Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (I полугодие)
рабочая программа по информатике и икт по теме

Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike_9-11_kl_52_chasa_1_polugodie.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

(работа с одаренными школьниками)

I полугодие

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Изучение данной программы позволит учащимся более глубоко изучить данный предмет, расширить кругозор, научиться применять полученные знания для решения задач.

Целью данной программы является подготовка к участию в олимпиадах различных уровней по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.

В силу того, что эта программа рассчитана на подготовку школьников, имеющих различный уровень знаний и навыков, в нее включены разделы, как для начинающих, так и для более опытных.

Задачи программы:

1) обучить реализации как стандартных, так нестандартных алгоритмов;

2) развить у учащихся навыки решения олимпиадных задач;

3) привить учащимся навыки исследовательской работы.

Данная программа отличается от существующих школьных программ более углубленным изучением материала. Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — социально-педагогическая. Возраст обучающихся школьников — 9–11 классы средней общеобразовательной школы.

Срок реализации программы составляет 3 месяца (52 часа, первое полугодие учебного года). По данной программе можно более глубоко изучить школьный курс информатики, используя рекомендованную учащимся литературу. Также необходимо выполнить две контрольные работы, состоящие из задач разного уровня сложности.

Сложные задачи помечены знаком * и **.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы подготовки одаренных школьников к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям является проверка высланных школьниками решений контрольных работ.

Каждая задача оценивается так:

  1. обычная задача         — 0 до 10 баллов;
  2. задача *                 — 0 до 15 баллов;
  3. задача **                 — 0 до 20 баллов.

На первом этапе программа предусматривает изучение следующих модулей:

  1. «Системы счисления».
  2. «Представление целых и вещественных чисел в компьютере».
  3. «Программирование. Начальный курс».
  4.  «Массивы»


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов.

Общее колич. часов

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1. Системы счисления (6 часов).

1.1.

Определение системы счисления. Понятие цифры, разряда, основания и базиса системы счисления. Цифровой и многочленный способ записи числа в позиционной системе счисления. Алгоритмы перевода числа из одной позиционной системы счисления в другую.

3

2

1

1.2.

Взаимосвязь систем счисления с основаниями вида mn. Правила перевода двоичных чисел в систему счисления с основанием 2n (четверичную, восьмеричную и шестнадцатеричную) и обратно. Арифметические действия в двоичной системе счисления: сложение и умножение.

3

1

2

2. Представление целых и вещественных чисел в компьютере (6 часов).

2.1.

Прямой, обратный и дополнительный коды. Диапазон представления целых чисел в памяти компьютера. Арифметические операции, определенные над целыми числами: сложение, умножение, деление нацело, поиск остатка от деления нацело, сдвиг.

3

2

1

2.2.

Представление действительных чисел в памяти компьютера. Нормализация действительного числа. Понятие переполнения. Точность вычислений.

3

1

2

3. Программирование. Начальный курс (20 часов).

3.1.

Среда программирования. Структура программы.

Переменные, простые типы данных, оператор присваивания, арифметические операции.

2

1

1

3.2.

Условный и вложенный условный оператор.

Обработка последовательностей.

Операторы цикла.

Обработка рекуррентных последовательностей.

4

2

2

3.3.

Организация ввода-вывода. Основные операции работы с текстовыми файлами.

2

1

1

3.4.

Арифметические алгоритмы.

Алгоритм Евклида. Совершенные числа. Простые числа. Разложение числа на простые множители. Нахождение суммы и количества цифр в числе.

8

4

4

3.5.

Вычисление с заданной точностью.

Получение рекуррентных соотношений.

Организация вычислений с использованием разложения в ряд.

4

1

3

4. Массивы (20 часов).

4.1.

Одномерные массивы. Описание.

Основные алгоритмы работы с одномерным массивом: поиск элемента с заданным свойством, поиск значения и местоположения максимального (минимального) элемента массива.

4

1

3

4.2.

Перестановка элементов массива по определенному правилу.

Проверка упорядоченности массива.

4

1

3

4.3.

Сортировки одномерного массива (пузырьком, выбором, вставками).

4

1

3

4.4.

Двумерные массивы. Описание.

Основные алгоритмы работы с двумерным массивом (матрицей): поиск элемента с заданным свойством, поиск значения и местоположения максимального (минимального) элемента матрицы.

4

1

3

4.5

Перестановка элементов матрицы по определенному правилу. Обмен строк и столбцов. Понятие главной и побочной диагоналей матрицы.

4

1

3

Итого

52

20

32


  1.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Поскольку основной целью данной программы является подготовка одаренных школьников к олимпиадам различных уровней, во всех перечисленных темах производится ориентация учащихся на решение олимпиадных задач. Предполагается, что в соответствии с программой по информатике для участников олимпиад, темы задач выходят за рамки общеобразовательной программы для средних школ. Такие темы разбираются особо: излагается соответствующий теоретический материал, который иллюстрируется задачами, расположенными по мере возрастания сложности.

Во всех случаях обращается внимание не только на оригинальные или нестандартные способы решения задач, но и на общие методы.

Приведенная ниже литература соответствует цели программы. В списке литературы приводятся учебники и задачники повышенной сложности, а так же ссылки на некоторые Internet-ресурсы.


  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Программирование в алгоритмах: учебное пособие / С.М.Окулов. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2004. - 341, [3] с.
  2. Основы программирования / С. М. Окулов. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2006. - 440 с.
  3. Задачи по программированию / С.А.Абрамов, Г.Г.Гнездилова, Е.Н.Капустина, М.И.Селюн. – М.: Наука, 1998. – 224 с.
  4. Дискретная математика. Теория и практика решения задач по информатике: учеб. пособие / С. М. Окулов. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2008. - 422, [2] с. : рис., табл. - (Педагогическое образование).
  5. Московские олимпиады по программированию / А.П.Брудно, Л.И.Каплан. под ред. Б.Н.Наумова. – 2-изд. доп. и перераб. – М.: Наука, 1990. – 208 с.
  6. Задачник по программированию / А.Г. Юркин. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.
  7. Информатика: всероссийские олимпиады. Выпуск 1 / В.М.Кирюхин – М.: Просвещение, 2008.- 220 с.
  8. Задачи по программированию / С. М. Окулов [и др.] ; под ред. С. М. Окулова. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2006. - 820, [4] с. : граф., табл.
  9. Turbo Pascal для школьников. Версия 7. 0: учеб. пособ. для учеб. заведений физ.-мат. профиля / Владимир Борисович Попов. - 2-е изд. стер. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 464 с.
  10. Основы программирования на языке Паскаль: рекомендовано Мин.образования / Е.И.Емелина. - М. : Финансы и статистика, 1997. - 206, [2] с. : ил. - (Диалог с компьютером).
  11. Алгоритмы и структуры данных с примерами на Паскале = Algorithms and Data Structures / Н. Вирт ; пер. с англ. Д. Б. Подшивалова. - 2-е изд., испр. - СПб. : Нев. диалект, 2005. - 351, [1] с. : ил. - (Библиотека программиста).
  12. Turbo Pascal: первые шаги. Примеры и упражнения: учеб. пособие / М. В. Огнёва, Е. В. Кудрина. - 3-е изд., доп. и перераб. - Саратов : Науч. кн., 2008. - 99, [1] с.
  13. Turbo Pascal: типы данных и алгоритмы: учеб. пособие / М. В. Огнева, Е. В. Кудрина, Ю. Н. Кондратова. - Саратов: Науч. кн., 2005. - 71, [1] с.
  14. Программирование на языке Pascal: учеб. пособие / Т. А. Андреева. - М. : Интернет-Ун-т Информ. Технологий : Бином. Лаб. знаний, 2010. - 234, [6] с. : рис. - (Основы информационных технологий).
  15. http://olymp.ifmo.ru/rus/11-12/inf-it/ 
    Интернет Олимпиады для школьников 7-11 классов.
  16. http://neerc.ifmo.ru/school
    Информация обо всех проводимых Всероссийских и Санкт-Петербургских командных олимпиадах по программированию.
  17. http://www.olympiads.ru
    Олимпиадная информатика. События, задачи, тесты, решения, комментарии.
  18. http://olympiads.win.tue.nl/ioi/
    Архивы всех международных олимпиад школьников по информатике.
  19. http://contest.ur.ru/
    Информация об олимпиадах и конкурсах по программированию и математике, проходящих в Екатеринбурге.
  20. http://www.soi.ch/
    Швейцарские Олимпиады по информатике
  21. http://www.oi.edu.pl
    Польские олимпиады по информатике
  22. http://byoi.narod.ru/
    Белорусские олимпиады по информатике.
  23. http://uoi.kiev.ua/
    Украинские олимпиады по информатике
  24. http://olymp.ncstu.ru/
    Сайт XVIII Всероссийской олимпиады школьников по информатике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными школьниками по информатике, 9-11 классы (II полугодие)

Целью данной программы является подготовка к участию в олимпиадах различных уровней по информатике и других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях....

Технологии работы с одаренными школьниками

Детская одаренность и технологии работы с одаренными обучающимися...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию учебно-исследовательской работы с одаренными школьниками»

Данная  статья предназначена для учителей естественно-научного цикла, которые заинтересованы в повышении качества знаний учащимся  при выполнении научно – исследовательских работ....

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Статья. Система работы с одаренными школьниками на уроках географии. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: «ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО С УЧИТЕЛЯМИ ГЕОГРАФИИ!»Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Зырянов Андрей Владимиро...