Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
методическая разработка по английскому языку (9 класс) по теме

Держурина Елена Николаевна

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и метапредметное содержание. Воспитательный аспект раздела является мировоззренческим фоном, основой образовательного процесса, формирующего нравственный и социокультурный опыт учеников 9 класса. Результатами освоения раздела программы "Выбор будущей профессии" являются компетенции: коммуникативная (речевая, языковая и компенсаторная), социокультурная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая и компетенция личностного роста и самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела учебной программы

«Выбор будущей профессии»

  1. Ценностно-смысловые ориентиры содержания раздела

учебной программы «Выбор будущей профессии».

Методическая разработка раздела «Выбор будущей профессии» курса «Английский язык» для 9 класса гимназии составлена на основе Программы по иностранным языкам (Английский язык) основного общего образования. Программа разработана авторским коллективом в составе: И.Л. Бим, М.З. Биболетова, В.В. Копылова, Е.А. Макарчук, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова и опубликована в сборнике «Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 класса», 2005 год, Москва, издательство «Астрель».

       В 9 классе гимназии преподавание английского языка, начиная со средней ступени обучения, ведётся в соответствии с учебным планом углублённого изучения предмета. Для реализации Программы используется учебно-методический комплекс для школ с углублённым изучением английского языка, колледжей и гимназий. Линия учебников для 1-7 классов, написанная авторами И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной, в 8-11 классах продолжена О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Количество часов в рамках предпрофильной подготовки по английскому языку (5 часов в неделю) позволяет в 9 классе  осваивать Программу на основе двух частей УМК – для VIII и IX классов.

       УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой соответствует уровню перехода от стадии Pre-Intermediate к Intermediate и является базовым. В его состав входят следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиоприложения. Выбор УМК обусловлен его отличительными особенностями: полное соответствие программным требованиям, богатая содержательная база для культуроведческого обогащения, чёткая организация всех компонентов и взаимосвязанное обучение различным аспектам языка, обеспечение высокого уровня владения основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом. Коммуникативная направленность обучения поддержана основательной лексико-грамматической базой. Отличительной чертой УМК является углублённая работа над всеми видами чтения. Стилистика и тематика текстов разнообразны: это отрывки из художественной прозы, публицистические, научно-популярные, технические тексты, песни. Актуальность и востребованность раздела «Выбор будущей профессии» учащимися требуют привлечения новых аутентичных учебных материалов, таких как учебник британского издательства “Longman” “New Opportunities” (Russian Edition – Издание для России) уровня Intermediate и учебное пособие издательства “Macmillan” “Practice Tests for the Russian State Exam” (Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку).

Чем же обусловлен выбор раздела Программы? Тема выбора профессии, с одной стороны,  связана с разделами, изученными в 8 классе, а с другой стороны, она выполняет важную миссию постепенного перехода девятиклассников на уровень Intermediate старшей ступени обучения. Раздел учебной программы  «Выбор будущей профессии» имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить  компетентностное, деятельностное и метапредметное содержание. Во-первых, он вносит свой вклад в формирование комплекса ключевых и предметных компетенций. Во-вторых, методика преподавания раздела предполагает повышение эффективности образовательной деятельности через использование технологий деятельностного обучения (речетворчество, проектирование, учебное исследование, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии). В-третьих, актуальная для подростков тема позволяет интегрировать на метапредметном уровне традиционный учебный материал и элементарные знания из области социологии и психологии. Метапредметный потенциал темы позволяет осуществить способы работы с мышлением, пониманием, рефлексией учащихся. Воспитательный аспект раздела программы является мировоззренческим фоном, основой образовательного процесса, формирующего нравственный и социокультурный опыт  учащихся 9 класса: позитивное отношение к труду как общечеловеческой ценности; важность адекватной оценки и самооценки способностей человека, выбирающего профессию; необходимость правильного соотношения работы и отдыха в жизни современного человека.

  1. Психолого-педагогическое обоснование методики преподавания раздела учебной программы.

       Раздел «Выбор будущей профессии» является первым в календарно-тематическом планировании курса «Английский язык» в 9 классе. Поэтому при изучении данного раздела мы опираемся на базовые знания, полученные в 8 классе. Учащиеся владеют предметным содержанием речи по темам «Взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе», «Досуг и увлечения» («Спорт», «Музыка», «Кино», «Театр»), «Школьная жизнь», «Роль иностранного языка», «Природа и проблемы экологии», «Здоровый образ жизни». В начале обучения в 9 классе школьники знакомы с социокультурным портретом Великобритании, Соединённых Штатов Америки и Австралии. Учащиеся владеют диалогической речью в форме диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию, диалога-обмена мнениями и их комбинациями. Учащиеся способны высказываться о фактах и событиях, используя основные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика, эмоциональные и оценочные суждения), а также выражать и аргументировать своё отношение к  прочитанному и прослушанному. Девятиклассники понимают на слух иноязычный текст с разной глубиной и точностью проникновения в содержание в зависимости от коммуникативной задачи и типа текста. Школьники понимают аутентичные тексты, используя различные стратегии чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Владение письменной речью предусматривает следующие умения: делать выписки из текста, писать поздравительные открытки, письма личного содержания, сочинения, заполнять бланки. Учащиеся овладевают умениями представлять родную страну и её культуру на английском языке. К языковым знаниям и навыкам относится знание правил чтения и написания изученных слов, навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдения правильного ударения и интонации, членение предложений на смысловые группы. Школьники владеют лексикой изученных тем, к которой добавляются наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, идиоматические выражения. Происходит расширение потенциального словаря за счёт интернациональной лексики и овладения основными способами словообразования: аффиксацией, словосложением, конверсией. Учащиеся 9 класса в начале учебного года распознают следующие грамматические явления: все типы простых предложений, сложноподчинённых предложений с придаточными времени, цели, условия, определительные союзы. Учащиеся имеют представление о сослагательном наклонении, употребляют времена глагола групп Present, Past и  Future, конструкции страдательного залога и сложного дополнения, определённый, неопределённый и нулевой артикли, личные, притяжательные, возвратные и неопределённые  местоимения, количественные и порядковые числительные.

        Несмотря на достаточно высокий уровень владения коммуникативной компетенцией, результаты контролирующей деятельности в прошлом учебном году показали, что школьники испытывают ряд затруднений. Во-первых,  есть трудности в усвоении большого объёма лексических единиц, особенно фразовых глаголов и устойчивых словосочетаний. Во-вторых, лишь на среднем уровне была сформирована информационная компетенция: учащиеся не могли продуктивно пользоваться одновременно несколькими учебными ресурсами для достижения цели проектной работы или подтверждения гипотезы учебного исследования. В-третьих,  дальнейшего развития требуют умения самоорганизации девятиклассников, а именно: техника планирования учебной деятельности, рефлексия и осознание своего продвижения. Исходя из этого, в методической разработке делается акцент на формирование соответствующих компетенций школьников. И наконец, на новый качественный уровень должны выйти виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо, перевод.

        По мнению авторов курса, учителя могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации школьников. Таким образом, при составлении методической разработки раздела программы была использована предоставленная авторами возможность реализации новых подходов к построению курса.   Методическая разработка раздела программы «Выбор будущей профессии» является технологически проработанным примером инновационного педагогического опыта учителя по внедрению компетентностно-деятельностного подхода к обучению.

Методическая разработка рассчитана на школьников 15-16 лет. В этот период значительно возрастает роль самообразования и  самовоспитания.  В связи с этим возрастает объём самостоятельной работы с разнообразными источниками информации, фронтальные формы контроля постепенно замещаются индивидуальными и групповыми.

Защитная роль взрослых постепенно замещается новой функцией социально-профессионального ориентирования. Старшеклассники ориентированы на организацию самоконтроля, своего рода программы поведения на ближайшее и отдалённое будущее. Эта особенность возраста  находит отражение в методическом инструментарии раздела программы. При выборе технологий обучения предпочтение отдаётся проблемному изучению материала, проектной и исследовательской работе, при выборе содержания – практико-ориентированным текстам, заданиям, тестам. Ожидаемые результаты обучения представлены в форме компетенций учащихся, что также способствует их социально-профессиональному определению.

У школьников 9 класса появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлениям о вещах, которые их интересуют. Это даёт возможность эффективного использования метапредметного содержания учебной программы, способов работы с мышлением, действием, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся. Раздел программы спланирован с учётом того, что научное знание приобретает для старшеклассников ценность лишь при условии его личностной значимости.

  1. Цели и задачи изучения раздела.

       Цели и задачи раздела соотносятся с предметными и ключевыми компетенциями.

Компетен-ция

Задачи

Образовательная цель: учащиеся должны знать языковой и страноведческий материал и адекватно применять его в коммуникативных ситуациях.

Коммуни-кативная (речевая)

Использовать коммуникативные умения в говорении в ситуациях диалогического и монологического общения. Использовать различные коммуникативные стратегии аудирования и чтения. Уметь писать резюме и статью-репортаж.

Коммун-ная (языковая)

Овладеть новыми языковыми средствами: лексическими и грамматическими.


К. (компенса-торная)

Решать проблему дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Социокуль-турная

Владеть информацией о реалиях стран изучаемого языка. Описывать Россию, жизнь её граждан на английском языке.

Учебно-познават-ная

Использовать навыки целеполагания, планирования, самооценки и рефлексии.

Развивающая цель: учащиеся должны владеть навыками речемыслительной деятельности и уметь работать с информацией.

Информа-ционная


Компетенция личностного роста и самосовер--шенствования

Владеть способами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением. Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, одноязычными словарями, справочниками, ресурсами сети Интернет, электронными учебниками. Владеть навыками интеллектуального саморазвития. Уметь преобразовывать информацию в виде таблицы, схемы, алгоритма,  диаграммы. Уметь преобразовывать учебный материал на основе фантазии и воображения для решения творческой задачи. Уметь представлять творческий образовательный продукт при помощи ИКТ.

Воспитательная цель: учащиеся должны убедиться в необходимости серьёзного, ответственного отношения к выбору будущей профессии.

Ценностно-смысловая

Владеть ценностно-смысловыми установками для оценки действий и поступков. Формулировать собственные ценностные ориентиры.  Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

       В ходе освоения раздела учебной программы планируется сформировать и развить компетенции учащихся:

 Коммуникативная (речевая) компетенция:

– Учащиеся владеют умениями говорения в ситуациях диалогического и монологического общения.

– Учащиеся понимают иноязычную речь на слух, используя различные стратегии аудирования.

– Учащиеся понимают иноязычные тексты, используя различные стратегии чтения.

– Учащиеся пишут резюме и репортаж в газету.

Коммуникативная (языковая) компетенция:

– Учащиеся овладевают следующим языковым материалом:

- новыми лексическими единицами темы «Выбор будущей профессии» в объёме 90 слов и 30 выражений для активного пользования;

- приблизительно 30 словами и выражениями из художественных текстов, предъявляемых в чтении и аудировании;

- фразовым глаголом to hand;  

- формами сослагательного наклонения в настоящем и прошедшем времени;

- конструкциями if only, but for, to do something/ to have something done .

Коммуникативная (компенсаторная) компетенция:

– Учащиеся овладевают умениями выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации при помощи использования языковой догадки, словообразования, синонимии.

Социокультурная компетенция:

– Учащиеся овладевают речевыми образцами для адекватного общения в ситуации «Предложение о совместной деятельности и ответ на него».

– Учащиеся открывают знания о реалиях стран изучаемого языка: популярных профессиях, проблемах, связанных с рынком труда, функционале специалиста по профессиональной ориентации в учебных заведениях career adviser, волонтёрской работе подростков.

– Учащиеся овладевают умениями представлять на английском языке свою будущую профессию и  наиболее популярные в нашей стране профессии.

Учебно-познавательная компетенция:

– Учащиеся понимают цель своей деятельности, планируют этапы работы на уроке и дома, выдвигают гипотезы описывают результаты, формулируют выводы.

– Учащиеся производят оценку своих достижений и приобретают способность к контролю и самоконтролю.

Информационная компетенция:

– Учащиеся  овладевают способами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением для решения творческих и практических учебных задач.

– Учащиеся получают практические навыки работы с различными источниками информации: книгами, одноязычными словарями, учебниками, справочниками, ресурсами сети Интернет, электронными учебными пособиями.

– Учащиеся умеют представлять информацию в виде таблицы, схемы, алгоритма,  диаграммы.

– Учащиеся приобретают способность к творческому решению учебных задач.

– Учащиеся приобретают практические умения представлять свой творческий образовательный продукт при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Ценностно-смысловая компетенция:

– Происходит осознание учащимися важности выбора профессии.

– Происходит формирование понимания труда как общечеловеческой ценности.

– Учащиеся владеют способами самоопределения в ситуациях выбора на основе знания собственных возможностей.

– Учащиеся выделяют противоречие между личным профессиональным выбором человека и объективной обстановкой на рынке труда.

Компетенция личностного роста и самосовершенствования:

– Учащиеся владеют культурой мышления и навыками интеллектуального саморазвития.

  1.  Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

      Цели и задачи раздела реализуются при помощи коммуникативного метода, лежащего в основе преподавания любого иностранного языка. В зависимости от целей урока используются репродуктивно-продуктивные и продуктивные, поисковые методы, проблемное изложение знаний. Новый материал предъявляется при участии наглядного и демонстрационного методов. Эффективной формой самостоятельного поиска и решения учебных задач является метод проектов и учебного исследования с обязательным выходом на получение социально- и личностно-значимого результата. Таким образом, при изучении раздела используются преимущественно продуктивные методы, которые позволяют включить школьников в познавательную и преобразующую деятельность. Информационно-коммуникационные технологии многофункциональны, поскольку выступают как средство введения и тренировки языкового и речевого материала, как источник информации и как способ презентации образовательных продуктов учащихся. Личностный, предметный и метапредметный опыт учащихся 9 класса позволяет использовать широкий спектр форм организации учебной деятельности: фронтальное объяснение, обратная связь, индивидуальная и групповая работа, парное взаимодействие, самостоятельная работа с различными информационными источниками, курирование проекта и исследования учителем, помощь консультантов, публичная презентация.  В ходе реализации целей и задач раздела программы в полном объёме реализуются принципы индивидуализации и дифференциации обучения. Учащиеся разного уровня обученности имеют возможность свободного выбора источников информации, уровня сложности задания и способов решения учебных задач. Для диагностики предметных достижений учащихся используются разнообразные виды контроля: предварительный (контроль исходного уровня подготовки учащихся, их готовности к речевой деятельности), текущий (для регулярного управления учебной деятельностью школьников и её корректировки, стимулирования их самостоятельной работы и активизации творческих идей) и рубежный (для проверки качества усвоения темы). Используются такие формы контроля, как индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный опрос,  письменная проверка в виде теста, контрольного задания или написания творческой работы, оценка группового образовательного продукта.  Устный и письменный контроль носит регулярный, комплексный характер.  Для оценивания личностных достижений учащихся используется такие виды рефлексии, как «Ступени к успеху», «Мишень», «Выбор афоризма», «Незаконченное высказывание», «До и после урока». Социальные и метапредметные достижения оцениваются в ходе наблюдения, собеседования, презентации проектов и учебных исследований. Итак, методы, технологии, формы обучения и виды контроля являются деятельностными инструментами формирования у учащихся 9 класса предметных и ключевых компетенций.

  1. Система знаний и система деятельности.

      Система знаний включает в себя знания из области литературы, русского языка, обществознания, экономики, профориентации, а также знания фонетики, лексикологии, грамматики, орфографии предметной области «Английский язык». Раздел программы содержит знания профильного характера, которые учитывают разные способности и интересы учащихся. Это знания о профессиях, связанных с иностранным языком: преподаватель, синхронный переводчик, гид-переводчик, переводчик технической документации, писатель (поэт)-переводчик, журналист, учёный-лингвист, дипломат.

       Система деятельности в разделе «Выбор будущей профессии» включает в себя:

  1. Познавательную деятельность в виде интеллектуальных мыслительных операций (анализа, синтеза, индукции, обобщения, аналогии, классификации), постановки проблемы и выдвижения гипотезы, вопросов разных видов и методов их задавания.
  2. Преобразующая деятельность представлена в форме проектной деятельности, эвристического поиска, решения проблемных ситуаций.
  3. Общеучебная деятельность описана в разделе при помощи стратегий   работы с текстом, подготовки текста презентации проекта и учебного исследования, способов взаимообучения (парная и групповая работа, индивидуальное консультирование, курирование индивидуальной работы школьника учителем).
  4. Самоорганизующая деятельность представлена в способах постановки целей, технике планирования, самоконтроле, рефлексии, самооценке и осознании своего продвижения в развитии соответствующей компетенции.

  1. Поурочное планирование по разделу «Выбор будущей профессии».

№ урока

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Методы и методические приёмы

1.

«Название профессий».

Урок изучения новой лексики.

Овладение новыми лексическими единицами через включение лексики в комплекс языковых и речевых упражнений и умение организовывать новый материал в виде схем.

Мнемотурнир.

ИКТ.

2.

«Повторение сослагательного наклонения».

Урок изучения грамматического материала.

Обобщение грамматического материала на основе преобразования правила в схему и использования в речевых упражнениях.

Консультирование в группах. Речетворчество.

3.

«Мир современных профессий».

Урок обучения стратегиям чтения.

Освоение различных стратегий чтения для получения представлений о мире профессий.

Самостоятельная работа с обратной связью.

4.

«Употребление сослагательного наклонения».

Урок-практикум.

Обучение использованию сослагательного наклонения Present и Past Subjunctive в речевых ситуациях.

Пары и группы сменного состава.

5.

«Обучение диалогической речи».

Урок освоения разных форм взаимодействия.

Овладение умениями диалогической речи в ситуациях повседневного иноязычного общения.

Пары сменного состава.

6.

«Выбор профессии. Лексический практикум. Аудирование».

Комбинированный урок.

Совершенствование понимания речи на слух через расширение лексического запаса учащихся и освоение различных стратегий аудирования.

Самостоятельная работа с обратной связью.

7.

«Учёба и будущая профессия. Работа с текстом».

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Совершенствование умения изучающего чтения.

Ответы на вопросы в «цепочке».

8.

«Учёба и будущая профессия».

Урок воспитательной направленности.

Осмысление собственных ценностных ориентиров в области будущего профессионального выбора через обсуждение содержания текста.

Проблемное изучение материала.

9.

«Выбор будущей профессии».

Урок контроля.

Осуществление контроля знания учащимися лексико-грамматического материала раздела.

Тест с обратной связью.

10.

«Популярные профессии».

Урок-исследование.

Учебное исследование отношений старшеклассников к будущей профессии с использованием социологических методов.

Учебное исследование. ИКТ.

11.

«Моя будущая профессия».

Урок-проект.

Разработка проекта на основе групповой кооперации.

Метод проектов.

12.

«Волонтёрская работа. Обучение письменной речи».

Комбинированный урок.

Организация речетворчества учащихся на основе создания резюме для приёма на работу в летние каникулы.

Синтез мыслей. Речетворчество.

13.

«Урок домашнего чтения».

Урок контроля.

Осуществление контроля навыков самостоятельного чтения.

Дискуссия. Речетворчество.

14.

«Защита проекта «Моя будущая профессия».

Итоговый урок.

Осуществление контроля и оценка уровня сформированности компетенций учащихся по разделу.

Презентация.

ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела учебной программы

метод. разработка раздела учебной программы...

Методическая разработка раздела учебной программы

В моей разработке представлен раздел учебнй программы по теме "Африка" для 7 класса....

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

Презентация методической разработки учебной программы по истории первой половины 19 века предназначена для учителей истории, работающих по УМК Данилов А.А, Косулина Л.Г  "История 6-11 класс" М.Пр...