Конспект занятия с использованием арт-терапивтических техник "Образ Я"
план-конспект по психологии на тему

Ершова Марьяна Викторовна

Конспект занятия с использованием арт-терапивтических техник "Образ Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazyaart_zanyatie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Ершова Марьяна Викторовна

Педагог – психолог

ППМС – Центра Василеостровского района

 Конспект занятия для учащихся 9 – 11-х классов

 с элементами арт – терапии

 «Мое внутреннее Я»

в рамках Малой Психологической Академии

Актуальность.

   В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.

   Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций.

   Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

   Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека.

    Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, которая дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Цель: самопознание, самоисследование, самосовершенствование, личностный  рост, познание своего не выявленного потенциала.

    Задачи:

  • осознание различных сторон своей личности;
  • создание новых вдохновляющих интерпретаций;
  • актуализация и осознание ресурсов своей личности.

Необходимые материалы: бумага, листы ватмана, журналы, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, музыка.

     Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уверенности в себе, за счет активизации самопознания и развития творческих навыков.
  2. Поддерживание активной жизненной позиции.
  3. Умение планировать свои поступки, ставить позитивные жизненные цели и достигать их.
  4. Формирование навыков рефлексии.

Методы, используемые в работе:  в ходе занятия используются методы арт – терапии, индивидуальная и групповая работа.

План занятия:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово.

Правила группы:

  1. "Здесь и сейчас"
  2. Искренность и открытость
  3. Принцип Я - высказываний
  4. Активность
  5. Конфиденциальность
  1. Приветствие.

Описание упражнения: участники хаотично двигаются по комнате, по сигналу ведущего каждый находит себе пару. В парах участники отвечают друг другу на один вопрос. Затем по сигналу ведущего происходит смена партнеров.

 Вопросы:  какие качества своего характера я считаю важными для меня, какое качества моего характера мне мешает, чего я ожидаю от сегодняшнего занятия?

  1. Образ Я

   Описание упражнения: участники рассаживаются так, чтобы никто не видел их работы; участникам дают бумагу, журналы,  карандаши и задание создать коллаж Я (свои мечты, увлечения, свой внутренний мир, особенности характера и т.п.).  Процесс создания коллажа может сопровождаться негромкой спокойной музыкой. После этого участники возвращаются в круг и кладут свои работы на пол рисунками вниз. Каждый участник по очереди берет любой рисунок (не свой!) и описывает его от первого лица! Когда рисунки закончатся, они возвращаются авторам.

Рефлексия: что Вы чувствовали, когда другой участник держал в руках Ваш рисунок? Что дало Вам это упражнение? Всё ли верно сказали про Вас?  Сказали, что – то новое, о чём Вы и не догадывались?

  1. Завершение «Солнышко на спине»

Цель упражнения: создание хорошего настроения, формирование чувства уверенности в себе.

Описание упражнения: участникам раздаются листы А4 и цветные фломастеры. Задание: нарисовать на листе солнышко с лучиками. На двух – трех лучиках написать какие – либо свои положительные качества, и которые помогают им поддерживать хорошие отношения с подростком. После этого участники помогают друг другу прикрепить их рисунки на спины. Далее они должны хаотично перемещаться по комнате и писать на лучиках различные положительные качества. Спустя несколько минут ведущий просит участников снять со спин их солнышки, которые они оставляют себе.

Литература

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  2. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
  3. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
  4. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе детей с ОНР (1год обучения) по теме «Зима»

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Активизировать словарь по теме,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА "ДЕРЕВЕНЬКА СКОРОГОВОРКИНО"

Надеюсь, что данный материал пригодится не только театральным преподавателям, но также школьным логопедам, воспитателям, классным руководителям и учителям....

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...

Конспект занятия с использование проблемного обучения и ИКТ

Методическая разработка занятия с использование технологии проблемного обучения и ИКТ...