Главные вкладки

    Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте
    статья по психологии (11 класс) на тему

    Сафонова Юлия Сергеевна

    Постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого рядом не было бы крепкого дружеского плеча.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_82_safonova_ispravlennyy_variant4.10.12.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ю.С. Сафонова

    Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте

    Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Процессы созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, весьма подвижны и определяются по-разному, 17-21 год - для юношей и 16-20 – для девушек. Решив обратиться к проблематике дружбы как одного из психологических проявлений человека в его отношениях к миру и к самому себе, мы попытались выяснить каким образом понятие «дружба» присутствует в обыденном сознании юношей и девушек: как они представляют дружбу, какое место она занимает в их жизни, с какими другими понятиями связана.

     В современных условиях, когда всё более явственно проявляется деструкция межличностных связей, негативные детско-родительские отношения, огромная конкуренция людей, как в учебной, так и в профессиональной сферах, все чаще дружеские отношения носят формальный характер и толкают на «антидружеские поступки». Но, постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого рядом не было бы крепкого дружеского плеча. Меняется лишь смысл, вкладываемый человеком на разных этапах становления личности. С помощью данной работы мы сможем увидеть, действительно ли  она становится менее значимой в современном обществе детей? Какой смысл вкладывают в представление о дружбе девушки и юноши? Сможем отвечать на вопросы учащихся, более полно, о волнующих темах данного возраста: что такое дружба? Полученные результаты могут быть использованы для консультативной работы с целью информирования родителей, педагогов, учащихся об особенностях юношеской дружбы.

    Итак, дружба – это вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Дружба активно изучается в социологии, философии, этнографии, психологии и других науках, такими авторами как Аристотель, Эпикур, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Б. Заззо, В.А. Сухомлинский  и другие.

    Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем  совместно проводимого времени. К сожалению и сами юноши, и девушки, и взрослые глубоко убеждены в том, что у современной молодежи настоящей глубокой дружбы не бывает, что она все больше вытесняется поверхностными и краткосрочными приятельскими отношениями, основанными главным образом на совместном времяпрепровождении. Но с этим можно поспорить.

    Потребность в дружбе очень велика, как уже говорилось, уровень откровенности с ближайшими друзьями и приписываемая им степень понимания значительно выше, чем со всеми прочими людьми, включая родителей. Конечно, все очень индивидуально. Одни предпочитают парную дружбу, другие – компанию из 3 – 5 человек. Как правило, юношеская дружба является однополой, доверительное общение с человеком другого пола в этом возрасте затруднительно. Ценности и критерии дружбы у юношей и девушек также не совсем одинаковы. Потребность в дружбе возникает у девочек на полтора – два года раньше, чем у мальчиков, и дружба девочек вообще более эмоциональна.

    «Уровни» и «стадии» развития дружбы неуниверсальны. Длительность взаимоотношения, частота встреч и их глубина (интимность) — разные параметры, которые могут изменяться.

    В основе тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника. Дружеское общение всегда объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении с их друзьями важное место занимают общественная  работа, развлечения, спорт; дружба ассоциируется главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями, то есть - с вербальным общением.

    Возрастные рамки юношеской дружбы

    15-16 летние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба с взрослыми для них дорога и желанна. Но потребность в дружбе со сверстником сильнее. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям: «С парнем моего возраста мне легче общаться», «С ним свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее». Выбор старшего друга выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Редко встречается ориентация на младшего. Потребность в общении с младшими – это желание руководить, делиться опытом, позволяя проявить свои положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным.

    В проведенном исследовании приняли участие 100 испытуемых: 50 человек  мужского пола, 50 – женского, в возрасте 17 лет средней школы.

    В проанализированной научно-методической литературе нами не было обнаружено подходящего инструментария для исследования «дружбы». Исходя из этого, нами была разработана батарея методик, состоящая из 3 смысловых блоков, которая представляет собой модификацию имеющейся в психологии методики «рисуночной фрустрации Розенцвейга».

    1.Анкета состоит из трех смысловых блоков:

    1) Включает в себя три вопроса по типу незаконченных предложений и три вопроса открытого.

    2) Включает в себя 13 вопросов  закрытого типа.

    3) Предоставляется 9 типичных ситуаций общения двух друзей.

    Предполагается, что, в соответствии с механизмом проекции, испытуемый, отвечая за другого, легче, достовернее изложит своё мнение, проявит типичные для него реакции выхода из конфликтной ситуации, возникающих в межличностных отношениях (в сфере дружбы).

    1) При выполнении задания «Продолжите следующие высказывания» нами было отмечено, что девушки и юноши представляют дружбу и дают ей характеристику по-разному. На вопрос «Дружба - это…» испытуемые мужского пола подчеркивают «уверенность» - 26%, а девушки  «доверие»-38%. В определении выборкой «Я считаю, что друг это тот, кто…» и «В трудную для меня минуту я обращусь за помощью к…» гендерных различий выявлено не было. Среди главных качеств в друге юноши отметили такие как «преданность» - 22%, «верность» - 18%. Испытуемые женского пола выделили главными качествами для себя «взаимопомощь» - 20%, «понимание» - 12% опрошенных.

    Причиной прекращения дружеских отношений юноши и девушки видят в «предательстве». Количество друзей у юношей явно преобладает над количеством у девушек.  40% молодых людей отметили, что друзей  у них больше чем 20 человек. 20% девушек указали лишь 8 человек с которыми они состоят в дружеских отношениях. 16% испытуемых женского пола не состоят в дружеских отношениях, в то время как у юношей лишь 8%.

    2) После обработки данных этого смыслового блока нами было отмечено следующее: 100% испытуемых мужского пола в своих ответах согласились с утверждением «Не имей 100 рублей, а  имей 100 друзей» и 84% испытуемых женского пола также дали положительный ответ. 86% юношей согласились с тем, что «друг – это на всю жизнь» и 70% девушек также посчитали верным это утверждение. В дружбу на расстоянии верят 68%  юношей и 70% девушек.

    Ради друга пойти на жертву согласилось 45 человек из 50 девушек и 43 человека опрошенных юношей. 86% испытуемых мужского пола и 76% женского пола верят в дружбу между мужчиной и женщиной. 45 юношей  из 50 и 36 девушек сказали, что у них есть друг. 54% юношей и 62 % девушек из 100 опрошенных считают, что настоящая дружба среди их сверстников встречается редко. 64% юношей и 54% девушек охваченных нашей анкетой предпочитают в качестве друга иметь сверстника и 36 % молодых людей и 46 % девушек – человека старше себя.  Разделяют в своем окружении знакомых от друзей 86 % испытуемых мужского пола и 96 % женского пола. Юноши в 50% из 100 своими сокровенными мыслями, планами, переживаниями делятся с друзьями и 36 % девушек с подругами.

    3) При анализе данных полученных при выполнении испытуемыми этого смыслового блока можно сделать выводы: что ярких гендерных различий в способах реагирования в фрустрационных ситуациях в сфере дружбы выявлено не было. Мы видим, что реакция на конфликты, ссоры, неудачи у молодых людей и девушек схожи: в основном, юноши и девушки осуждают внешние причины фрустрирующей ситуации, обвиняя всех вокруг и снимая с себя ответственность.

    Таким образом, мы видим, что для всей выборки характерны дружеские отношения, но юноши и девушки по – разному подходят к представлению о дружбе, вкладывая в это понятие своё, присущее своему полу. Молодые люди, называя человека своим другом, хотят видеть в нем преданность, верность, девушки же – взаимопомощь, понимание. Численность друзей у юношей превышает число подруг у девушек, а понятие «дружба» молодые люди видят как «уверенность», испытуемые женского пола - «доверие» между людьми считающимися друзьями. Также, мы видим, что большинство юношей и девушек данной выборки считают, что «дружба» - это ценность, не теряющая значимость в течение всей жизни  и стоит того, чтобы ради нее идти на жертву. Также отмечают, что настоящая дружба - редкость. «Дружба» понятие «бесполое», то есть друг может быть как своего пола, так и противоположного пола. Большая часть учащихся верят в дружбу на расстоянии, т.к. современные коммуникативные технические  средства в этом помогают. Если смотреть на предпочитаемый возраст друга, то большинство юношей и девушек выбирают сверстника, но при этом наблюдается группа (меньшая часть выборки), которая отдает предпочтение другу старше себя. 

    Подводя итог, можно констатировать, во-первых, ярко выраженные гендерные различия в определении юношами и девушками понятия «дружбы» и главных качеств друга; во-вторых, отсутствие ярко выраженных различий по гендерному признаку в представлениях учащихся, касающихся дружбы с противоположным полом, сохранении дружбы на расстоянии,   существования в современной жизни феномена настоящей дружбы, выбора возраста друга; в- третьих, отсутствие различий между юношами и девушками  в способах реагирования во фрустрационных ситуациях  в сфере дружеских отношений в виде доминирования экстрапунитивных реакций.

    Литература

                    

    1

    Альберони Ф. Дружба и любовь. М.: Прогресс, 1991.- c. 352.

    2

    Берн  Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК,2001.

    3

    Грецов А.Г. Психология дружбы и любви глазами подростков //Материалы секции «Психология» Международной конференции студентов, аспирантов и ученых. М.: Издательство МГУ, 2002.- c. 7-11.

    4

    Князев В.Н. Представление личности о себе и значимых других как субъектах общения // Психологический журнал. 1981. №4.

    5

    Кон И.С.  Дружба, 4-е издание – СПб.: Питер, 2005. с. 148 – 172, 198 – 226.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема гендерных различий в современной психологии.

    Данная работа освещает гендерные различия в коммуникации современной молодёжи...

    «Гендерные различия поведения в конфликте»

    В данной работе - краткий теоретический обзор и результаты нашего исследования по заявленной теме, которые были представлены нами на НОУ школьного и муниципального уровня....

    Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

    Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте...

    Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте.

    В статье говорится о возростании агрессивности в подростковом возрасте....

    Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста

    В данной статье рассматриваются  гендерные различия интелектуальной лабильности  на основе исследования школьников  младшего подросткового возраста....

    Презентация. Гендерные различия в коммуникативной сфере. Подростковый возраст

    Гендерные различия - различия между мужчинами и женщинами.Подростковый возраст - это самый ответственный период для развития коммуникативных навыков.Находя объяснения при выявлении психологических раз...