ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ Консультация школьного психолога
презентация к уроку по психологии (5 класс) на тему

Харченко Виктория Анатольевна

Родительское собрание

Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

 

Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klass_b_roditelskoe_sobranie.pptx709.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ Консультация школьного психолога

Слайд 6

Когда уместна тревога? Обычно Опасно Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность. Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Делает уроки только «из-под палки». Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Слайд 7

Рекомендации психолога родителям пятиклассников * Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. * Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). * Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. * Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. * Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. * Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). * Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Слайд 8

Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы: · самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи); · настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца); · инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь); · организованность; · сформированность культурно-гигиенических навыков; · волевая регуляция поведения («сила воли»); · рефлексия.

Слайд 9

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс: Развитие мышления: · умение выделять главное и обобщать; · умение разделять существенные и несущественные признаки предметов; · умение сравнивать; · умение рассуждать; · умение делать выводы; · умение доказывать.

Слайд 10

Развитие памяти: · умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания; · умение организовать процесс воспроизведения; · умение контролировать свою память, произвольно ею управлять. Развитие внимания: · произвольность внимания; · устойчивость внимания в течение урока. Развитие речи: · понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления; · использование сложных речевых конструкций; · связное изложение своих мыслей; · умение доказать свою мысль; · достаточный словарный запас; грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Уровень тревожности факторы 5 «Б» 18 чел Общая тревожность 6 чел.-33% Социальный стресс 7чел.-39% Потребность в успехе 5чел.-28% Страх самовыражения 7 чел.-39% Проверка знаний 9чел.-50% Несоответствие ожиданиям 5чел.-28% Сопротивляемость стрессу 1чел.-5,5%

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Уровень самооценки 5 «Б» 18 чел. высокий 7 чел.- 39% средний 10чел.-56% низкий 1чел.-5%

Слайд 13

Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается с любви… Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Первый раз в пятый класс" для 5-х классов

Данная разработка классного часа ориентирована на учеников 5 класса. Такой классный час нужно провести 1 сентября или в день посещения учениками кабинетов различных учебных дисциплин. Цель классного ч...

Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"

Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....

Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе...

Сценарий праздника для 5 класса по теме «Первый раз в пятый класс» подготовила учитель биологии и химии Шидиева Маидат Магомедтагировна

Разработка может быть использована 1 сентября, с целью познакомиться с учащимися 5 класса. Приводится много различных игр, чтобы снять психологическое напряжение в новом коллективе; зарядить доброй, п...

Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс

5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...