Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте
статья по психологии (7, 8, 9 класс) на тему

Ефремова Е. В.

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

                                                         

Дроздикова - Зарипова А.Р., к.п.н., доцент

Ефремова Е.В., МБОУ Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 147 Авиастроительного района  г. Казани

(учитель начальных классов)

 

Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день появляется все больше примеров возрастания агрессивности в подростковом и юношеском возрасте, как у мальчиков, так и у девочек. Обществу становится всё сложнее бороться с этой проблемой. В основном агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась, прежде всего, качеством более подходящим мужской половине человечества. И из этого следует, что исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако в реальной жизни оказалось, что женщины также как и мужчины проявляют свою агрессивность, и поэтому данное качество необходимо изучать в поведении представителей обоих полов.

В проявлении половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, принятые в обществе.     

Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.  Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями их развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов и уровнем развития общества.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon efremova-2.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

                                                         

Дроздикова - Зарипова А.Р., к.п.н., доцент

Ефремова Е.В., МБОУ Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 147 Авиастроительного района  г. Казани

(учитель начальных классов)

Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день появляется все больше примеров возрастания агрессивности в подростковом и юношеском возрасте, как у мальчиков, так и у девочек. Обществу становится всё сложнее бороться с этой проблемой. В основном агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась, прежде всего, качеством более подходящим мужской половине человечества. И из этого следует, что исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако в реальной жизни оказалось, что женщины также как и мужчины проявляют свою агрессивность, и поэтому данное качество необходимо изучать в поведении представителей обоих полов.

В проявлении половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, принятые в обществе.      

Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.  Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями их развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов и уровнем развития общества

Одной из острейших проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в юношеской среде. Увеличилось число преступлений направленных против личности, групповых драк с причинением тяжких телесных повреждений. Самое страшное, что в этом принимают участие девочки и девушки.

Для полного понимания изучаемой проблематики дадим краткую характеристику основных понятий исследования.

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [9].

Выделяют физическую и вербальную агрессию. И та и другая может быть прямой и косвенной.    

Прямая физическая агрессия выражается в физическом воздействии на другого человека (нападении, препятствии осуществлению каких- либо действий). Косвенная физическая агрессия выражается в ломании предметов, стучании по столу кулаком, хлопанью дверью при уходе из помещения.            

Прямая вербальная агрессия - это словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично, а косвенная вербальная агрессия – за его спиной  (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте). В зависимости  от направленности агрессивного поведения различают гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя, самообвинение и самонаказание) [3; с.228].                                                                                                                                        

Агрессивность - это склонность человека разрешать конфликтные ситуации с помощью агрессивного поведения. Одни ученые считают, что агрессивность - это влечение, уровень которого задан человеку от рождения. Другие говорят о роли воспитания, научения путем подражания. Правы и те и другие. Агрессивность более выражена у лиц мужского пола, чем женского, что можно связать с преобладанием у первых мужского полового гормона [3; с.228].                                                                                                                                        

 Уровень  агрессивности зависит от социального статуса школьника в классе или в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров  и отверженных. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором – неудовлетворенностью своим положением, состоянием фрустрированности. Общая агрессивность  человека складывается из его различных частных особенностей: вспыльчивости, обидчивости, заносчивости, подозрительности, нетерпимости, неуступчивости, склонности к доминированию, мстительности, бескомпромиссности.

Существуют отличные друг от друга группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались.

Зигмунд Фрейд, выделял два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Поэтому и агрессивность - неотъемлемое свойство человеческой природы.

К. Лоренц рассматривает агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида) [4; с.216].

К представителям теорий влечения следует отнести также Мак-Дугалла. В его перечне 12 основных инстинктов мы находим «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева.

Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связывающими агрессию с фрустрацией. Под последней, понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это - невозможность удовлетворить потребности.

Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковиц и Бандура.

Основополагающей для Берковица оказывается концепция поведения как следствия толчка. Сам он дает следующее определение:

«Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком» [1; с.38].

Наиболее известный сторонник данного подхода - Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.

Рассмотрим исследования по гендерным проявлениям агрессивного поведения.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Во многих исследованиях  установлен тот факт, что агрессивность у мужчин выше, чем у женщин, хотя некоторые авторы это оспаривают.  

Т. Тигер говорит о том, что до 6 лет различий между мальчиками и девочками нет и что появляющиеся в дальнейшем различия обусловлены полоролевым воспитанием. А Фроди и Дж. Маколэй тоже считают мнение о большей агрессивности мужчин неверным. Они пишут, что женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют. На самом же деле женщины не менее склонны к агрессии, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности.  По данным В.С. Савиной, мальчики 9-10 лет больше проявляют агрессивность, чем девочки того же возраста, притом в форме как физической так и вербальной агрессии. Как показано П.А. Ковалевым (1996), лица мужского пола преимущественно склонны к прямой и косвенной физической агрессии (драке), а также к прямой вербальной, а лица женского пола - к косвенной вербальной агрессии.                                                                                                          

Л.М. Семенюк (1998) выявила как различия, так и сходство в проявлении различных форм агрессии мальчиками и девочками подросткового возраста на определенных возрастных этапах. Так, 10-11 летние мальчики в значительной степени больше проявляют физическую агрессию (70 и 30). К 12-13 годам эти данные составляют отношение 59 к 38, а в 14-15 лет, практически равны: мальчики - 61, девочки - 59 [5; с.77].  

В исследованиях Ж. Дреевой (2000) выявлено, что компьютерные игры с элементами агрессии вызывают у мальчиков большее повышение показателей раздражения и вербальной агрессии, чем у девочек.                                          

Имеются половые различия в отношении к агрессии. Как пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2; с.143], ссылаясь на ряд авторов, женщины в отличие от мужчин, считают склонность к доминированию у своего возможного супруга весьма привлекательной чертой. Эти данные дают возможность биологам предполагать, что напористое поведение как форма проявления агрессивности помогает мужчинам передавать свои гены последующему поколению. Мужчины после агрессивного поведения, как правило, в меньшей степени испытывают вину и тревогу. Женщины же, напротив, обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих. Проявив агрессию, они скорее будут реагировать на нее чувством вины и страха, отмечает Х. Хекхаузен [6; с.366].

По данной теме нами было проведено исследование, в котором принимала участие группа учащихся 16-17 лет (9-11 классы одной из школ г. Казани) в количестве 30 человек. Из них 15 юношей и 15 девушек.

Испытуемым предлагались опросники Басса-Дарки и Айзенка с необходимыми инструкциями. Полученные результаты были обсчитаны с помощью ключей подсчета отдельно по юношам и девушкам.

В данном исследовании мы попытались ответить на вопрос: как проявляется агрессивность в юношеском возрасте и на сколько агрессивность у девушек отличается от агрессивности юношей, а также какие эмоциональные состояния доминируют у юношей и девушек в целом.

Первый этап исследования проводился по методике диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки.

Было выявлено, что среднегрупповой индекс агрессивности как выражение негативных чувств вербально или физически при малейшем возбуждении у юношей составляет 16, что соответствует возрастной норме, при этом 13,3% юношей имеют повышенную агрессивность, а у девушек - 13,06, что выражается в низкой степени проявления агрессивности.

По индексу враждебности - реакции, развивающей негативные чувства и негативные оценки людей и событий, у юношей этот показатель соответствует 10,3 – нижняя граница выше нормы, а у девушек 7,6 – возрастная норма. При этом обнаружено, что по показателю враждебности 50% юношей и 30% девушек имеют высокие значения, что свидетельствует о яркой выраженности данной реакции в юношеском возрасте.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в отношении проявления разных форм агрессии у юношей преобладают вербальная агрессия и подозрительность, а у девушек чувство вины.

С помощью корреляционного  анализа (коэффициент линейной корреляции Пирсона) были выявлены зависимости между  индивидуальной враждебностью и агрессивностью у юношей (rxy = 0,33) и у девушек (rxy = 0,56).

С целью получения более полной картины исследования агрессивности в юношеском возрасте и выявления факторов, влияющих  на ее проявление, мы провели диагностику самооценки психических состояний по методике Айзенка и выявили следующие результаты.

Проявление агрессивности у юношей выше, чем у девушек (9,6 – средний уровень и 7,3 – уровень ниже среднего соответственно), что подтверждается результатами по методике Басса Дарки.

В отношении наличия тревожности у всех испытуемых мужского и женского пола уровень находится в пределах нормы (лишь по 6,7% на границе допустимого уровня выше нормы).

Обнаружено, что девушки более фрустрированы, а учащиеся мужского пола более ригидны в своем поведении, убеждениях и взглядах по сравнению с девушками. 

Полученные результаты были статистически подтверждены с помощью t-критерия Стьюдента на уровне значимости 0,9 и 0,95.

В заключении можно констатировать, что наше исследование полностью подтвердило исходную гипотезу о том, в юношеском возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и юноши отличаются большей агрессивностью, чем девушки. У юношей преобладают вербальная агрессия и подозрительность, у девушек чувство вины. При  этом юноши более ригидны в принятии своих решений, что обуславливает выражение негативных чувств разными способами при столкновениях с их интересами. Девушки чаще избегают трудностей, боятся неудач и менее склоны к решению проблем агрессивными способами.

При взаимодействии с юношами все выше перечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

                                       Список литературы:

  1. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-Еврознак, 2002.
  2. Бэрон Роберт А. Агрессия : учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. : [пер. с англ.]. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 351 с.
  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2010.- 576с.
  4. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. - с.30-  62.
  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения    подростков и условия его коррекции. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - 96с.
  6. Хекхаузен Хайнц. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 859 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.psi.lib.ru/practica/test/dskpss.htm
  2. http://vsetesti.ru/224/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте

Постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого ря...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте.

В статье говорится о возростании агрессивности в подростковом возрасте....

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста"...

Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста

В данной статье рассматриваются  гендерные различия интелектуальной лабильности  на основе исследования школьников  младшего подросткового возраста....

Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек

Попробуем ответить на вопросы: какая бывает агрессия и почему она возникает?...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения у детей с ЗПР школьного возраста...

Результаты исследования «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте»

Результаты исследования «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте»....