Я и мои эмоции
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Митковская Екатерина Николаевна

Урок общения, на котором рассказывается и эмоциях и о том, как их распознавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого занятия: «Я и мои эмоции. Социально приемлемые способы выражения эмоций»

Цель: Формирование у детей умения конструктивно выражать свои эмоции и чувства.

Задачи:

   Образовательные:

Продолжать знакомить с базовыми чувствами и эмоциями человека

Дать знания о саморегуляции, конструктивном и деструктивном поведении в эмоционально насыщенных ситуациях.

   Воспитательные

Уметь применять навыки саморегуляции в конфликтных ситуациях

Воспитывать внимательное отношение к другим людям, умение видеть и понимать их эмоциональное состояние.

   Развивающие

Развивать умение детей определять эмоциональное состояние других людей и конструктивно реагировать на него.

   Материалы и оборудование.

Карточки с названием основных, базовых эмоций человека. Изображение различных эмоциональных состояний. Листы бумаги А-4. Фломастеры на каждого участника. Памятки поведения для каждого ученика. Список эмоций и чувств «Круг эмоций».

    Форма организации занятия.

 Групповая работа. Так же используется индивидуальная самостоятельная работа каждого ребенка. На занятии детям даются теоретические знания и практические упражнения.

   Структура занятия

  1. Орг. Момент. Подготовка к занятию. Организация группового пространства.
  2. Разминка, настрой на работу, введение в тему
  3. Работа над основными понятиями темы. Выделение различий между эмоциями и чувствами.
  4. Демонстрация основных эмоций
  5. Определение эмоционального состояния по мимическим проявлениям.
  6. Регулирование своего эмоционального состояния. Упражнение на дыхание и расслабление.
  7. Конструктивное поведение при различных эмоциональных состояниях.
  8. Завершение работы, подведение итогов
  9. Ритуал прощания, приведение в порядок кабинета.

   Краткая характеристика группы.

Дети первого года обучения. Разный возрастной состав компенсируется различными возможностями детей. Группа характеризуется доброжелательным отношением друг к другу, открытостью, так же для членов группы характерно свободное выражение эмоций и чувств, способность прийти на помощь, артистизм, преобладание хорошего настроения.

Из нежелательных для педагогов черт можно отметить отвлекаемость на посторонние предметы, не умение вовремя остановиться, гиперболизирование некоторых упражнений и эмоциональных реакций. Не способность воспринимать большое количество теоретической информации и сохранять работоспособность длительное время.

    Методы и приемы работы

Словесные: Беседа. Обсуждение. Объяснение. Продолжение фразы. Подведение итогов.

 Наглядные: Рассматривание пособия Круг эмоций и чувств. Работа с понятиями, записанными на доске.

Практические: Проигрывание ситуаций. Демонстрация эмоций. Самостоятельная работа по заданию.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Подготовка к занятию. Организация группового пространства.

Ребята расставляют мебель, ставят стулья в круг, готовят кабинет к занятию.

  1. Разминка, настрой на работу, введение в тему.

Цель – узнать о готовности каждого ребенка к работе в группе. Настроить на дальнейшую работу.

Участники одновременно выкидывают определенного количество пальцев на одной руке. В зависимости от эмоционального состояния. Пять пальцев – высшая оценка, все здорово, один палец – мне плохо, я нуждаюсь в вашей помощи и поддержке. После упражнение идет обсуждение и обоснование выбора каждого ребенка. Желающие рассказывают почему они выбрали именно такое количество пальцев.

  1. Работа над основными понятиями темы. Выделение различий между эмоциями и чувствами.

Детям предлагается продолжить фразы: «Мне нравится, когда…» ребенок заканчивает фразу. Затем проводится обсуждение:

- Когда вам что-то нравится, что вы испытываете?

- Какие эмоции, какие чувства? Педагог записывает названное на доске.

 Продолжение фразы: «Мне плохо, когда…»

-  А когда вам плохо, что с вами происходит? Что вы чувствуете? Педагог записывает на доске. Затем предлагается составить список эмоций и чувств и записать его на доске в разных половинах. В чем разница между эмоциями и чувствами? Демонстрация круга с эмоциями и чувствами. Беседа. Чего больше эмоций или чувств? Почему? Эмоции более кратковременные. Они быстро вспыхивают и затухают. Продемонстрируйте мне любую эмоцию. Чувства более глубокие и долгие.

  1. Демонстрация основных эмоций

Цель упражнения – показать с помощью каких средств мимики и пантомимики можно определить эмоциональное состояние человека и выразить его.

Ведущий вытаскивает карточку, на которой написана одна из эмоций. Задача – показать эту эмоцию без слов, изобразить ее. Обсуждение: что помогло догадаться, какую эмоцию показывает водящий. По каким проявлениям вы ее узнали? На карточках написаны следующие эмоции. Интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх, утомление.

  1. Определение эмоционального состояния по мимическим проявлениям.

 Каждому ребенку дается карточка с заданием.

Перед Вами двенадцать выражений лица, в которых художник закодировал двенадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. Понять, что они значат. Внизу напишите номер каждого человечка и его эмоциональное состояние.

Понимаете ли Вы другого человека? 

Язык мимики

Правильные ответы:

  1. Безразличие.
  2. Враждебность
  3. Веселье.
  4. Сильная злость.
  5. Грусть.
  6. Застенчивая радость.
  7. Плохое самочувствие.
  8. Злость.
  9. Бурная радость.
  10. Глубокая печаль.
  11. Скепсис.
  12. Скорбь.          

  Индивидуальная работа каждого ребенка. После выполнения задания идет совместное обсуждение и выработка правильного решения. Работа с номерами. Как вы считаете, какие из этих эмоций можно назвать негативными, какие оказывают разрушительное воздействие на человека, который их испытывает? Что их всех объединяет? Чрезмерное напряжение, агрессия по отношению к другому человеку. Организму хорошо все время быть в напряжении, что происходит? Он устает. Мы сейчас тоже, наверно устали, поэтому попробуем снять напряжение, которое накопилось у нас за день.

  1. Регулирование своего эмоционального состояния. Упражнение на дыхание и расслабление.

    Если вы почувствовали, что начинаете испытывать какую- нибудь негативную эмоцию, напрягаться и готовы уже дать волю своим чувствам попробуйте проделать одно из предложенных упражнений. Встаньте ровно, закройте глаза, прислушайтесь к себе, к своему организму. А теперь начинаем дышать на четыре. Вдох на четыре счета, задержали дыхание, выдох на четыре счета и опять задержка дыхания. А теперь попробуем дышать с руками. Делаем вдох и поднимает руки на уровень живота. Выдох – опускаем руки. Стараемся, чтобы движения были спокойные и плавные.

   Подышали, а теперь замерли, напряглись, постояли так, расслабились, почувствовали как хорошо, когда нигде нет напряжения. Вдохнули, подняли руки, выдохнули – опустили. Давайте попробуем чередовать какую – нибудь негативную эмоцию с правильным дыханием и расслаблением.

  1. Конструктивное поведение при различных эмоциональных состояниях.

Вспомните ситуации, при которых вы испытывали негативные эмоции. Давайте попробуем по другому взглянуть на эту ситуацию. А поможет нам эта схема. Детям раздается памятка оценки эмоционального состояния. Проводится анализ ситуации по следующим вопросам:

- Что я испытываю?

- Почему я испытываю эту эмоцию?

- Что я хочу изменить?

-  Чья это проблема? Насколько она моя?

-  Как можно поступить в этой ситуации

Важно понимать, кто несет ответственность за ситуацию, и, если надо, уметь вовремя извиниться. Или вежливо указывать на неправоту другого человека.

  1. Завершение работы, подведение итогов

Похвала участников. Оценка работы на занятии каждого.

  1. Ритуал прощания, приведение в порядок кабинета.

Предполагаемый результат занятия.

 Получение информации о различных эмоциях и чувствах людей. Умение демонстрировать основные эмоций и узнавать их. Умение регулировать свое эмоциональное состояние, правильно дышать и расслабляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...

Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.

Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании   личности3.Самоисповедь как средство познания...

Презентация к занятию по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

Презентация к коррекционно-развивающему занятию по коррекции эмоционально-волевой сферы  обучающихся "Эмоции и наше поведение"....