Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"
методическая разработка по психологии по теме
Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".
Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_uchenikami_pyatogo_klassa.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с учениками пятого класса
«Первый раз в пятый класс».
Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведём речь именно о психологической адаптации учащихся – так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).
Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей, психолога.
Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения.
Задачи:
-умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
-навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
-навыки уверенного поведения;
-навыки совместной (коллективной) деятельности;
-навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путём;
-навыки самоподдержки;
-навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Структура занятия:
Занятия проводятся 1 раз в неделю на классных часах.
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплочённости.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдаётся многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолевать тревожность и расширить поведенческий репертуар ребёнка. Тревожность и страхи перед определёнными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогают им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
1этап Диагностический
В октябре, ноябре педагог-психолог проводит изучение адаптации пятиклассников. Оно осуществляется по следующим методикам:
-методика изучения мотивации учения анкета «Мотивы учебной деятельности»;
-методика определения уровня самооценки Д-Рубинштейна;
-методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено;
-тест тревожности
Результаты психологической диагностике в общем виде представляются на педсовете «Адаптация пятиклассников» и на родительском собрании.
2 этап Игровые занятия:
1.Узнай свою школу.
2.Здравствуй, пятый класс.
3.Что поможет мне учиться.
4.Находим друзей.
5.Почему люди ссорятся.
6.Чего я боюсь?
7.Работа с негативными переживаниями.
8.Ставим цели.
9.Тренинговая игра «Необитаемый остров».
10.Развивающий КВН.
Литература:
1.Н.П. Слободяник Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. (практическое пособие)
2.К Фопель Энергия паузы
3.А.С. Прутченков «Свет мой, зеркальце, скажи» методические разработки социально-психологического тренинга
4.Психологическая мозайка /Сост. С.С. Степанов
5.Е.Г.Коблик Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе.
6.Газета для учителя «Первое сентября» 14 июля 2007г. №13-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (I полугодие)
Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях....
Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (II полугодие)
Целью данной программы является подготовка к участию в олимпиадах различных уровней по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях....
Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"
Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"...
Программа работы с учеником, стоящим на внутришкольном учете
Программа работы с учеником, стоящем на внутришкольном учете....
Программа работы со слабоуспевающими по русскому языку в 8 классе
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса, имеющих низкую учебную мотивацию.Данная программа осуществляется в качестве дополнительных и индивидуальных занятий с обучающимися 8 класса.Ц...
Программа работы с одарёнными детьми «Бэлигтэй ухибууд» (5-9 классы)
►Цели программы: 1.Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процес...
Индивидуальная Рабочая программа Работа с одарёнными детьми для обучающихся 5-9 классов
При разработке данной программы использованы материалы Московского форума "Одаренные дети" в поддержку Федеральной Программы "Дети России".Система физического воспитания, объединяю...