Методическая разработка раздела учебной программы
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Жукова Елена Борисовна

В моей разработке представлен раздел учебнй программы по теме "Африка" для 7 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85  с углубленным изучением отдельных предметов

Методическая разработка раздела образовательной программы по географии по теме «Африка»  7 класс

                                                        Выполнила : Учитель географии

                                                        Жукова Елена Борисовна

Нижний Новгород 2010 год.

Содержание:

1.Пояснительная записка

         1.1. Актуальность.

         1.2. Принципы отбора содержания образования.

         1.3. Цели и задачи.

         1.4 Результаты.

         1.5. Технологии и формы организации деятельности и обоснование их выбора с психолого-педагогической точки зрения.

2.Общий учебно-тематический план.

3.Список литературы.

Пояснительная записка.

   В представленной мной методической разработке на уроках географии изучается и анализируется материк Африка. Тема изучается в 7 классе по учебнику «География материков и океанов» вод редакцией Коринской В.А., Душиной И.В.,Щенева В.А. во втором разделе «Океаны и материки» параграфы 24-34.

    В данном разделе учащиеся знакомятся с природными условиями, политической картой Африки. Здесь школьники впервые приступают к страноведческому курсу, что обуславливает взаимосвязи , стоящие перед этим разделом. Учащиеся знакомятся с планом физико - географической характеристики материка, усваивают зависимость между отдельными компонентами природы. При изучении раздела отводится много времени и внимания  на восстановление в памяти учащихся ранее полученных знаний. Здесь начинается формирование таких общих понятий как географическое положение, платформа, изотерма, типы воздушных масс, климатические пояса и др. Впервые учащиеся знакомятся со многими растениями и животными. Необходимо, чтобы на первом этапе  формирования понятий  ученики усвоили их признаки, умели бы объяснять причины появления тех или иных особенностей.

    По каждому компоненту природы ставится задача повторить все основные понятия, без которых нельзя работать дальше. Происходит расширение и углубление ранее изученных общих понятий о формах рельефа. частях рек и т.д. В разделе Африка учащиеся впервые приступают к работе с новыми специальными картами. Для составления географических характеристик отдельных областей школьники учатся сопоставлять карты одной и той же территории, но различного содержания.

   Таким образом, при изучении первого по программе материка наряду с формированием знаний о природе и населении Африки ставится задача раскрыть перед учащимися большое количество  общегеографических понятий и познакомить их с приемами работами по специальным картам. И от того, как это будет сделано, зависит успех изучения всех последующих разделов.

 

1.2.Принципы отбора содержания образования.

   Материал  раздела многообразен, информативен и имеет сложную структуру. Это позволяет учителю создавать ситуации и формулировать задания разной степени креативности, адаптировав его к различным возможностям учащихся.  Варьировать  задания можно не только по степени сложности  (от более простых к более сложным), но и с учетом способностей и склонностей учеников 7 класса к определенному виду деятельности (анализ, обобщение, изложение, построение логических цепочек, высказывание и отстаивание своих точек зрения и т.д.)

Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом.

Работать со справочной литературой и другими источниками информации;

Владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением созданных данных;

Уметь увидеть проблему и найти пути ее решения;

Уметь выдвигать гипотезы;

Уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, выявлять плюсы и минусы своей работы);

Уметь оформлять письменные сообщения;

Определять географическое положение материка, его протяженность, характеризовать рельеф и климат территории, давать описание стран по плану.

Основными принципами отбора содержания образования являются особенности развития детей среднего школьного возраста.

К моменту перехода в среднюю школу возникают проблемы:

Дети различаются по отношению к учению, общему развитию, способам усвоения учебного материала.

На поверхность выходят скрытые дефекты младшей школы.

  Они являются серьезными препятствиями для полноценного усвоения знаний. При переходе в среднюю школу усложняется учебная работа подростков: вместо одного появляется несколько учителей. У них разные манера объяснения, форма контроля, требования и т.д.

       В этом возрасте у школьников развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого.

     У различных групп подростков появляются различные склонности, и ценные качества личности формируются не столько при усвоении  школьных знаний , сколько в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.

    Именно в среднем школьном возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и  идеала, профессиональных намерений и самосознания. Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становится источником познавательной активности подростка.

    В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал требует более высокого уровня познавательной деятельности. Для теоретического мышления характерно осознание их собственных интеллектуальных операций и управление ими. Оно развивается постепенно и не в одинаковой мере у всех. Овладевая материалом, учащиеся усваивают научные понятия, классификации факторов, учатся видеть причинно-следственные связи, давать краткие характеристики и развернутое описание материала. Но не должно быть установки на запоминание материала, а должно быль и понимание материала.

    Именно в этом периоде развитие памяти идет в направлении ее интеллектуализации. Запоминание должно быть осмысленным.

    Учащиеся 6- 7 классов проявляют большой интерес к географии как новому предмету. Причин много: предмет предполагает общение с природой, наличие разнообразной и интересной информации о географических объектах, явлениях, об особенностях природы Земли.

    Возникает естественная потребность все понять, объяснить. Это качество личности необходимо использовать, но не ставить особый акцент на занимательность, иначе утратится отношение к географии как к учебному предмету

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был прилежным первоклассником, а теперь он уже подросток, который весьма критически относится к вашим словам и объяснением учителя. С возрастом развиваются мышление, внимание, особенности памяти. Обладают ли родители знаниями о данных процессах? Замечают ли они то, что педагоги меняют требования к ребенку, организуют новые способы его учебной деятельности? Должны  

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

  

Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.

Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.     

  Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:  «подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному мышлению.

Проявление эмоций у подростков  часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны  упрямство,   эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста.    Формирование идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.

Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая. Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям. Задаваемые вопросы касаются, в первую очередь, организации и содержания жизнедеятельности подростков в тех случаях, в которых они не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых. Уменьшается число вопросов этического характера. 2  По сравнению с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается.

Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения  сведений в готовом, законченном  виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.         В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий. В современных условиях данный подход  должен реализовываться в контексте уровня достижений современной науки, задач социализации учащихся.

    Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также  поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.

    Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным  средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости,  связанной  как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.

   Необходимо  акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью. Известно,        что учащиеся до изучения соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают определенными житейскими представлениями и понятиями, которые позволяют им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. Это обстоятельство в тех случаях, когда их внимание специально не обращено на связь получаемых знаний с практической жизнью, лишает многих учащихся потребности в приобретении и усвоении новых знаний, так как последние не имеют для них практического смысла.

   Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения.   Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем  большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

                             Возрастные особенности семиклассников

Особенность,

черта характера

Положительное проявление

1. Появление чувства взрослости

Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

2. Начало "ценностного конфликта"

Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.

3. Новый период в нравственном развитии

Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).

4. Недостаточный опыт общения

5. Развитие самооценки

Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.

6. Потребность говорить о себе.

7. Учение обретает личностный смысл.

Формируется интерес к какой-либо деятельности.

8. Познавательная  активность

Пик любознательности Формирование устойчивых интересов.

9. Формирование понятийного мышления

Формируется научный язык, умение логически мыслить

1.3. Цели и задачи

Главная цель раздела – развитие у школьников целостного представления о материке Африка, о целостности и дифференциации природы континента.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

             1.Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Африки на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

            2.Создать образные представления о крупных регионах материка, о странах, об использовании природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

           3. Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории , традициях и образе мышления людей другой культуры.

          4.Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.

        5.Учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

1.4. Предполагаемые результаты.

В результате изучения материка Африка учащиеся должны:

Знать географические особенности материка, географию народов Африки, различия в хозяйственном освоении разных территорий.

Понимать связи между географическим положением, природными условиями и ресурсами и хозяйством отдельных стран и регионов.

Понимать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем и находить пути их решения.

Находить и показывать на картах объекты географической номенклатуры, предусмотренные программой.

Составлять краткие географические описания и характеристики различных объектов материка на основе разнообразных источников географической информации.

1.5.Технологи и формы организации деятельности.

     

   На выбор учителем типа урока влияет целый ряд факторов

Цели.

Особенности содержания учебных занятий.

Уровень класса.

Место урока в тематическом блоке.

Объем учебного материала.

Уровень активности и самостоятельности учащихся.

   При организации обучения активно используются такие педагогические технологии как проблемное обучение, проектные и информационные технологии. Особое место отводится самостоятельной работе с картами, схемами, таблицами, климатограммами.

 

    При изучении темы «Африка» наиболее обоснованы следующие  традиционные и нетрадиционные  типы уроков:

Урок – изучение нового материала.

Урок комбинированного типа.

Повторительно- обобщающий урок.

Урок- игра.

Урок- путешествие.

 

2.Общий учебно-тематический план.

Название раздела «Африка»

Практическая работа

1.

Географическое положение и история исследования материка

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и км. Обучение определению географического положения материка

2.

Рельеф и полезные ископаемые материка

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3.

Климат Африки

Оценка климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата материка, составленным по плану.

4.

Внутренние воды материка

5.

Природные зоны Африки

Определение причин разнообразия природных зон материка

6

Народы и страны. Разнообразие расового и этнического состава, размещение населения. Современная политическая карта Африки.

7.

Станы Северной и Центральной Африки (Алжир, Египет, Нигерия и Конго)

8.

Страны Восточной и Южной Африки

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

9.

Изменение природы Африки человеком.

10.

Урок - обобщения «Африка»

        

Список литературы:

Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Т. 1. – С. 376

 

      2) Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 118 – 119.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела учебной программы

метод. разработка раздела учебной программы...

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

Презентация методической разработки учебной программы по истории первой половины 19 века предназначена для учителей истории, работающих по УМК Данилов А.А, Косулина Л.Г  "История 6-11 класс" М.Пр...