Программа взаимодействия с воспитателями детского дома «Вместе»
рабочая программа по психологии на тему

Алферова Марина Викторовна

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями или законными представителями. Федеральные государственные требования ориентируют родителей (законных представителей) на участие в реализации программы  взаимодействия педагогов школы и воспитателей детского дома, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. В сложившейся ситуации именно воспитатели должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача школы сегодня - выстроить эффективное взаимодействие с воспитателями детского дома, а это будет возможно, если изменятся не только формы и методы взаимодействия с воспитателями, но и философия взаимодействия: от «работы с воспитателями» до «сотрудничества».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия

с воспитателями детского дома

«Вместе» (на основе пособий

Е.Г. Житомирской, М.Г. Кулик

«Психологическое сопровождение детей,

оставшихся без попечения родителей»).

Пояснительная записка

 По мнению основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, «развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым значимым окружением ребенка является его семья…» К сожалению, у детей детского дома родителей нет, и их роль выполняют в детском доме воспитатели, а значит есть необходимость в создании программы взаимодействия с воспитателями детского дома.

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями или законными представителями. Федеральные государственные требования ориентируют родителей (законных представителей) на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. В сложившейся ситуации именно воспитатели должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача МБОУ Ерофеевской ООШ сегодня - выстроить эффективное взаимодействие с воспитателями Ерофеевского детского дома, а это будет возможно, если изменятся не только формы и методы взаимодействия с воспитателями, но и философия взаимодействия: от «работы с воспитателями» до «сотрудничества».

Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и воспитателей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития обучающихся.

Основные задачи:

  • повысить роль школы в развитии форм  досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
  • сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и воспитателей;
  • создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свой край, изучения и сохранения  традиций  школы, детского дома, реликвий;
  • пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
  • демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и воспитателей:  собрания; анкетирование; сказкотерапия;  творческие мастерские и игровые тренинги, временные творческие группы воспитателей класса, презентация опыта  воспитания в детском доме; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".

Формы совместной деятельности педагогов, воспитателей и воспитанников: 

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка  поделок и т.д.;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, игровые программы и т.д).

Методы взаимодействия: 

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
  • Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.

Принципы в работе: 

  • управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей, педагогов, воспитателей и классного руководителя;
  • воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми (подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей);
  • внимание к особенностям каждого ребенка, каждого воспитателя и каждого родителя при организации совместной деятельности.

Ожидаемые результаты: 

  • психолого-педагогическая поддержка детскому дому в воспитании детей;
  • возрождение и развитие положительных традиций  воспитания;
  • утверждение здорового образа жизни;
  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала педагогов и воспитателей;
  • создание высокоэффективной системы социального партнерства детского дома и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.

Оценка предполагаемых результатов: 

  • наблюдение и анализ межличностных отношений;
  • контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
  • участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
  • отзывы детей, родителей. Воспитателей, педагогов.

Содержание программы 

Организация работы с учащимися, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Воспитанник и его здоровье", "Воспитанник детского дома в обществе",       " Воспитанник детского дома и его ценности".

1. "Воспитанник и его здоровье"

«Тела ваши суть храм живущего

в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6,19)

Состояние счастья сильно зависит от той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П.С. Брегг

Показатель 

Характеристика 

Цель: 

формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи: 

  • показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
  • научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
  • формировать у учащихся потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности: 

пропаганда здорового образа жизни

Содержание деятельности: 

  • акции;
  • социальные рекламы и сюжеты;
  • тематические беседы;
  • игровые программы;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • соревнования;
  • психологические занятия;
  • "Минутки здоровья" в образовательном процессе;
  • разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для учащихся, родителей, педагогов;
  • организация питания;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты, создание сайта и размещение его на Интернет-представительстве школы;

Ожидаемые результаты: 

  • овладение навыками психофизической саморегуляции;
  • овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.

2. "Воспитанник детского дома в обществе" 

Дети - это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором совесть, ум, честность,
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев

Показатель 

Характеристика 

Цели: 

  • повышение педагогической, правовой культуры родителей, воспитателей;
  • создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;
  • формирование социально-активной личности гражданина.

Задачи: 

  • содействовать укреплению семьи детского дома и сохранению ее нравственных устоев;
  • сформировать модель единого культурного пространства "ребёнок – детский дом - социум";
  • ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения;
  • сформировать представление о социальных правах и обязанностях;
  • способствовать осознанию и осмыслению воспитателями своей позиции и методов воспитания;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.

Направления деятельности: 

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • правовое просвещение.

Содержание деятельности: 

  • экскурсии;
  • копилка "вопрос - ответ";
  • выставки;
  • организация работы с воспитателями:
  • лекторий  для воспитателей детского дома «Как стать другом ребенку»;
  • консультации  по проблемам воспитания ребенка;
  • творческие мастерские и игровые тренинги;
  • совместная деятельность  воспитателей, детей и педагогов на основе общности интересов в школе;
  • день Открытых дверей в школе "Дети близким".
  • участие в деятельности Управляющего совета школы;
  • работа классного родительского комитета;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты, создание сайта и размещение его на Интернет-представительстве школы;

Ожидаемые результаты: 

  • овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;
  • овладение коммуникативными навыками;
  • укрепление школьных  традиций и традиций детского дома;
  • формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.

 3." Воспитанник детского дома и его ценности" 

Только добро, творимое человеком,
остаётся, и благодаря ему жизнь
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо

Показатель 

Характеристика 

Цели: 

  • развитие нравственных и духовных ценностей;
  • раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и традиции.

Задачи: 

  • развивать и воспитывать культуру общения;
  • содействовать укреплению  школьных  традиций и традиций детского дома;
  • включать учащихся в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
  • помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
  • развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

Направления деятельности: 

  • укрепление  отношений детей и взрослых;
  • формирование  ценностей в детском доме.

Содержание деятельности: 

  • лекторий для воспитателей;
  • игровые программы;
  • совместные выставки;
  • совместная работа над школьными проектами;
  • конкурсы;
  • творческие вечера;
  • собрания;
  • экскурсии;
  • походы и т.д.

Ожидаемые результаты: 

  • овладение навыками культуры общения;
  • укрепление и развитие школьных  традиций и традиций детского дома;
  • личностное самосовершенствование;
  • развитие творческого потенциала.

 

Акция «Чистый двор»                 Кружок «Экологи»

 

Выпускной                                  Классные дела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей

отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....

Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"

В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы....

Ежедневное планирование воспитателя детского дома

Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной деятельности. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зав...

Эссе воспитател детского дома

Эссе на  тему:" Каждому ребенку нужны признание и любовь, к  такому, какой он есть»...

План работы старшего воспитателя детского дома на учебный год

Став старшим воспитателем детского дома, я столкнулась с проблемой нехватки методического материала. Какова основная документация старшего воспитателя? Как составить годовой план? В каком направлении ...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...