать друг друга, относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью, помогайте новичкам освоиться в вашем коллективе.

  •  Стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного». Проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить качество образования

Наблюдается крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи, препятствующей эффективности модернизации российского образования. Правильная организация физической деятельност...

Психологические аспекты компьютеризации образования

Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали о...

Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования. Психологический комфорт ученика в классе.

Педсовет. Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования.Психологический комфорт ученика в классе. ...

Как повысить качество образования в стране: ответственность руководителя школы

В статье представлена идея по повышению качества образования в стране как одна из моделей по улучшения обучения. Основным аспектом является вклад в человеческие ресурсы и человеческий капитал, а именн...

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...