методическая разработка программа "Мой выбор"
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

луполишина татьяна викторовна

методическая разработка, программа профилактики зависимого поведения у подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vybor.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные    аспекты     организации     профилактики  зависимого  поведения   детей  и подростков в образовательном учреждении.

Программа «Мой выбор» как средство профилактики зависимого поведения среди подростков.

В современном российском обществе продолжает оставаться актуальной проблема употребления психоактивных веществ, особенно подростками. По данным Министерства образования и науки, численность подростков, употребляющих наркотические средства, достигает 4 миллионов человек, в том числе наркозависимых – около 1 миллиона.

Все это наносит ощутимый экономический, социальный и моральный ущерб обществу. Поэтому разработка программ профилактики употребления ПАВ является одним из приоритетных направлений в области образования и здравоохранения.

Повышение коммуникативной компетентности способствует снижению риска возникновения зависимого поведения.

Известно, что употребление ПАВ является своеобразным индикатором состояния стресса. ПАВ нередко служат средством объединения подростков, условием коммуникации.

Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Сотрудниками ЦПМСС Московского района  была разработана программа «Мой выбор» для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.

 Целевое назначение программы:  формирование у подростков первичных умений анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков ответственного поведения

Задачи:

  1. совершенствовать навыки общения, повышать уверенности в себе, формировать навыки саморегуляции;
  2. создать условия для приобретения позитивного опыта эффективной коммуникации с ровесниками и значимыми взрослыми;
  3. отработать способы отказа от  провоцирующих на рискованное поведение предложений;
  4. создать условия для осознания ценностей ведения здорового образа жизни и ответственности за свой выбор стиля жизни.

      Ведущие идеи программы:

Здоровый образ жизни это поведение, которое содержит взвешенный и разумный подход к собственному здоровью и благополучию и помогает человеку избежать ненужных рискованных ситуаций, которые могут это самое здоровье и благополучие серьезно подорвать.

Поэтому продвижение ценностей и идей здорового образа жизни ставит своей целью повышение качества жизни.. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия, не ограничивая это понятие лишь отсутствием заболеваний и недугов. То есть здоровый образ жизни - это не только медицинские аспекты здоровья, но и хорошее настроение, друзья, увлечения, работа, отдых и многое-многое другое.

Итак, для здоровья молодого человека сегодня наибольшую опасность представляют (данные получены в результате различных социологических опросов):

•   Агрессия и насилие

•    Конфликты

•   Наркотики и алкоголь

•   Инфекционные заболевания, связанные с употреблением наркотиков (гепатиты, ВИЧ-инфекция и другие)

Зависимость от ПАВ во многих случаях можно рассматривать как инструмент, с помощью которого человек уходит от решения жизненных проблем, как механизм психологической защиты, снимающей чувство внутренних преград, дающий ощущения иллюзорной свободы.

Известно, что употребление ПАВ является своеобразным индикатором состояния стресса. ПАВ нередко служат средством объединения подростков, условием коммуникации.

 Первичная профилактика является важным направлением в борьбе с употреблением наркотиков, в том числе среди молодежи. Формирование у подростков позитивных ценностей и установок личности относительно собственного здоровья – необходимое условие для предупреждения употребления психоактивных веществ.

Эксперты  ЮНЭЙДС подчеркивают, что программы профилактики должны базироваться на подходе, известном как формирование жизненных навыков (lifeskills approach), поскольку детям следует не только давать информацию о негативном влиянии ПАВ, но и формировать поведенческие навыки, необходимые для самозащиты от рисков, разрешения проблем во взаимоотношениях.

Повышение коммуникативной компетентности способствует снижению риска возникновения зависимого поведения.

Сущность понятия «конфликтологическая компетентность» включает в себя самоуважение, принятие себя, уверенность в себе, а также способность доверять другим, внимательно относиться к окружающим, гибкость мышления, эмоциональную устойчивость и умение находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях.

Содержательные компоненты структуры:

Содержательная характеристика программы: в программе выделено 2 темы (6 часов)

 Перед началом занятий по программе подростки заполняют анкеты, направленные на изучение знаний и представлений о психоактивных веществах, уверенном поведении. В завершение работы по программе проводится заключительная анкета, направленная на изучение мнения подростков о программе, ее роли в их жизни, влиянии на изменение установок относительно употребления психоактивных веществ.

Тематическое планирование:

Темы занятий

практика

теория

всего

1.Учимся строить отношения

85 мин

50 мин

135 мин

2. Моё здоровье

135 мин

-

135 мин

3. Консультирование

-

45 мин

45 мин

Всего:

220 мин

95 мин

  1. н

Содержание программы.

Тема № 1 «Учимся строить отношения»

  1. Знакомство. (5 мин)
  2.  Конфликт – хорошо это или плохо. Обсуждение. (10 мин)
  3. Тестирование. Анкета, тест Томаса определение способов реагирования на конфликт. (20 мин)
  4. Выработка правил работы в группе (10 мин)
  5. Самостоятельная обработка теста Томаса. (10 мин)
  6. Обсуждение стилей реагирования в конфликтной ситуации. (15 мин)
  7. Конструктивные и неконструктивные способы выхода из конфликтной ситуации. (10 мин)
  8. Упражнение «Агрессивный контакт». Цель: отработка приемов ответа на агрессию. (20 мин)
  9. Разминка  «Прыжки на 90 градусов». Цель: снятие напряжения и групповое сплочение.          (5 мин)
  10. Виды конфликтогенов. (15 мин)
  11. Упражнение «Я-высказывание». Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия. (15 мин)
  12.  Упражнение «Настойчивость – сопротивление» (10 мин)

Тема № 2 «Моё здоровье»

1. Упражнение   «Перешеек» Цель: разминка, активизация межличностных отношений, осознание модели собственного поведения при столкновении с трудностями (20 мин)

2. Упражнение  «Зависимость» Цель: показать психологический механизм возникновения зависимости (10 мин)

3. Упражнение «Охмурение» Цель: показать психологический механизм возникновения зависимости (15 мин)

4. Разминка с монеткой  Цель: снятие напряжения (10 мин) 

5. Упражнение «Я - игра» Цель: выявление тех составляющих личности, которые могут приводить к наркомании или другим зависимостям; обсуждение собственных вариантов поведения (в т.ч. в конфликтной ситуации)  (30 мин)

6. Упражнение «Гордость» Цель: повышение самооценки  (10 мин)

7.  Упражнение «Личность наркомана» Цель: развенчание мифа о «личности наркомана»; каждый обладает некоторыми свойствами, которые приписывают наркоманам. Проблемы наркомании и зависимости касаются всех (25 мин)

8. Подведение итогов. Обратная связь. Анкетирование. (20 мин)

 Характеристика целесообразной методики построения занятий

Формы и методы работы: программа проводится в виде тренинговых занятий и включает в себя:

 тестирование, анкетирование;

 разогревающие упражнения;

  упражнения в группах по тематике занятия;

 мини-лекции, беседы;

 групповые дискуссии;

 моделирование ситуаций

В результате проведённых занятий учащиеся расширят свои представления о том, как решать конфликтные ситуации; получат опыт позитивного взаимодействия в группе.

Оценить эффективность программы позволит обратная связь, анализ анкет, наблюдение сотрудниками службы сопровождения школы за поведением учащихся после проведения программы.

По итогам проведения программы составляется заключение (для ОУ), в котором описываются цели, задачи, краткое содержание программы и результаты тестирования и анкетирования, даются пояснения и рекомендации по дальнейшему взаимодействию с классом.

Параметры результативности и диагностика

Основными теоретическими вопросами, рассматриваемыми на занятиях, являются:

  • Конфликт – хорошо это или плохо
  • Стили реагирования в конфликтной ситуации
  • Виды конфликтогенов
  • Психологические механизмы возникновения зависимости

Задачи и задания, решаемые по образцу:

  • Самостоятельная обработка теста Томаса
  • Упражнение «Я-высказывание»

Задания творческого характера:

  • Упражнение «Агрессивный контакт»
  • Упражнение «Настойчивость – сопротивление»
  • Упражнение «Личность наркомана»

Обобщённые характеристики умений:

  • Отработка способов отказа от  провоцирующих на рискованное поведение предложений
  • Овладение навыками конструктивного взаимодействия
  • Выявление тех составляющих личности, которые могут приводить к наркомании или другим зависимостям
  • Повышение  самооценки

Тестовые задания:

  •  Тест Томаса «Поведение в конфликте» (самодиагностика);
  • Тест «Эмоции в конфликте» (самодиагностика);
  • Анкета «Мой выбор»;
  • Анкета обратной связи (итоговый контроль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Методическая разработка "Свобода выбора"

В условиях экономических реформ в России рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий уровень знаний и умений...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...