Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (II полугодие)
рабочая программа по информатике и икт на тему

 

Целью данной программы является подготовка к участию в олимпиадах различных уровней по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9-11_kl_76_chasov_2_polugodie.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Изучение данной программы позволит учащимся более глубоко изучить данный предмет, расширить кругозор, научиться применять полученные знания для решения задач.

Целью данной программы является подготовка к участию в олимпиадах различных уровней по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.

В силу того, что эта программа рассчитана на подготовку школьников, имеющих различный уровень знаний и навыков, в нее включены разделы, как для начинающих, так и для более опытных.

Задачи программы:

1) обучить реализации как стандартных, так нестандартных алгоритмов;

2) развить у учащихся навыки решения олимпиадных задач;

3) привить учащимся навыки исследовательской работы.

Данная программа отличается от существующих школьных программ более углубленным изучением материала. Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — социально-педагогическая. Возраст обучающихся школьников — 9–11 классы средней общеобразовательной школы.

Срок реализации программы составляет 4 месяца (76 часов, второе полугодие учебного года). По данной программе можно более глубоко изучить школьный курс информатики, используя рекомендованную учащимся литературу. Также необходимо выполнить две контрольные работы, состоящие из задач разного уровня сложности.

Сложные задачи помечены знаком * и **.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы подготовки одаренных школьников к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям является проверка высланных школьниками решений контрольных работ.

Каждая задача оценивается так:

  1. обычная задача         — 0 до 10 баллов;
  2. задача *                 — 0 до 15 баллов;
  3. задача **                 — 0 до 20 баллов.

На втором этапе программа предусматривает изучение следующих модулей:

  1.  «Процедуры и функции».
  2. «Сложность алгоритмов».
  3. «Перебор с возвратом».
  4. «Динамическое программирование».
  5. «Линейные динамические структуры данных».
  6. «Деревья».
  7. «Графы. Базовые алгоритмы».
  8. «Сортировки».
  9. «Численные методы».

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов.

Общее колич. часов

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1. Процедуры и функции (8 часов).

1.1.

Процедуры и Функции. Синтаксис, примеры использования.

2

1

1

1.2.

Глобальные и локальные переменные. Передача параметров по значению и по ссылке.

2

1

1

1.3.

Рекурсия.

4

1

3

2. Сложность алгоритмов (6 часов).

2.1.

Понятие сложности алгоритма. Сложность по времени и по памяти.

2

1

1

2.2.

Асимптотические оценки.

2

1

1

2.3.

Примеры оценок времени работы алгоритмов поиска, простых сортировок, рекурсивных алгоритмов.

2

1

1

3. Перебор с возвратом (8 часов).

3.1.

Общая схема рекурсивного перебора.

2

1

1

3.2.

Перечисление комбинаторных объектов. Перестановки. Сочетания.

2

1

1

3.3.

Оптимизация перебора. Метод ветвей и границ.

4

1

3

4. Динамическое программирование (8 часов).

4.1.

Рекуррентные соотношения.

2

1

1

4.2.

Треугольник Паскаля. Числа Фибоначчи.

2

1

1

4.3.

Поиск суммы. Разбиение подзадач.

2

1

1

4.4.

Поиск максимума. Перекрытие подзадач.

2

1

1

5. Линейные динамические структуры данных (12 часов).

5.1.

Линейные динамические структуры данных.

4

3

1

5.2.

Связанные списки. Линейные и кольцевые списки. Односвязные и двусвязные списки.

4

1

3

5.3.

Очередь. Реализации на базе массива и списка.

2

1

1

5.4.

Стек. Реализации на базе массива и списка.

2

1

1

6. Деревья (10 часов).

6.1.

Деревья. Основные понятия. Корень. Листья. Высота дерева.

4

2

2

6.2.

Реализация деревьев. Обходы дерева.

2

1

1

6.3.

Динамическое программирование на дереве.

2

1

1

6.4.

Бинарные деревья. Деревья поиска.

2

1

1

7. Графы. Базовые алгоритмы. (8 часов).

7.1.

Понятие графа. Ориентированные и неориентированные графы.

4

2

2

7.2.

Кратчайшие пути. Поиск в ширину. Поиск в глубину.

2

1

1

7.3.

Игры на графах.

2

1

1

8. Сортировки (10 часов).

8.1.

Сортировки. Трудоемкость, устойчивость. Анализ сложности алгоритмов сортировки.

4

2

2

8.2.

Слияние отсортированных массивов. Сортировка слиянием. Быстрая сортировка.

4

1

3

8.3.

Двоичный поиск в отсортированном массиве.

2

1

1

9. Численные методы (6 часов).

9.1.

Методы численного решения уравнения f(x)=0. Метод двоичного поиска, метод хорд, метод касательных.

4

2

2

9.2.

Методы численного интегрирования (метод трапеций, метод прямоугольников, метод Монте-Карло).

2

1

1

Итого

76

35

41


  1.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Поскольку основной целью данной программы является подготовка одаренных школьников к олимпиадам различных уровней, во всех перечисленных темах производится ориентация учащихся на решение олимпиадных задач. Предполагается, что в соответствии с программой по информатике для участников олимпиад, темы задач выходят за рамки общеобразовательной программы для средних школ. Такие темы разбираются особо: излагается соответствующий теоретический материал, который иллюстрируется задачами, расположенными по мере возрастания сложности.

Во всех случаях обращается внимание не только на оригинальные или нестандартные способы решения задач, но и на общие методы.

Приведенная ниже литература соответствует цели программы. В списке литературы приводятся учебники и задачники повышенной сложности, а так же ссылки на некоторые Internet-ресурсы.


  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Программирование в алгоритмах: учебное пособие / С.М.Окулов. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2004. - 341, [3] с.
  2. Основы программирования / С. М. Окулов. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2006. - 440 с.
  3. Задачи по программированию / С.А.Абрамов, Г.Г.Гнездилова, Е.Н.Капустина, М.И.Селюн. – М.: Наука, 1998. – 224 с.
  4. Дискретная математика. Теория и практика решения задач по информатике: учеб. пособие / С. М. Окулов. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2008. - 422, [2] с. : рис., табл. - (Педагогическое образование).
  5. Московские олимпиады по программированию / А.П.Брудно, Л.И.Каплан. под ред. Б.Н.Наумова. – 2-изд. доп. и перераб. – М.: Наука, 1990. – 208 с.
  6. Задачник по программированию / А.Г. Юркин. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.
  7. Информатика: всероссийские олимпиады. Выпуск 1 / В.М.Кирюхин – М.: Просвещение, 2008.- 220 с.
  8. Задачи по программированию / С. М. Окулов [и др.] ; под ред. С. М. Окулова. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2006. - 820, [4] с. : граф., табл.
  9. Turbo Pascal для школьников. Версия 7. 0: учеб. пособ. для учеб. заведений физ.-мат. профиля / Владимир Борисович Попов. - 2-е изд. стер. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 464 с.
  10. Основы программирования на языке Паскаль: рекомендовано Мин.образования / Е.И.Емелина. - М. : Финансы и статистика, 1997. - 206, [2] с. : ил. - (Диалог с компьютером).
  11. Алгоритмы и структуры данных с примерами на Паскале = Algorithms and Data Structures / Н. Вирт ; пер. с англ. Д. Б. Подшивалова. - 2-е изд., испр. - СПб. : Нев. диалект, 2005. - 351, [1] с. : ил. - (Библиотека программиста).
  12. Turbo Pascal: первые шаги. Примеры и упражнения: учеб. пособие / М. В. Огнёва, Е. В. Кудрина. - 3-е изд., доп. и перераб. - Саратов : Науч. кн., 2008. - 99, [1] с.
  13. Turbo Pascal: типы данных и алгоритмы: учеб. пособие / М. В. Огнева, Е. В. Кудрина, Ю. Н. Кондратова. - Саратов: Науч. кн., 2005. - 71, [1] с.
  14. Программирование на языке Pascal: учеб. пособие / Т. А. Андреева. - М. : Интернет-Ун-т Информ. Технологий : Бином. Лаб. знаний, 2010. - 234, [6] с. : рис. - (Основы информационных технологий).
  15. http://olymp.ifmo.ru/rus/11-12/inf-it/ 
    Интернет Олимпиады для школьников 7-11 классов.
  16. http://neerc.ifmo.ru/school
    Информация обо всех проводимых Всероссийских и Санкт-Петербургских командных олимпиадах по программированию.
  17. http://www.olympiads.ru
    Олимпиадная информатика. События, задачи, тесты, решения, комментарии.
  18. http://olympiads.win.tue.nl/ioi/
    Архивы всех международных олимпиад школьников по информатике.
  19. http://contest.ur.ru/
    Информация об олимпиадах и конкурсах по программированию и математике, проходящих в Екатеринбурге.
  20. http://www.soi.ch/
    Швейцарские Олимпиады по информатике
  21. http://www.oi.edu.pl
    Польские олимпиады по информатике
  22. http://byoi.narod.ru/
    Белорусские олимпиады по информатике.
  23. http://uoi.kiev.ua/
    Украинские олимпиады по информатике
  24. http://olymp.ncstu.ru/
    Сайт XVIII Всероссийской олимпиады школьников по информатике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (I полугодие)

Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях....

Технологии работы с одаренными школьниками

Детская одаренность и технологии работы с одаренными обучающимися...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию учебно-исследовательской работы с одаренными школьниками»

Данная  статья предназначена для учителей естественно-научного цикла, которые заинтересованы в повышении качества знаний учащимся  при выполнении научно – исследовательских работ....

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует соци...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...