Профессиональное самоопределение учащихся как фундамент становления успешной личности.
статья по психологии на тему

Денисова Анна Владимировна

В настоящее время много внимания уделяется вопросам профессионального самоопределения. Причем данный вопрос начинают рассматривать уже с начальной школы. Однако дети сталкиваются с вопросом выбора профессионального маршрута ближе к выпуску из школы, то есть начиная с 8 класса. Однако несомнено, то, как пройдет процесс выбора будущей профессии, будет ли он осознанным, вияет на дальнейше развитие личности и ее становление уже в профессиональной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prroforientatsiya.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение учащихся как фундамент становления успешной личности.

Денисова А.В.,

методист опорного центра

по профориентации

ППЦ «Здоровье».

Наше человечество живет в XXI веке. И обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать.  Важно, чтобы профессиональный выбор приносил чувство радости, совершенства, ощущения себя хозяином собственной жизни.

Что такое профориентация? Выбор профессии? Не только.

Профориентация — это комплексная работа по подготовке к профессиональной деятельности. Это длительное психологическое сопровождение, которое не может быть ограничено одной лишь диагностикой и выдачей результатов по ней. Диагностика  является лишь одной ступенькой к осознанному профессиональному самоопределению.

Комплексное психологическое сопровождение включает в себя:

  • определение приоритетов ребенка в выборе профессии и способностей к ним;
  • изучение тенденций на рынке труда;
  • информирование об огромном спектре профессий;
  • способствование осознанию себя, своих умений и навыков;
  • формирование понимания своей цели и перспектив жизни;
  • формирование нацеленности на обучение и получение необходимых знаний;
  • совместное планирование профессионального и карьерного роста;
  • развитие личностных и профессионально-важных качеств;
  • подготовка к выстраиванию отношений в коллективе, к общению с руководством;
  • формирование навыков самопрезентации и выстраивания личностного бренда.

Наконец, профориентация — это важный шаг, с которого начинается будущая карьера.

«Профориентация» сегодня зазвучала по-новому. И это неспроста. Количество неудовлетворённых своей работой людей превышает число машин, стоящих в пробке на пути в магазины в выходные дни. Уходят годы на то, чтобы понять, кто ты и чем тебе заниматься. Стало быть, нужен индивидуальный подход, методика. Профориентация — это искусство, требующее и времени, и усилий, и затрат.

Для того чтобы быть успешным, главное – быть профессионалом и любить свою работу, а это возможно только в том случае, если ты правильно выбрал профессию и постоянно стремишься к саморазвитию и достижению своих целей.

Зачастую школьники, не определившись в своем пути, опираются на профессии родителей, на «денежность» той или иной специальности, на выбор друзей («не хочу расставаться с другом и пойду учиться туда же, куда и он). Таким образом, подростком управляют внешние факторы в выборе профессии. Однако когда он непосредственно сталкивается с процессом обучения, а далее и входом в профессиональную среду, то зачастую возникает разочарование. Далее неудовлетворенность выбором перерастает в вопросы «как же быть», «кем мне быть» и «что делать дальше». Однако это происходит уже в процессе овладения специальностью, и молодой человек снова стоит на распутье. Конечно, можно в любом возрасте переквалифицироваться и найти свой путь. Однако у молодых людей остро стоит вопрос востребованности и самореализации, и кажется, что, обучаясь на нелюбимую профессию, время потрачено зря и бесповоротно. Именно поэтому важно в школьные годы провести полный спектр профориентационных мероприятий, таких как профессиональная диагностика, профконсультирование, профагитация, профинформирование и профпросвещение. Важно предоставлять возможность учащимся знакомиться с миром профессий непосредственно на предприятиях и обучающих мастерских. Большую роль также играют встречи с успешными представителями профессий, которые могут донести до детей свой путь профессионального становления, специфику своей работы, а также трудности и успехи, которые возникали у него на всем протяжении самореализации. Именно при таком комплексном подходе выпускник осознанно идет в обучение, в профессию и понимает всю ее специфику. И что чрезвычайно важно, в этом случае очень высок процент нахождения своего пути, возможности самореализоваться, быть хорошим специалистом, а значит и хорошо зарабатывать и любить свое дело.

Профориентация неразрывно связана с самопознанием, выявлением и развитием своих личностных качеств. Каждая профессиональная область, и каждая специальность в отдельности, предъявляют свои требования к личности, ее качествам и характерологическим особенностям. Так, специалист в широком спектре технических профессий должен обладать техническим мышлением, владеть комплексом сенсомоторных навыков и координацией, быть усидчивым и обладать высокой концентрацией внимания. Для специалистов, работающих с компьютером, бумагами, разными вычислительными технологиями важна способность к длительному сосредоточиванию внимания, быстрота и точность движений. Профессии, связанные с исследованием, анализом и развитием окружающей среды, животных и природы должны быть готовы к работе в трудных условиях, обладать оперативным мышлением, самоорганизацией и гибкостью к изменению целей и условий работы. Для людей, посвящающих себя творческим профессиям, необходим не только развитый художественный вкус и склонность к творчеству, но и образное мышление, яркое воображение, гибкость чувств, развитые художественные способности. Большой круг профессий, предусматривающих тесное взаимодействие с людьми, требует развитые коммуникативными способности, умение сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность, чуткость, умение вступать во взаимодействие и приходить к консенсусу. Именно поэтому в профдиагностике важную часть занимают именно методики по выявлению психологических особенностей человека.

Неоценимый вклад в профдиагностику и способствованию осознанного выбора профессии играют групповые занятия с учащимися. В коллективе сверстников подростки раскрывают свои умения и навыки, учатся взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные навыки и познают специфику той или иной профессии. Педагоги-психологи ППЦ «Здоровье» разработали и успешно реализуют 3 рабочие программы для групповых занятий с учащимися по профподготовке:

  1. «Профессии со всех сторон».

Цель: содействие в профессиональном самоопределении учащихся 10-х классов.

Задачи:  

  • Обучить основным понятиям, связанным с миром профессий.
  • Обучить умению выделять профессионально-важные качества профессии.
  • Активизация самопознания и саморазвития
  • Развитие представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.
  1.  «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учреждений»

Цель: создание условий для осознанного выбора профессионального образовательного маршрута учащимися 1-11-х классов.

Задачи:

  • Знакомство с миром профессий.
  • Расширение у учащихся знания о профессиональной деятельности своей семьи, понятия «династия».
  • Развитие способности понимать и принимать ценность трудовой деятельности на благо общества и личностного развития.
  • Содействие личностному самоопределению.
  • Обучение учащихся навыкам планировать свою деятельность и самостоятельно оценивать свои результаты.
  • Обучение учащихся навыку осуществлять расширенный поиск информации и пользоваться различными источниками ее получения.
  • Развитие коммуникативных умений, в том числе умение вести конструктивный диалог и разрешать конфликты.
  1. «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора старшеклассников «Формула успеха».

Цель: создание условий для формирования готовности учащихся 9-11-х классов к осознанному и обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • Развитие самопознания личных профессиональных склонностей, способностей в соответствии с избираемым профессиональным профилем (формирование образа «Я»).
  • Обучение учащихся навыкам принятия самостоятельных решений, освоение алгоритма принятия решения с целью его применения при выборе профессии.
  • Обучение навыкам самостоятельно работать с источниками информации.
  • Осознание собственного эмоционального отношения к выбору профессии и его влияния на профессиональное самоопределение.

Профориентация школьников имеет свои специфические особенности. Родители нередко задают вопрос:

– В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию школьников?

Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 16-17 лет, когда пришло время поступать в ВУЗ, но в какой – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для ребенка профориентацию. И это уже не достаточная профориентация, поскольку она происходит по остаточному принципу. То есть, зачастую подбирают тот ВУЗ и ту специальность, которая более-менее близка учащемуся, поскольку за оставшийся год шансов подготовиться к сдаче других дисциплин практически нет, мало времени.

Для глубокого подхода к выбору своего профессионального маршрута важна именно комплексная профориентация, которая должна начинаться задолго до выпускных экзаменов и выбора профессионального учебного заведения. В этом смысле, целесообразно рассматривать учеников именно 8-9 классов, поскольку в данном возрасте подростки уже начинают понимать свое место в обществе, самостоятельно оценивают и выбирают жизненные предпочтения и ориентиры, понимают что им нравится делать больше и в чем они более успешны. У подростков 14-15 лет прослеживаются определённые характерологические особенности, которые также отражают способность соответствовать требованиям специальности и быть успешным в той или иной профессиональной области. И что самое главное, ученики 8-9 класса стоят на пути профессионального самоопределения и имеют достаточно времени до выпускных экзаменов, чтобы осознать, принять свой выбор и подготовить базу для дальнейшего обучения уже по профессиональной стезе.

Однако не все категории школьников имеют одинаковые возможности поступления в желаемое учебное заведение и овладение выбранной специальностью. Так, дети с ОВЗ, имеют определенный, специальный круг профессий, в которых они смогут себя реализовать и быть успешными, с учетом их физиологических и психологических особенностей. Такие дети очень чувствительны к себе, своему состоянию, однако они способны быть отличными профессионалами в определенных областях. И задача психолога помочь им выявить свои сильные личностные качества, свои приоритетные способности и направить их на выбор той профессии, в которой они будут наиболее успешны и морально удовлетворены. Дети, состоящие на учете в КДН, так же не могут выбрать абсолютно любую область своей профессиональной деятельности и также нуждаются в более глубоком анализе при профессиональном самоопределении. В этом смысле, с определенными категориями учащихся необходимо проводить более глубинную психологическую работу по подготовке их к выпуску из среднего учебного заведения, выбору своей будущей профессии и учебного заведения.

Таким образом, цель профориентации учащихся в ГБОУ – способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, учитывая свои потребности, физиологические и  психологические особенности.

Задача образования сегодня – помочь ребенку вырасти самостоятельной, грамотной, воспитанной личностью, готовой к самопоиску и самореализации. А профориентация на этапе профессионального выбора играет важнейшую роль, поскольку создает фундамент для становления успешной, счастливой личности, способной реализовать свой потенциал и получать удовольствие от продукта своего труда.

Опорный центр по профориентации ППЦ «Здоровье» разработал алгоритм комплексной помощи учащимся на пути профессионального самоопределения и выбора будущей профессии.

Алгоритм сопровождения учащихся по профессиональному самоопределению и выбору профессионального маршрута.

  1. Взаимодействие ППЦ «Здоровье» с ГБОУ:
  1. Информирование профориентаторов и педагогов-психологов об услугах ППЦ «Здоровье», предоставляемых в рамках районных методических объединений и индивидуального методического сопровождения;
  2. Заявка от ГБОУ на проведение групповой диагностики профессиональной направленности и/или групповых занятий по профориентации по разработанным программам;
  3. Сбор согласий от законных представителей детей на проведение групповой диагностики и/или групповых занятий с педагогом-психологом;
  4. Выход специалиста ППЦ «Здоровье» в ГБОУ с целью проведения групповой диагностики и/или групповых занятий;
  5. Обратная связь для учащихся, их представителей и педагогов по результатам диагностики и занятий (информирование по результатам диагностики и групповых занятий);
  6. Предоставление результатов диагностики и рекомендаций учащимся по выбору профессионального маршрута;
  7. Проведение по запросу индивидуальной консультации педагога-психолога ППЦ «Здоровье» по профессиональному самоопределению и выбору оптимального образовательного маршрута с учетом физических и психологических особенностей ребенка.
  8. На всем протяжении взаимодействия – методическое сопровождение педагогов и профориентаторов по вопросам профессионального самоопределения учащихся, осуществляемое в рамках районных методических объединений и индивидуального консультирования по возникающим вопросам.
  9. Сбор информации о выпускниках ГБОУ, поступивших в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
  1. Взаимодействие ППЦ «Здоровье» с организациями города:
  1. Привлечение СУЗов и ВУЗов для информирования о профессиях, днях открытых дверей и особенностях поступления и обучения (на РМО, на родительских собраниях и классных часах);
  2. Привлечение представителей различных профессий с целью информирования учащихся об особенностях профессиональной среды и ключевых умений и навыков, необходимых в той или иной профессии (на классных часах, занятиях по профориентации).
  3. Привлечение общественных организаций города для проведения профориентационных мероприятий (выезд на предприятия, конкурсы, фестивали, мастер-классы, выставки, круглые столы, открытые занятия);
  4. Участие в выставках, форумах, фестивалях, проводимых различными организациями города с целью профориентации учащихся;
  5. Участие в семинарах, круглых столах, мастер-классах с целью обмена опытом в вопросах профориентации учащихся.

Список литературы.

  1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
  2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  3. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.
  4. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
  5. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 410 с.
  6. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 10
  7. Шеховцова Л. Ф.      Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.

Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

Профессиональное самоопределение учащихся как фундамент становления успешной личности

Статья для педагогов, интересующихся вопросом профориентации молодежи...

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...

Благополучная семья – основа для становления успешной личности в жизни

В этой статье рассматриваются рекомендации для построения правильных и крепких семейных отношений, как залог успешного условия будущего у ребёнка. @font-face {font-family:Calibri; panose...