Первая (экстренная) помощь школьного психолога в момент психотравмы
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии на тему

Доровских Оксана Дмитриевна

Первая (экстренная) помощь школьного психолога в момент, когда ребенок находится под воздействием психотравмы (в состоянии острого стресса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_ekstrennaya_pomoshch_shkolnogo_psiholo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Первая (экстренная) помощь школьного психолога в момент, когда ребенок находится под воздействием психотравмы (в состоянии острого стресса)

Сразу после психотравмирующего события необходимо ребенка отвести в кабинет психолога и удалить зрителей, создать спокойную обстановку, остаться с ним наедине. Помощь определяется состоянием ребенка и носит следующий характер.

  1. Помощь при плаче.

Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать ребенка, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим учеником и не пытаться помочь ему – тоже неправильно. В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить ему свою поддержку и сочувствие, например, подать стакан с водой или предложить чашечку горячего  чая. Можно держать ребенка за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

Категорически нельзя: обнимать ребенка или прижимать ребенка к себе; успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.

  1. Помощь при истерике.

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии ребенок теряет много физических и психологических сил. Помочь ему можно, совершив следующие действия:

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку, останьтесь с ребенком наедине.

Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с ребенком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»). После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

  1. Помощь при страхе.

Не оставляйте ребенка одного. Страх тяжело переносить в одиночестве. Говорите о том, чего ребенок боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если ребенок говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему. Не пытайтесь отвлечь фразами: «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости», «ничего страшного» и т.д.

Предложите сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:

  • Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните, Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;
  • Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно па середине выдоха сделайте паузу на 1 -2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее, Медленно повторите  это упражнение 3 - 4 раза.   Если ребенку или подростку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему  дышите вместе. Это поможем ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.

Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом, можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства, этим вы отвлечете его от переживаний.

Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

  1. Помощь при чувстве вины или стыда.

Поговорите с ребенком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»). Не осуждайте, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что ребенок или подросток поступил неправильно. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете  и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом. Дайте понять, что принимаете ребенка таким, какой он есть. Не пытайтесь переубедить его («ты не виноват», «такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать ребенку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.

  1. Помощь при нервной дрожи.

Нужно усилить дрожь. Возьмите ребенка за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После завершения реакции необходимо дать ему возможность отдохнуть.

 Категорически нельзя: обнимать ребенка или прижимать его к себе, укрывать его чем-то теплым, успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.

  1. Помощь при двигательном возбуждении.

Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить ребенка или подростка. Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях, поэтому для того чтобы он вас услышал:

  • Задавайте ребенку вопросы, которые привлекут его внимание и заставят его задуматься («хочешь, мы позвоним твоей маме, чтобы она тебя забрала?», «может, ты сам выберешь, кому позвонить?»).
  • Предложите пройти в любой ближайший свободный от зрителей кабинет (класс) и постарайтесь дать ребенку возможность выговориться, займите его (например, попросите помочь переложить книги из шкафа).
  • Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику. Например, такую:
  1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.
  2. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.
  3. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.
  4. Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старайтесь сохранять состояние расслабленности, Повторите упражнение 3—4 раза.
  5. Дышите как обычно.

Это поможет ребенку успокоиться и почувствовать, что вы рядом.

Категорически нельзя: допускать скопление в классе педагогов и руководителей; расспрашивать ребенка, задавать ему вопросы (устраивать разбирательства).

После оказания ребенку или подростку первой (экстренной) помощи необходимо по телефону вызвать в школу родителей, чтобы они забрали ребенка домой, и предложить им обратиться к специалистам, потому что на этом психологическая помощь ребенку или подростку не заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

В помощь школьному психологу

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ Консультация школьного психолога

Родительское собраниеТема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями». Акт...

Телефон_службы экстренной помощи

Службы экстренной помощи...

Доклад "Экстренная помощь педагога-психолога в экстремальной ситуации"

ознакомление с основными принципами при организации экстренной психологической помощи, ознакомление с целями и задачами при оказании экстренной психологической помощи. А так же описание основных прави...

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."...

«КАК ЗАСЛУЖИТЬ ДОВЕРИЕ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙДЫ ИЛИ ПЯТИМИНУТКА ПОЛЕЗНОСТИ С ПСИХОЛОГОМ»

laquo;Кроха – сын к отцу пришел,И спросила кроха:Психолог в школе хорошоИли это плохо?»Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Его боятся и ему не доверяют. К нему ...


 

Комментарии

Доровских Оксана Дмитриевна

Материал взят из методического пособия на семинаре для психологов