Результаты исследования «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте»
проект по психологии

Дудникова Ирина Евгеньевна

Результаты исследования «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Гендерные особенности в проявлении агрессивности в подростковом возрасте»

Введение

В настоящее время проблема агрессии и агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Подростки с агрессивным поведением – явление, встречающееся достаточно часто в наше время. В любой школе есть ученики с подобным поведением, при взаимодействии с которыми трудности испытывают не только дети, но и педагоги.

 Подростковый возраст – это время развития самосознания человека и соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п.

Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась без учета пола и считалась преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что девочки также нередко проявляют свою агрессивность и поэтому данное качество необходимо изучать в поведении представителей обоих полов.

Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход. Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными – Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.

Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.

Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Объект исследования: агрессия как психологический феномен.

Предмет исследования: гендерные различия в проявлении агрессивности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Различия заключаются в проявлении форм агрессии (агрессивности).

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить гендерные особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
  3. Провести эмпирическое исследование агрессивности у подростков в возрасте 13-14 лет.
  4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования: Для выявления гендерных особенностей в проявлении агрессивности использовался «Опросник диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.

База исследования: Исследование проводилось в марте-апреле 2023 года. Участники исследования: обучающиеся 7-8-х классов МБОУ «СОШ № 1 р.п. Самойловка».

Структура работы: Исследовательский проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1 Теоретические основы изучения агрессивности

  1. Понятия агрессия и агрессивность в психолого-педагогической литературе

В переводе с латинского агрессия (aggression) означает «нападение». Это состояние, в котором человек стремится нанести объекту урон, вред через физическое или психологическое воздействие. В качестве объекта может выступать живое существо или неодушевленные предметы.

Термин «агрессия» в психолого-педагогической литературе интерпретируется по-разному. Это связано с тем, что агрессия охватывает очень большой объем поведенческих и эмоциональных проявлений.

Согласно утверждению, С. А. Бадмаева, понятие «агрессия» подразумевает любое поведение, наносящее ущерб другим или содержащее угрозу.

Психолог А. Г. Асмолов утверждает, что действия считаются агрессивными, когда личность сознательно причиняет вред другому человеку, непосредственный (вербальный или физический) или косвенный. Если же это произошло случайно, то такие действия не считаются агрессивными.

По мнению, В. В. Лебединского понятие «агрессия» подразумевает множество разных действий, нарушающих психическую или физическую целостность одного человека либо группы людей, нанося материальный ущерб, препятствуя осуществлению намерений и интересам.

Е. В. Змановская отмечает агрессию, как любое стремление, проявляющееся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. Под данным определением агрессии подразумевается такие агрессивные проявления, которые не часто проявляются, это аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д.

В психолого-педагогической литературе часто употребляют понятия «агрессия» и «агрессивность» как равные. Агрессия – это форма поведения, эмоциональная реакция, специфически организованный процесс, который выполняет определенные функции, а агрессивность в свою очередь, это форма психической характеристики в составе личности, сложный компонент, который является частью более мощной системы психики человека. Под агрессивностью понимают свойство личности, которое заключается в желании и стремлении использовать различные средства насилия для осуществления своих замыслов.

По определению О. Кенберг, агрессивность – это свойство личности, отражающееся склонностью к агрессивному реагированию при возникновении конфликтных ситуаций.

Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как реакция на ситуацию. Если же агрессивные действия постоянно повторяются, то это свидетельствует о агрессивном поведении, а агрессия же – это поведение человека в появившейся конфликтной ситуации.

А. А. Реан утверждает, что понятие «агрессивность» подразумевает готовность человека к действиям агрессивного характера в отношении другого, которую обеспечивает готовность этой личности воспринимать и трактовать поведение другого соответствующим образом. Как личностная черта агрессивность входит в группу следующих качеств: недоброжелательность, обидчивость, враждебность и т.д. В соответствии с этим А. А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную трактовку как устойчивую личностную особенность миропонимания и мировосприятия.

Н. Н. Савина утверждает, что понятие «агрессия» нередко ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и даже с негативными установками. Все эти факторы имеют важное значение в поведении, но их присутствие не является необходимым условием для агрессивных действий.  Агрессия может развиваться как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и в крайне эмоциональном возбуждении. Также абсолютно не обязательно чтобы агрессоры испытывали ненависть к тем, на кого обращены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся чаще всего положительно, чем отрицательно. Агрессия имеет место, если итогом действий являются те или иные негативные последствия.  

С. А. Тарухин отмечает понятие «агрессивность», как одну из форм реагирования на всевозможные неблагоприятные в психическом и физическом отношении жизненные ситуации, провоцирующие фрустрацию, стресс и т.д. Агрессивность является одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Такие агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения тот или иной цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

В настоящее время большинство психологов выделяют два вида агрессии:

  • конструктивная агрессия, устойчивая черта личности характера личности, отражающая его действия, целью которых является причинение вреда окружающим, или проявление в их адрес гнева, злости.
  • деструктивная агрессия, подразумевающая целенаправленное проявление агрессивности, противоречащее нормам, принятым в обществе, которое содержит элементы делинквентного или криминального повеления, наносящее вред объектам нападения, приносящее моральный, физический, ущерб окружающим, которые вызывают у них психологический дискомфорт.

Ряд ученых предлагают рассматривать следующую структуру агрессивности:  

1. По цели – интеллектуальная агрессия и враждебная агрессия.

2. По направленности – агрессия, направленная на окружение и агрессия, направленная на саму личность.

3. По степени выраженности – прямая агрессия и косвенная агрессия.

4. По методу выражения – физическая агрессия и вербальная агрессия.

5. По наличию инициативы - инициативная агрессия и оборонительная агрессия.

В свою очередь, А. Дарки и А. Басса классифицируют агрессивные реакции человека как:  

1. Косвенная агрессия – направленная обходным путем на другую личность или ни на кого не направленная.  

2. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, несдержанность).  

3. Негативизм – оппозиционный стиль в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.  

4. Физическая агрессия – применение физической силы против другого лица.

5. Подозрительность – в диапазоне от осторожности и недоверия по отношению к людям, до убеждения в том, что другие люди намереваются и приносят вред.  

6. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (визг, крик), так и через словесное содержание ответов (угрозы, проклятия).  

7. Чувство вины – формулирует вероятное убеждение личности в том, что он является плохим человеком, что неправильно поступает, а также испытываемые им муки совести.  

8. Обида – ненависть и зависть к окружающим за реальные и выдуманные действия.  

Проблема агрессии изучалась и изучается до сих пор, как зарубежными, так и отечественными психологами, как А. Адлер, А. Бандура, Л. А. Басс, Р. Бэрон, В. В. Давыдов, Д. Коннор, К. С. Лебединская, Н. Д. Левитов, К. Лоренц, Н. Миллер, А. Патерсон, А. А. Реан, Э. Фромм, И. А. Фурманов, С. Холл, К. Хорни и др.

Таким образом, делаем вывод, что агрессия и агрессивность тождественные понятия. А. А. Реан пишет, что агрессия – это совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, а агрессивность личностная особенность, выражающееся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого. А. Басс агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессивность – это свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в основном в области субъект-субъектных отношений. Агрессивность относится к личной черте индивида, а агрессия подразумевает поведенческий акт. Наиболее остро агрессивность проявляется в периоды кризисов личностного развития детей в том числе и в подростковом возрасте.

В настоящее время, с точки зрения большинства психологов и педагогов под определением «агрессивности» понимается форма агрессивности, противоречащая нормам и правилам жизни людей в обществе, причиняющая вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящая физический и моральный ущерб людям или вызывающая у них психологический дискомфорт. Агрессивность же выступает, как черта личности, входящая в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность. Так же агрессивность не всегда несет негативный характер, собственно в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. К таким чертам относятся: настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий, те качества, которые свойственны чаще всего лидерам. Такие агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения той или иной цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

  1. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это период в развитии личности ребенка является переходным этапом между детством и взрослостью. Д. Б. Эльконин выделили два периода: младший подростковый возраст и старший подростковый возраст.

Подростковый возраст — это особый период взросления, который характеризуется изменениями в психологической и физической сфере. Подростковый возраст содержит в себе основные особенности, чтобы понять причины возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Самая главная проблема и этап этого возраста – это перестройка отношений с родителями, данный период переходит этап детских отношений, на более взрослые, которые требуют к себе уважения и равенства. Этот возраст имеет название как переходный период. Есть два основных момента, которые позволяют описать этот период: психофизиологический период – связанный с половым созреванием и социальный – вступление в мир взрослых.

Второй этап в подростковом возрасте – это открытие своего внутреннего мира, это момент наполнен проблемами самосознания и самоопределения. Для подростка главная цель это познать себя и узнать о себе: какой он, свои возможности и т.д.

Еще одна особенность подросткового возраста, термин, предложенный Э. Эриксоном, который связан с кризисом смысла жизни, является кризис идентичности. Становление идентичности проявляется при высоком уровне взаимодействия с близкими, сверстниками. Выбор образа поведения осуществляется в кругу общения.

Главной особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его взаимодействие со сверстниками, также в этом периоде происходит разрушение авторитета взрослого. Для данного возраста проявление агрессивности, это означает быть сильным, в сравнении с другими.

По мнению О. И. Шляхтиной было установлено, что «агрессивность подростка может иметь прямую зависимость со статусом в группе. У лидеров группы будет преобладать высокий уровень агрессии, также, как и для отверженных характерна такая же форма проявления агрессии».

В подростковом возрасте для мальчиков, и для девочек имеются свои возрастные периоды проявления агрессивности. У мальчиков имеются два пика проявления агрессивности – это 12 и 14-15 лет. Также у девочек определяем два периода проявления – это 11 лет и 13 лет.

У подростков каждый из видов агрессии проявляется в следующих формах: физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей; вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.д.; раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым; подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него»; косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля); обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир»; пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Сравнение степени проявления агрессивного поведения у мальчиков и девочек свидетельствует о том, что мальчикам свойственная склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Следовательно, для мальчиков характерно не предпочтение агрессии по шкале «вербальная-физическая», сколько выражение ее в прямой и открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Вербальная агрессия в любых ее формах: прямой или косвенной характерная для девочек. Рассмотрим особенности психики мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

В этот сложный и переломный период девочки-подростки очень эмоциональны, впечатлительны и сензитивны. Характерными проявлениями переходного возраста становятся частая смена настроения, психическая и эмоциональная неустойчивость. Они принимают близко к сердцу похвалу или порицание, особенно которые высказаны в иронической форме. При этом, подросток первоначально обращает внимание на смешливый тон говорящего, а уже потом на содержание замечания. Девочки-подростки более восприимчивы, очень легко вызвать у них какие-либо эмоции: смех, плач и т.д. Они более самолюбивы и обидчивы. Грубое проявление агрессии, чаще всего, не обнаруживается в поведении девочек, обычно они используют вербальную агрессию вместо физической. Также, замечено среди девочек-подростков в выражении агрессии применение иронии и сарказма.

Что касается мальчиков-подростков, считается, что они более склонны к выражению агрессии. Существует такая гипотеза, что в последнее время разница в агрессивном поведении между девушками и юношами сводится на один уровень. Агрессивное поведение мальчиков-подростков обычно проявляется открыто, грубо, ею трудно управлять и контролировать.

Женский пол раньше начинает контролировать свою агрессивность. Девочки-подростки раньше обучаются применять свою агрессивность в сторону определенного человека. У мальчиков способность контролировать свою агрессию гораздо слабее, чем у девочек. Они выплескивают свою агрессию на все окружение, не разобравшись. Некоторым особо впечатлительным подросткам проще распространять свою агрессию на сверстников, чаще всего, именно на тех, чье поведение напоминает им взрослых, поскольку вымещать свою агрессию на них проще и не подвергает опасности.

Подростки, как мальчики, так и девочки выражают свою агрессию двумя способами: проявляют открыто или подавляют ее. Неспособность и нежелание понимать других людей – это общее свойство, объединяющее всех агрессивных подростков.

Использование агрессии в качестве инструмента для достижения своих целей свойственно больше девочкам, владеющим высоким интеллектом и умением распределять роли, управлять коллективом и т.п.. Следовательно, они занимают высокий статус в глазах своих сверстников. Низкий интеллект и психические расстройства свойственны мальчикам, которые обладают враждебной агрессией ярко выраженной, соответственно, в окружении сверстников они не являются авторитетными.

Агрессивность подростков отличается частыми проявлениями импульсивности, использованием грубой лексики, повышением голоса, сменой настроения, применением физической силы, внезапной раздражительностью, выражением обиды и недовольства путем «топанья», «размахивания руками», применением угроз и оскорблений для достижения своей цели.

В.Г. Баженов выделяет следующие причины проявления агрессивности у подростков:

- индивидуальный фактор – психобиологические условия асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию подростка в окружающем обществе;

 - социально-психологический фактор – неблагоприятное взаимодействие подростка в ближайшим окружение: в семье, с знакомыми и в группе сверстников; психолого-педагогический фактор – недостаток школьного и семейного воспитания;

- социальный фактор, определяющийся социально экономическими условиями.

- личностный фактор – активно-избирательное отношение подростка к своему ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к приемам воспитания в семье, школе, общественности, а также к личностным ценностным ориентациям и личным способностям, способствующим саморегулированию поведения.

Таким образом, агрессивность у детей может проявляться в любом возрасте, но психолого-педагогическая литература отмечает, что именно в средних классах встречается значительное количество учащихся с разными нарушениями поведения, среди которых агрессивность берет одно из первых мест. Это происходит из-за эмоциональной неустойчивости, характеризующейся нередкой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям чувств, что и типично для этого возрастного периода. Вспышки агрессии могут быть вызваны особенностями темперамента и нервной системы, воспитательными процессами в семье и в школе, а также быть компенсацией незащищенности или безысходности, выплеском накопленного напряжения и средством привлечения внимания подростком окружающих его людей.

Глава 2 Экспериментальное исследование проявления агрессивности в подростковом возрасте

2.1 Организация и методы исследования проявления агрессивности у подростков

Исследование агрессивности подростков проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1 р.п. Самойловка» в марте-апреле 2023 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 7-8-х классов в количестве 84 человек (42 мальчика и 42 девочки). Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.

Для исследования агрессивности поведения подростков использовали «Опросник диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки (Приложение 1). А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

- физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

- косвенная – агрессия, непрямым путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

- раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

- негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

 - обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

- подозрительность – в промежутке от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и хотят причинить вред;

- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (грубость, угрозы);

- чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

2.2 Обработка и анализ результатов исследования

По итогам анализа эмпирического исследования были получены следующие результаты:

Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики А. Басса и А. Дарки. В ходе проведенного исследования получили индивидуальные значения каждого респондента по агрессивным реакциям. Подсчет по видам агрессивных реакций сделали отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

По итогам диагностики получены следующие результаты:

Мальчики

Виды реакций

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Физическая агрессия

40,4 %

30,9 %

28,5 %

Косвенная агрессия

7,1 %

16,6 %

76,1 %

Раздражительность

11,9 %

26,1 %

61,9 %

Негативизм

35,7 %

26,1 %

38,0 %

Обидчивость

7,1 %

9,5 %

83,3 %

Подозрительность

14,2 %

23,8 %

61,9 %

Вербальная агрессия

21,4 %

23,8 %

54,7 %

Чувство вины

23,8 %

14,2 %

61,9 %

Девочки

Виды реакций

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Физическая агрессия

28,5 %

23,8 %

47,6 %

Косвенная агрессия

23,8 %

9,5 %

69 %

Раздражительность

30,9 %

28,5 %

40,4 %

Негативизм

35,7 %

26,1 %

38,0 %

Обидчивость

9,52 %

23,8 %

66,7 %

Подозрительность

21,4 %

16,6 %

61,9 %

Вербальная агрессия

38,0 %

28,5 %

33,3 %

Чувство вины

21,4 %

28,5 %

50,0 %

ДЕВОЧКИ

Проанализировав полученные результаты пришли к выводу, что мальчики из всех агрессивных реакций больше проявляют физическую агрессию, а девочки – вербальную агрессию.

Для выявления гендерных различий в проявлении агрессивности в подростковом возрасте проанализировали средние показатели по агрессивным реакциям у мальчиков и девочек:

Виды реакций

Девочки

Мальчики

Физическая агрессия

2,6

3,1

Косвенная агрессия

2,0

1,5

Раздражительность

2,6

2,0

Негативизм

2,9

2,5

Обидчивость

2,0

1,6

Подозрительность

2,3

1,8

Вербальная агрессия

2,9

2,4

Чувство вины

2,6

2,3

Средние показатели по агрессивным реакциям у мальчиков и девочек позволили сделать вывод, что средний показатель по физической агрессии у мальчиков выше чем у девочек. По другим агрессивный реакциям: косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины средние показатели у девочек выше чем у мальчиков. Наглядно это видно на графике.

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования гипотеза исследования подтвердилась, т.е. существуют различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Различия заключаются в проявлении форм агрессии (агрессивности).

Заключение

В переводе с латинского агрессия (aggression) означает «нападение». Это состояние, в котором человек стремится нанести объекту урон, вред через физическое или психологическое воздействие. В качестве объекта может выступать живое существо или неодушевленные предметы.

Термин «агрессия» в психолого-педагогической литературе интерпретируется по-разному. Это связано с тем, что агрессия охватывает очень большой объем поведенческих и эмоциональных проявлений.

В настоящее время большинство психологов выделяют два вида агрессии:

  • конструктивная агрессия, устойчивая черта личности характера личности, отражающая его действия, целью которых является причинение вреда окружающим, или проявление в их адрес гнева, злости.
  • деструктивная агрессия, подразумевающая целенаправленное проявление агрессивности, противоречащее нормам, принятым в обществе, которое содержит элементы делинквентного или криминального повеления, наносящее вред объектам нападения, приносящее моральный, физический, ущерб окружающим, которые вызывают у них психологический дискомфорт.

А. Дарки и А. Басса классифицируют агрессивные реакции человека как: косвенная агрессия, раздражение, негативизм, физическая агрессия, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, обида.

 Таким образом, агрессия и агрессивность тождественные понятия. А. А. Реан пишет, что агрессия – это совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, а агрессивность личностная особенность, выражающееся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.

В подростковом возрасте для мальчиков, и для девочек имеются свои возрастные периоды проявления агрессивности. У мальчиков имеются два пика проявления агрессивности – это 12 и 14-15 лет. Также у девочек определяем два периода проявления – это 11 лет и 13 лет.

Цель исследования заключалась в том, чтобы с помощью эмпирического исследования выявить гендерные особенности проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. В результате исследования мы подтвердили гипотезу, что существуют различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Различия заключаются в проявлении форм агрессии (агрессивности). Мальчики из всех агрессивных реакций больше проявляют физическую агрессию, а девочки – вербальную агрессию. Средние показатели по агрессивным реакциям у мальчиков и девочек позволили сделать вывод, что средний показатель по физической агрессии у мальчиков выше, чем у девочек. По другим агрессивный реакциям: косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины средние показатели у девочек выше, чем у мальчиков.

Список литературы

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии

Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте.

В статье говорится о возростании агрессивности в подростковом возрасте....

Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста

В данной статье рассматриваются  гендерные различия интелектуальной лабильности  на основе исследования школьников  младшего подросткового возраста....

Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в детско-подростковом возрасте

Рассматриваются актуальные проблемы подростков в современном мире и даются советы родителям как  преодолеть трудности...

Шунчева О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

Шунчева О. В. Статья  "Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте"...

Проявление агрессивности в подростковом возрасте

В данной работе раскрываются причины и следствия агрессивного поведения подростков...