Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"
методическая разработка по психологии по теме

Одинцова Юлия Сергеевна

Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".

Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_uchenikami_pyatogo_klassa.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с учениками пятого класса

«Первый раз в пятый класс».

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведём речь именно о психологической адаптации учащихся – так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).

Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей, психолога.

Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения.

Задачи:

-умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

-навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

-навыки уверенного поведения;

-навыки совместной (коллективной) деятельности;

-навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путём;

-навыки самоподдержки;

-навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Структура занятия:

Занятия проводятся 1 раз в неделю на классных часах.

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплочённости.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдаётся многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолевать тревожность и расширить поведенческий репертуар ребёнка. Тревожность и страхи перед определёнными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает эмоциональную  и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогают им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

1этап Диагностический

В октябре, ноябре педагог-психолог проводит изучение  адаптации пятиклассников. Оно осуществляется по следующим методикам:

-методика изучения мотивации учения анкета «Мотивы учебной деятельности»;

-методика определения уровня самооценки Д-Рубинштейна;

-методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено;

-тест тревожности

Результаты психологической диагностике в общем виде представляются на педсовете «Адаптация пятиклассников» и на родительском собрании.

2 этап Игровые занятия:

1.Узнай свою школу.

2.Здравствуй, пятый класс.

3.Что поможет мне учиться.

4.Находим друзей.

5.Почему люди ссорятся.

6.Чего я боюсь?

7.Работа с негативными переживаниями.

8.Ставим цели.

9.Тренинговая игра «Необитаемый остров».

10.Развивающий КВН.

Литература:

1.Н.П. Слободяник  Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. (практическое пособие)

2.К Фопель Энергия паузы

3.А.С. Прутченков «Свет мой, зеркальце, скажи» методические разработки социально-психологического тренинга

4.Психологическая мозайка /Сост. С.С. Степанов

5.Е.Г.Коблик Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе.

6.Газета для учителя «Первое сентября» 14 июля 2007г. №13-14.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (I полугодие)

Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях....

Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (II полугодие)

Целью данной программы является подготовка к участию в олимпиадах различных уровней по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях....

Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"

Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"...

Программа работы с учеником, стоящим на внутришкольном учете

Программа работы с учеником, стоящем на внутришкольном учете....

Программа работы со слабоуспевающими по русскому языку в 8 классе

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса, имеющих низкую учебную мотивацию.Данная программа осуществляется в качестве дополнительных и индивидуальных занятий с обучающимися 8 класса.Ц...

Программа работы с одарёнными детьми «Бэлигтэй ухибууд» (5-9 классы)

►Цели программы: 1.Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию  интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процес...

Индивидуальная Рабочая программа Работа с одарёнными детьми для обучающихся 5-9 классов

При разработке данной программы использованы материалы Московского форума "Одаренные дети" в поддержку Федеральной Программы "Дети России".Система физического воспитания, объединяю...