Зависимости подростка в информационном сообществе
творческая работа учащихся по психологии (5 класс) на тему

Актуальность исследования зависимости от информационного сообщества в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей СМИ; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к информационным сообществам разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена информационной зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны зависимости от информационных систем является новой, актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Проблемой  исследования является создание всех необходимых условий для воспитания учащихся дома, в школе, среди друзей и их взаимодействие с современными СМИ. Для решения этой проблемы необходимо знать не только круг интересов современных подростков, но и их увлечения определенными информационными потоками, их особенности и законы. Уметь использовать возможности СМИ в своих воспитательных целях.

Предметом исследования работы стало влияние информационных потоков на развитие подростков. В данную работу входят введение, основная часть, обзор литературы, выводы и рекомендации, список использованной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_zerde.docx89.32 КБ

Предварительный просмотр:

Некоммерческое Учреждение Образования «Экономический лицей»

Тема работы: «Зависимости подростка в информационном сообществе»

Направление: Психология

Выполнила: Сапрыкина Амина, 5 «А» класс,

НУО «Экономический лицей», г. Астана

Руководитель: Сапрыкина И. В. психолог,

НУО «Экономический лицей»

Астана 2014 г.

Оглавление:

1. Аннотация............................................................................................................. 3

2. Введение................................................................................................................ 4

3. Основная часть….................................................................................................. 6

       3.1. Теоретическая часть …............................................................................... 6

       3.1.1 Выводы .....................................................................................................10

       3.2. Исследовательская часть …...................................................................... 13

       3.2.1 Выводы .....................................................................................................18

4. Заключение............................................................................................................19

5. Список использованной литературы. ................................................................20

6. Приложение..........................................................................................................21

Аннотация.

Тема работы: «Зависимости подростка в информационном сообществе». Объем  работы  -  22 страницы, при написании использовались  – 12 источников.

        Актуальность исследования зависимости от информационного сообщества в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей СМИ; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к информационным сообществам разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена информационной зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны зависимости от информационных систем является новой, актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Проблемой  исследования является создание всех необходимых условий для воспитания учащихся дома, в школе, среди друзей и их взаимодействие с современными СМИ. Для решения этой проблемы необходимо знать не только круг интересов современных подростков, но и их увлечения определенными информационными потоками, их особенности и законы. Уметь использовать возможности СМИ в своих воспитательных целях.

Предметом исследования работы стало влияние информационных потоков на развитие подростков. В данную работу входят введение, основная часть, обзор литературы, выводы и рекомендации, список использованной литературы.

        Во введении раскрывается актуальность работы по выбранному направлению, ставятся цель и задачи исследования. В первой главе предложено теоретическое обоснование проблемы. В выводах по ней подводятся итоги по изучению теоретического материала. Во второй главе осуществляется исследовательская  работа.  В выводах по ней описывается значимость полученных результатов.

Заключение посвящено основным выводам и рекомендациям по проблеме.

ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь в современном мире, связана с созданием единого мирового информационного пространства, которое через массовые коммуникации (газеты, журналы, TV, видео, кино, компьютерные игры, интернет) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, формирует определенную точку зрения, оказывает влияние на мнения и поведение людей.

Давайте представим современного подростка, какой он?  Это молодой человек в наушниках перед экраном компьютера? Или девушка с планшетом или сенсорным телефоном в руках? И пока взрослые ещё только привыкают к тому, что гаджеты прочно входят в современную реальность, их дети и внуки, такое ощущение, уже рождаются с умением пользоваться этими достижениями цивилизации.  Все больше виртуальных знакомств заменяют реальную дружбу.
Подростки получают свободу на просторах компьютерной реальности и, меняя свои имена на «ники» живут в ином, виртуальном мире. Они творят, достигают своих  целей, самообразовываются. Средства массовой информации  становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. И чем они становятся для современных подростков - добром или злом?  

Современная жизнь доказывает, что самое большое влияние на подростка сегодня оказывают не школа, не семья, а средства массовой информации, которые диктуют молодым людям моду на мысли, чувства, поступки, идеи.

        Самый обычный подросток возвращается домой со школы, сразу включает телевизор,  заходит в Интернет, читает молодежные журналы.  Казалось бы, что тут плохого? Но на самом деле все не так просто. Мы живем в информационном обществе, все находятся во власти информации, ее потоки непрерывны и огромны. Проблема состоит в том, что подростки в силу возраста пока не в состоянии выбрать для себя  нужное и полезное, и поэтому принимают все подряд. Часто дети просто зависят от Интернета, телевизора, и журналов. Бывает, что родители сами способствуют подобной зависимости: лучше пусть дома перед телевизором или компьютером, чем на улице не знаю с кем. Но психика подростков слаба, поэтому, им нужно помочь разобраться, как не попасть под негативное влияние информационных потоков. Но для того, чтобы знать, как помочь, и как отвлечь от пагубно влияющих на них СМИ, необходимо изучить их предпочтения, провести изучение влияния информационных потоков и спланировать деятельность семьи, педагогов, школьного управления.

Цель исследования – изучить психологические аспекты зависимости  учащихся лицея 11 – 15 лет от информационных потоков.

Гипотеза - Мнение о негативном воздействии СМИ на современных подростков сильно преувеличено.

Задачи:

  1. Изучить характер и специфику информационных потоков, влияющих на подростков
  2. Отследить психологические механизмы манипулирования общественным сознанием через СМИ.
  3. Изучить влияние сцен агрессии и жестокости на подростков.
  4. Провести работу исследовательского характера

Место проведения:  Некоммерческое Учреждение Образования «Экономический лицей» г. Астана.

Методы исследования:

  • Анализ литературы по теме исследования
  • Изучение влияния информационных потоков на учащихся
  • Социологический опрос
  • Проведение и анализ анкетирования
  • Тестирование
  • Беседы с учениками, педагогами, родителями

Основная  часть.  

Теоретическая часть.

Начало 21 века положило начало стремительному росту информационных потоков, оказывающих влияние не только на  формирование личности, но и на  здоровье человека. Ученые утверждают, что в последующие годы успешным станет тот человек, который будет информационно осведомлен.  

Ещё несколько сотен лет назад у человека  было четыре вида общения — устная речь, музыка, живопись и письменность. Затем, в  15 веке появляется печатная книга, в 17 — газеты и журналы. В 19 веке — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. К концу   20   века  на первое  место    вышли    электронные средства  массовой коммуникации, значительно потеснив письменные [1].

Рассмотрим функции, которые выполняют средства массовой информации в обществе, какие его потребности и потребности личности они удовлетворяют и каким образом.

Функции СМИ можно разделить на три группы:

- удовлетворяющие потребности человека как личности;

- удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;

- удовлетворяющие потребности общества в целом и человека как члена общества.

Средства массовой информации имеют публичный и массовый характер, поэтому они должны вызывать интерес у конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. То есть они должны  учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой информации, будут не поняты или не приняты аудиторией [2].

        На основе имеющихся в настоящее время данных и их обобщения, можно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к СМИ [3].

1.  Потребность в информационной связи с окружающим миром и, в постоянном притоке информации.

2.   Потребность в развлечениях.

3.  Потребность в отвлечении (уход от проблем окружающей жизни).

При удовлетворении потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, читать журналы или находиться во «всемирной паутине», в тот момент даже, когда они не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки.

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть напряженность.  

Потребность в постоянном притоке информации необходима человеку для реализации следующих целей [4]:

- ориентировки в современной ситуации и обществе.

- развития общего кругозора.

- решения повседневных практических проблем (где купить, куда поехать отдыхать, как приготовить, как ухаживать за животными и т.п.);

- повышения профессионального уровня.

             Большую роль играют СМИ в развитии человека. Появление каждого нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Ещё Платон связывал ухудшение творческих способностей человека с появлением письменности. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео, а теперь и Интернета всегда связывали падение интереса к чтению [5].

         Некоторые исследования показывают, что влияние СМИ на развитие человека в целом позитивно. Американские ученые Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что просмотр телевизора ускоряет развитие ребенка, так как учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор [6].

         СМИ создают условия для развития человека:  обогащают словарный запас, помогают получать широкий круг информации. Но в то же время они формируют слушателя, зрителя, то есть самого человека. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМИ (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМИ в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным  и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо  не   пропущена    через фильтр    интеллекта  взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

СМИ во многом определяют свободное время людей, как групповое, так и индивидуальное. У подростков и юношей, у которых возникли сложности в общении с окружающими или в других сферах их жизни, увеличивается потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сокращая тем самым контакты с людьми.

          Последнее время СМИ способствуют ощущению самореализации личности. Развитие Интернета породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — участие человека во взаимодействии с определенными партнерами. В сети миллионы людей объединились в группы— от ученых до фанатов. И не все группы несут положительную воспитательную функцию [7].

         Современные СМИ становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека.  Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня появился термин «компьютерная психология». И для этой новой психологии, будут характерны иные механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

Сегодня зависимость людей от СМИ стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям действовать жестче, заботясь, прежде всего, о благе детей. Человек 21 века живет в медиасреде, которая составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой информации проникли во все сферы жизни [8].

Информационный бум в последние 15 лет, привел, с одной стороны, к включению Казахстана в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик человека.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью СМИ. С одной стороны, современное СМИ перенасыщено сценами насилия и навязчивой рекламой. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

К проблеме зависимости от СМИ неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи [9]. Общепризнанным является тот факт, что телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, хотя, согласно последним данным компьютер и Интернет в последние годы имеют такую массовую аудиторию, что уже сейчас могут поспорить за первое место во влиянии на человека.  

Влияние телевидения и компьютера на школьников, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что являются частью домашней обстановки. Наиболее сильный эффект от телевидения, кроме самого факта его существования, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества.

Несомненно, наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде.  Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, которым старается следовать современный подросток [10].

Влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны на телеэкранах преобладают сцены насилия,  рекламы. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Картина, которую представляют собой наши СМИ сегодня, расплывчаты. Раньше существовал четкий образ подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура СМИ. Сегодня такая структура не придерживается, создается впечатление, что показывают всё и сразу, не задумываясь, кто именно в это время составляет большую аудиторию зрителей.  

         Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени — второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение [11].

В течение долгого времени основным источником получения информации были газеты. В настоящее время роль прессы вытесняется телевидением и Интернетом, которые превратились в главное средство массовой информации: люди чаще смотрят телевизор или блуждают по «всемирной паутине», чем слушают радио или читают газеты.

По данным социологических исследований, молодежь предпочитает телепрограммы развлекательного характера, в последнее время наблюдается стабильный интерес к программам, посвященным экономике и бизнесу. Это связано с общим изменением ценностных ориентаций молодежи, для которой все больше возрастают ценности потребления, как товарного, так и духовного, в то время как интерес к политике занимает невысокое место в шкале приоритетов [12].

На основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы, выявить основные тенденции и перспективы в отношении воздействия СМИ на культурную  и  духовную жизнь, на эстетический мир современных подростков:

  1. От образования к развлечению.

Статус образовательных программ в последнее время снижается, на первое место выходят развлекательные программы на телевидении или в Интернете.  В результате на сегодняшний день происходит перенасыщение этой продукцией, значительная часть которой адресована непосредственно молодежи. Данные социологических исследований показывают, что уровень духовной культуры, интерес к ней достаточно низок у значительной части подростков, в то время как преобладает ориентация на материальные ценности.

2. Снижение популярности традиционных видов СМИ

Последнее время по данным социологических опросов на первом месте  телевидение и Интернет, другие виды СМИ значительно уступают им.

3.  Стирание границ, амортизация жанров.

Тенденцией в подаче материала является “смешение” жанров, стирание граней между реальными событиями и вымышленными фактами. Подростковая аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. В программах такого рода часто  демонстрируют невежливость и разнузданность, фамильярность ради популярности у аудитории. Особенно ярко проявляется это в передачах, ориентированных на молодежь и подростков.

4. Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

Расширение сферы видеокультуры ведет к изменению структуры досуга подростков и молодежи. Если еще в недавнем прошлом большую роль как в  воспитании творческой активности нравственных качеств молодого поколения играли учреждения культуры, то сейчас это чаще происходит в домашних условиях. Так как в последние десятилетия массово сокращалось  число библиотек и других учреждений культуры.

В то же время умение разумно распорядиться свободным временем, развивается крайне медленно. В результате СМИ, а в частности телевидение и Интернет, мощно врываются в сферу досуга подростков, становясь его главным компонентом.

В наше время складываются условия для образования нового типа человека, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Проникновение "новых технологий” во все сферы общественной жизни создает опасность в отсутствии воспитания гуманного человека. В этих условиях задачи воспитания молодежи напрямую связаны с условиями формирования человека новой культуры и цивилизации. Новые формы жизни, новый опыт общения и общежития во многом связаны и с развитием средств массовой информации и коммуникации, которые играют огромную роль в формировании ценностных приоритетов и личностных качеств молодого поколения.

Современные подростки, которым предстоит жить в эпоху новых технологий, — это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

Исследовательская часть.

         Свое исследование мы начали с анализа литературы и пришли к выводу, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо серьезные исследования в этой области. Мы не говорим о явном физическом действии на зрение, осанку и т.п., а о психологическом влиянии СМИ на подростков.

Анализ состояния проблемы в теории позволил нам провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Было опрошено 287 учащихся лицея в период с марта по май 2014 года. Исследовалось влияние СМИ на подростков, уровень СМИ-зависимости.

         На вопрос «Посещаете ли вы помимо лицея дополнительные кружки, секции?» большинство ребят ответили положительно. Так распределилась их занятость  в сфере дополнительного образования:

рис. 1В. Соотношение занятости во внеурочное время

Это указывает на то, что значительная часть времени у ребят, посещающих кружки, секции, клубы, студии занята целенаправленным интеллектуальным или физическим трудом под руководством педагогов.

 Какими средствами массовой информации пользуются чаще всего наши ребята:

рис. 1Д. Соотношение интересов в СМИ  

Теперь мы видим, что даже, несмотря на занятость, подростки, выйдя из стен лицея после учебного дня, живут в мощных информационных потоках, захлестывающих их. И как мы знаем, не всегда эта информация позитивна. Конечно, школа, семья не смогут блокировать их доступ к подобной информации, но, изучив их предпочтения, они смогут научить пользоваться ею, быть избирательным, критичным, уметь отделять правду ото лжи, понимая, кто и с какой целью выбрасывает ее на потребительский рынок. Анализ анкет показал, что 10% респондентов читают современные печатные издания, в основном это молодежные журналы: «GIRL / Герл» ,  «YES»,   «ELLE  GIRL»  читают 35%  лицеистов. «Все Звезды»  12% , «Вундеркинд. КZ»  10%, «Лиза» 6%, «Cosmopolitan» 22% Газеты: Караван, Жизнь 15%

рис. 2В. Соотношение интересов в печатных изданиях

Больше всего ребята любят читать:

Новости, сплетни, слухи о звездах – 33%, Новости спорта – 26%, Новости – 16%

Другое – 25%

Перелистав эти журналы, мы увидели, что их тематика не отличается научной познавательностью и разнообразием, их основные рубрики это музыка, мода, новости шоу-бизнеса, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности эти издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков всегда играло немаловажную роль в их общем развитии. И снижение интенсивности и качества юношеского чтения – большая социальная потеря.

Кроме того, язык современных молодежных журналов представляет собой смесь молодежного сленга с литературной речью. Отсюда – ироничность молодежного языка, нарочитая грубость, заимствования слов из жаргонного лексикона, эмоциональная отстраненность, массовое употребление нецензурных слов. Все это снижает уровень владения литературным  языком среди подростков.

Печатные СМИ также оказывают огромное влияние на подростков, когда речь заходит о выборе профессий, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях.

Несформировавшаяся личность ищет более надежную опору, вследствие чего подростки так подвержены влиянию извне и легко вступают во всякие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Радиовещание – это также одно из средств массовой информации, имеющих «стремительную» историю развития, но менее используемую нашими подростками. 51% ребят радио не слушают совсем, 14% - слушают ежедневно, и 35% очень редко.

Слушают подростки в основном музыкальные передачи – 83%, и то, когда занимаются другими делами, не требующими особых интеллектуальных усилий: едут в автомобиле, убирают в квартире, отдыхают на природе. По данным опроса лидирует радиостанция «Европа +. Казахстан» (105.0 Fm)

Как показало исследование, роль радиовещания среди подростков лицея значительно снизилась, это связано не только с развитием телевидения и появления Интернета, но и с существенными изменениями отношения работников радиовещания к реализации интересных программ.

Но как мы выявили, самым мощным средством информации среди опрошенных подростков остается телевидение и Интернет. Характерно признание 23% ребят, что они до 8 часов в сутки проводят у экранов телевизоров или компьютеров. Для 38% - норма 4-6 часов в день. 39% подростков ежедневно «убивают» на это от 1 до 3-х часов.

Во всем мире серьезной проблемой стало злоупотребление Интернет ресурсами, хотя он создан, прежде всего, чтобы развивать способности детей, а не для того, чтобы делать из них «зомби».

82% опрошенных пользуются Интернетом. И только 18% - нет. Какая же информация больше всего интересует наших ребят?

На первом месте – общение (29%),  информация(26%),  музыка(12%), спорт(12%)

игры(12%),  все подряд(9%)

Как мы видим, Интернет и телевидение мощно вторгается в мышление и подсознание подростков, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде.

Теперь посмотрим, как распределились предпочтения лицеистов.

рис. 3В. Соотношение интересов в интернете и телевидении

Достаточно высок процент, тех подростков, которые верят всему, что увидели или услышали в Интернете или по TV.  Показательный факт: часто любимым фильмом называют на тот, что оставил глубокий след в сознании, а тот, что был увиден последним. Это свидетельствует об отсутствии медиакультуры, базовых знаний и установок. Отсутствие у подростков критериев оценки заставляет их увлекаться не тем, что содержательнее, а то, что эффектнее, ярче, динамичнее. Исследование показало, что зарубежные фильмы смотрят 51% респондентов, фильмы на русском или казахском языках – 19%, и те и другие 30%. Зарубежные фильмы ребята смотрят потому, что «это круто», «эффектнее», «сняты здорово», «смешнее», «интереснее», «ярче, красивее», «современнее», «есть боевые сцены»,  и др. Русские  и казахские – «более понятен юмор», «смешнее», «интересней сюжет».

Далее мы решили рассмотреть, какое количество времени уходит у наших подростков на СМИ ежедневно. По результатам анкетирования вышло, что почти половина всех испытуемых тратит на это менее 2 часов в день.

Чем же тогда заняты наши подростки? Проанализировав примерный режим дня учащихся мы пришли в выводу, что у ребят нет возможности бесцельно тратить свое время на СМИ.

И последним этапом исследования стало тестирование на степень интернет-зависимости Кимберли Янга. На сегодняшний день это единственный достоверный тест по этой проблеме. В результате тестирования оказалось, что среди наших испытуемых интернет - зависимых нет! Наши подростки разумно используют современные достижения цивилизации.

Мы согласны с тем, что эта проблема с каждым днем будет все актуальней, учителей, а прежде всего, семью должна волновать эта ситуация. Они должны делать все, чтобы не превратить ребенка в придаток техники, стараться развивать их творческую индивидуальность. Вероятно, что и общественность, и правительство должны ставить вопрос если не о цензуре, то об ответственности руководителей СМИ за качество демонстрируемой продукции.

Всю жизнь взрослые учат детей, как избежать опасности, которые таят в себе реки, дороги, незнакомые люди. Они рассказывают им о том, что можно утонуть, попасть под машину, упасть и т.д. А вот почему родители так часто оставляют своих детей по 7-8 часов наедине с компьютером или телевизором? Наверное, им нужно над этим серьезно задуматься.

Результаты исследования нам указывают на то, что подростки широко используют информационную среду глобальной сети. Киберпространство открывает перед подростком массу возможностей для самовыражения, исследования и экспериментирования в плане постижения собственной личности.

Конечно, сеть приносит и много негативных факторов в жизни современных подростков. Но исследования психологов показывают, что Интернет детям скорее полезен, чем вреден. Другое дело, что открывать ребенку дверь в сеть нужно аккуратно, умеючи. С этой целью и создаются в школах информационные центры.

Выводы:

Исследование показало, что значительную долю нужных подросткам сведений они черпают из телепередач и печатных зданий.  Но  процессы информирования подростков, прежде всего средствами массовой информации, носят стихийный неконтролируемый характер. Спрос на детские и юношеские материалы существенно превышает предложение. Подростки рассматриваются как объект воздействия и не участвуют в подготовке, представлении и анализе предназначенной для них продукции.

Изучение теоретического материала и анализ анкет обучающихся показали, что наши подростки умеют оценивать количественные и качественные показатели получаемой информации. Предпочтение при отборе информации и средств ее получения отдают информационным и познавательным программам, общению друг с другом.

Подростки бесцельно взаимодействуют со СМИ, когда у них много свободного времени!

Заключение

        Очевидно, что основной группой риска для развития рассматриваемой проблемы зависимости от СМИ в Казахстане являются подростки. С помощью СМИ подростки удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные (общения, любви, признания) и потребности связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).        Это связано со спецификой данного возраста. Психологически этот возраст чрезвычайно сложен и противоречив. Подростковый возраст - это этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в личностной сфере, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе.

         Мы не отрицаем, что чрезмерное увлечение СМИ способно превратить подростка в придаток техники, особенно, если взрослые будут легкомысленно относиться к данному вопросу. Одно из СМИ - Интернет - все больше и больше входит в нашу жизнь, поэтому мы разработали памятки для родителей о симптомах компьютерной зависимости и правилах поведения в Интернете.

        Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема зависимости от СМИ среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с такими потоками информации находятся в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из СМИ. Шквал информации – естественное явление современности, но не дать утонуть в нем подросткам, помочь им остаться собой, стать нравственным – вот что является важной задачей каждого. Воспитание подрастающего поколения, самовоспитание пользователей СМИ - вот противоядие от зависимости.

 

Литература.

1. Бриггз А.П., Кобли  П.Н. Медиа. Введение: учебник. М. 2012.

2. Вишневский Я.Л. Одиночество в Сети. М. 2007.

3. Владимирова  Трансформация массового сознания под воздействием СМИ: монография. М. 2011.

4. Дольто Ф. На стороне подростка.  – Рама Паблишинг, 2010.

5. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник. М. 2010.

6. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. Новосибирск. 2001.

7. Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики: учебное пособие. М. 2012.

8. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2006.

9. Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. - «Бахрах-М», 2002 г.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.

11. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. - М.: МГИМО, 2000
12. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003.

Приложение

Анкета для учащихся

1.      Дома: а) компьютера нет вообще, б) есть компьютер не подключенный к интернету,  в) есть компьютер подключенный к сети интернет

2.    Сколько телевизоров в твоем доме?

3.      Пользуешься ли ты интернетом в школе? Нет   Да

4.      Часто ли ты пользуешься интернетом? а)  1-2 раза в неделю  а)  1-2 раза в день   б) 1 раз в месяц  в) я живу в интернете  г) не пользуюсь интернетом вообще

5.      Сколько времени  вы проводите перед телевизором за один сеанс от  а)  1-3 часа  б)  минуты    в) 5-10 часов

6.      Для чего тебе нужен интернет?  скачиваю программы, музыку, фото, видео   часто   редко   никогда

7.       Ищу информацию для учебы  часто   редко   никогда

8.      Читаете ли вы газеты и журналы  часто   редко   никогда

9.    Какие газеты и журналы вам нравятся? ____________________________

10.  Смотрите ли вы в Интернете познавательные программы,  какие ?

__________________________________________________________________

11.   Общаюсь в чатах и различных социальных сетях  часто   редко   никогда

12.  Слушаю ли вы радио  часто   редко   никогда

13.  Какие радиопрограммы любите?

14.   Смотрю Интернет-телевидение  часто   редко   никогда

15.  Участвую в различных акциях и голосованиях  часто   редко   никогда

16.  Просматриваю сайты, которые не разрешают смотреть родители  часто   редко   никогда

17.   Играю в онлайн-игры часто   редко   никогда

18.  Опасен ли Интернет  или долгое времяпровождение перед телевизором не знаю,     нет не опасен,   опасен иногда,   да опасен

19.  Даешь ли ты в Интернете номер своего телефона  да нет

20.   Свои фотографии и фотографии родственников да нет

21.  Адрес своей электронной почты да нет

22.  Пытаешься ли ты встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете часто   редко   никогда

23.  Вредит ли интернет или долгое времяпровождение перед телевизором :  физическому здоровью да  нет,  психологическому здоровью да  нет,  морали и нравственности да  нет,  культурному уровню да  нет,  успеваемости в школе да  нет

24.  Получаешь ли ты удовольствие от своей работы в Интернете никогда иногда часто всегда

25.  Какие эмоции вызывает у тебя интернет или другое СМИ печаль, тревога, опасность, стыд,  обида, интерес, любопытство,  доверие,  разочарование,  надежда, уверенность, счастье,  восхищение, восторг, удовольствие,  удивление,  радость

26.  Интернет это свободное пространство? Да,  нет,  не уверен(а),  считаю что должны быть правила регулирующие пользование Интернетом 

27.  Как родители относятся к твоей деятельности в интернете? Разрешают свободно пользоваться Интернетом и не ограничивают во времени,  устанавливают временной режим и следят за тем какие сайты я посещаю,  разрешают заходить в интернет только в своем присутствии, запрещают пользоваться интернетом вообще

28.  Делишься ли ты со своими родителями тем, чем занимаешься в сети или те, что всегда иногда никогда

29.  В школе установлены программы, ограничивающие доступ на какие либо сайты да нет

30.  Дома установлены программы, ограничивающие доступ на какие либо сайты да нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления «Интернет- зависимость подростков»

Вред и польза Интернета. Интернет- зависимость,  как это не допустить. Очень просто, надо знать психологическое состояние подросткового периода....

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

Данный материал может быть использован на родительском собрании....

Факторы, определяющие зависимость подростков от компьютерных игр.

Ознакомить учащихся  с факторами определяющих зависимость подростков от компьютерных игр. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся,  навыков воспр...

Компьютерная зависимость подростков

Отрицательное воздействие ПК на организм подростка. Заисимость от игр и интернета в целом.Проведено анкетирование и представлена диограммы, показывающие , как подростки зависят от ПК....

Социальный проект"Компьютерная зависимость подростков"

На  сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что  позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлени...

Зависимости подростка в информационном сообществе

Актуальность исследования зависимости от информационного сообщества в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей СМИ; во-вторых, тем, что чр...

Разработка внеурочного занятия по технологии обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) «Выбор банка для оптимального вклада»

Разработка внеурочного занятия «Выбор банка для оптимального вклада» актуальна  в  настоящее  время,  т.к. формирует у обучающихся  понятие об экономической и фина...