Проективные технологии в работе школьного психолога
статья по психологии на тему

Лазарева Татьяна Анатольевна

Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом применения проективных, а именно рисуночных тестов и методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektivnye_tehnologii_v_rabote_shkolnogo_psihologa.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проективные технологии в работе школьного психолога: рисуночные тесты и методики.

Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом применения проективных, а именно рисуночных тестов и методик. Начну с теории…

Наибольшее распространение проективные методики получили в психологии личности. Е.Т. Соколова, признанный специалист в этой области, дает следующее определение:  «Проективные методики представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу».

Название этой группы методик происходит от термина  «проекция», под которой в психологии понимают «процесс и результат перенесения субъектом собственных свойств,  состояний на внешние  объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

Термин «проективные» был введен  Франком в 1939 г. для объединения известных в то время, но на первый взгляд далеких друг от друга методических приемов, таких как тест Роршаха, ассоциативный тест Юнга, тематический апперцептивный тест (ТАТ) и др.

«Наиболее существенной чертой проективных методик Франк считал неопределенность стимульных условий, позволяющих испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. Чем более неструктурированным является «стимульное поле», тем в большей степени его структурация индивидом будет изоморфична структуре его жизненного пространства»

 

Принято выделять несколько основных групп проективных методик (Соколова).

1.  Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

2.  Методики конструирования: MAPS (make-a-picture-story test — составь картину-историю), тест мира и его разнообразные модификации.

3.  Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

4.  Методики дополнения, неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

5.  Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.

6.  Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения.

7.  Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева, рисунок семьи.

  • Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.
  • намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.

Из истории метода. Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализовать эту идею предпринимались многими исследователями в разных странах, но до Гудинаф Флоренс Лаура (американский психолог, профессор Миннесотского университета), создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику – тест «Нарисуй человека», – никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.

Начиная с 50-х годов XX века и до настоящего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются. Предлагаются оригинальные варианты процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации результатов.

Из работ, проведенных в этом направлении отечественными исследователями, нужно особо выделить Александра Леонидовича Венгера, доктора  психологических наук,  автора многих иллюстрированных пособий; Майя Захаровна Дукаревич - практический психолог, специалист по проективным тестам, автор методики «Рисунок несуществующего животного», признанной и широко применяемой как в нашей стране, так и за рубежом. Людмила Лебедева, Маргарита Шевченко, Баранова.

Рисуночные тесты позволяют оценить   уровень умственного развития, изучать личностные особенности. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности.

Достоинства рисуночных методов

  • - отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания
  • - рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека
  • - просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги
  • - могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения

- естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности (Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу.                                                                             - имеют психотерапевтический эффект

- Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода                                                                                               - имеют психотерапевтический эффект.

Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом.

Недостатки

  • относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут свидетельтвовать о грубости, черствости, но еще как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.
  • не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства
  • термины  обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов (таких как тесты интеллекта или личностные опросники)
  • трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик
  • Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная «научность» рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с клиентами.
  • И все же специфику рисуночных тестов нельзя недоучитывать. Она порождает определенные ограничения в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.
  • Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях.
  • Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными дополнительных, более строгих тестов).
  • И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.
  • Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик.
  • Что дает возможность оценивать умственное развитие с помощью рисунков?
  • Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.
  • Возрастные закономерности (стадии развития рисунка)
  • Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.
    Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. К 3 годам ребенок рисует круги всевозможных размеров. Символически круг для ребенка в этот период может обозначать все, что угодно: цветы, животное и т.д.
  • в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.
  • Появляется Предметный рисунок.
  • Первая форма изображения человека (дяди, тети) – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
  • Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.
  • 4-4,5 Человек одевается. Одежда сверху
  • С 5 Появляются признаки пола.
  • Конечности изображают двойными линиями.
  • С 6 Руки от верхней части туловища Второстепенные детали: волосы, брови, ресницы
  • 6-10
  • Дальнейшая детализация
  • Рисунок более пропорциональный
  • Появляется плавный переход от одной детали к другой (7-8 лет)
  • 10-11
  • Пластические элементы преобладают над схематическими
  • Появляются признаки психо-сексуального развития.
  • С 15
  • Рисунок симметричен, пропорционален
  • Наличие всех деталей обязательно

Если отсутствует специальное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Взрослые склонны чаще рисовать людей приблизительно своего возраста.

Возрастная норма (см.Рисунки)

В школе 8 лет работает школа будущего первоклассника. В работе с дошкольниками я активно использую тест «Рисунок человека» (в комплексе с др. методиками и в частности, с методикой Н. Семаго «Изучение готовности к обучению»). Рисунок человека позволяет судить о динамике развития ребенка. Вывод о положительной динамике в развитии ребенка.

Задержка в развитии изобразительной функции

- ЗПР

- органические поражения мозга

- педагогическая запущенность

- психическое заболевание

Специфические нарушения, свидетельствующие об О.П.м.

  • Грубая асимметрия рисунка
  • Сильное смещение вправо или влево от центра листа
  • Неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе
  • Отклонение рисунка от вертикали
  • Особо сильное искажение формы и пропорций
  • Промахи, при которых линии не попадают в нужную точку
  • Распад целостного образа

Несуществующее животное Это одна из наиболее информативных рисуночных методик 2 . Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Я часто применяю в работе с подростками, особенно – «группы риска». Обязательно использую пострисуночный опрос.

Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера? Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

В работе с детьми группы риска важен не только диагностический аспект, но особенно – психотерапевтический. Есть возможность частично отреагировать, вынести во вне приемлемым способом страхи, агрессию.

  • Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.
  • намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.

Литература

А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», Владос-Пресс, 2005.

Л. Д, Лебедева, Ю, В, Никонорова, Н, А, Тараканова ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ-ТЕРАПИИ РЕЧЬ Санкт-Петербург 2006

Рисуночные методики Под редакцией С.В. Барановой Корпорация «Развитие и Совершенствование». Москва 2013

Маргарита Александровна Шевченко: «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» АСТ, Кладезь; Москва; 2014

Рисуночные проективные методики

Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии.  

Источник: Проективные графические методики: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: Академия, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного психолога

Цели рабрты: Достижение наиболее высокого уровня психологического здоровья учащихся, основу которого составляет нормальное функционирование личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой,...

Здоровье школьников: технология работы школьного психолога

Статья "Здоровье школьников: технология работы школьного психолога"....

Групповые технологии в работе школьного психолога

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:- педагогические технологии как производство и применение апп...

Технология использования кукол-перевёртышей в работе школьного психолога

Использование кукол-перевертышей в коррекционно-воспитательной работе педагога и психолога позволяет эффективно решать проблемы младших школьников в интересной психологически комфортной безопасной фор...

Проективные методы в работе школьного психолога

Использование проективных методик в работе психолога ОО...

Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога

Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных ...

Использование технологии Гештальт-терапии в работе школьного психолога.

Роль технологии -помочь каждому участнику осознать их целостность....