материалы для родителей
статья по психологии (5 класс) на тему

Баранова Ангелина Игоревна

Памятка для родителей и педагогов

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

(по материалам газеты «Школьный психолог»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к справке по результатам

исследования адаптации пятиклассников

Памятка для родителей и педагогов

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
(по материалам газеты «Школьный психолог»)

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она

превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа

неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля

правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не

хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.

Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не

хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне

годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а

взрослые не могут учить их по-старому».

И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.

Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь

второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба

пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе

возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного

социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том

числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный

контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к

учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного

изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной

мотивации. Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно

создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит

постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального,

«замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты

долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и

почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная

учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не

для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная

мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ?

На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности

ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?

Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную

полноту, но тем не менее весьма объемный.

1Интерес к информации (познавательная потребность).

2Интерес к способу действия.

3Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.

4Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.

5Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.

Приложение к справке по результатам

исследования адаптации пятиклассников Актуализация творческой позиции.

6Осознание значимости происходящего для себя и других.

7Потребность в социальном признании.

8Избегание наказания (физического или морального).

9Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и

если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого

источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство

детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть

туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные

периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует

вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все

работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами,

старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого

понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги, которые

взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и

сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это

удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые

способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное

воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым

необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то —

возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного

процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом

случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот,

продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение

построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него

отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и

самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок

не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные

дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а

вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем —

выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны

учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они

нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и

самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда —

огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор

о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих

других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту

потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для

актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации

преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление

нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто

учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых

оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для

других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я

учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До

нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь

эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень

энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость

совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для

того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно

использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней

педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных

выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более

того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически

незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание

проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать,

что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют

постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они —

единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших

учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к

учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к

каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это

хороший шанс поддержания учебной мотивации

Педагог-психолог                                                                                                           Баранова А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...