Программа психологической коррекции эмоционального состояния
план-конспект по психологии на тему
Вашему вниманию предлагается программа психокоррекционных занятий с ребенком с умеренной депрессией и склонностью к суициду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
depressivnoe_sostoyanie.docx | 51.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающей работы
Цель: нормализация эмоционального состояния подростка
Задачи:
1. Повысить уровень самооценки ребенка;
2.Активизировать антисуицидальные факторы, корректировать неадаптивные психологические установки и модели поведения;
3. Развивать навыки постановки жизненных целей.
Программа составлена на основе материалов из книги Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012.
Тематическое планирование
№ | Цели занятия | Кол-во часов |
1 | «Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта. | 1 |
2 | Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. | 1 |
3 | Содействие переориентации поведенческих моделей. | 1 |
4 | Актуализация жизненных ценностей | 1 |
5,6 | Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка. | 2 |
7,8 | Актуализация эмоциональной привязанности к родственникам и близким людям. | 2 |
9-11 | Развитие навыков постановки жизненных целей. Создание плана действий для достижения жизненных целей. | 3 |
12-13 | Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира. | 2 |
14 | Формирование позитивной модели будущего | 1 |
15 | Релаксационное занятие. | 1 |
Итого: | 15 часов |
Содержание программы
Занятие 1.
Вводная беседа, установление контакта, прояснение ситуации.
Упражнение «Минус-плюс»
Цель: формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
Составьте список положительных и отрицательных качеств. Впишите отрицательные качества в следующую табличку, заполнив ее по примеру:
Недостаток | Достоинство |
|
|
Упражнение «Мои ресурсы»
Зачитывается сказка «И в щепочке порой скрывается счастье» обсуждение идет по следующему плану:
- О чем эта сказка?
- Что из того что у вас уже есть могло бы сделать вас счастливыми?
- Что еще могло бы сделать вас счастливыми?
- Какие усилия нужно приложить, чтобы это произошло?
Теперь я расскажу вам историю о счастье. Все знакомы со счастьем, но иным оно улыбается из года в год, иным только в известные годы, а бывают и такие люди, которых оно дарит улыбкой лишь раз в их жизни, но таких, которым бы оно не улыбнулось хоть раз, — нет.
Я не стану рассказывать о том, что маленьких детей присылает на землю Господь Бог, что Он кладет их прямо к груди матери, что это может случиться и в богатом замке, в уютной комнате, и в чистом поле, на холоде и ветре, — это знает всякий. Но вот что знает не всякий, а между тем это вернее верного: Господь Бог, ниспосылая на землю ребенка, ниспосылает вместе с ним и его счастье. Только счастье это не кладется на виду, рядом с ребенком, а прячется обыкновенно в каком-нибудь таком местечке, где меньше всего ожидают найти его. Найтись же оно всегда рано или поздно найдется, и это лучше всего! Оно может скрываться в яблоке, как, например, счастье одного великого ученого по имени Ньютон. Яблоко шлепнулось перед ним на землю, и он нашел в нем свое счастье. Если ты не знаешь этой истории, то попроси рассказать тебе ее того, кто знает, я же хочу рассказать другую историю — о груше.
Жил-был бедняк; он и родился, и вырос в нужде, и в приданое за женою взял нужду. По ремеслу же он был токарь и точил главным образом ручки да колечки для зонтиков, но работа эта только-только позволяла ему перебиваться с семьей.
«Нет мне счастья!» — говаривал он.
История эта настоящая быль; я мог бы даже назвать и страну и местность, где жил наш токарь, но не все ли равно?
Первым и главным украшением его садика служила красная кислая рябина, но росло в саду и одно грушевое дерево, да только без плодов. И все же счастье токаря скрывалось как раз в этом дереве, в его невидимых грушах!
Раз ночью поднялась сильная буря; в газетах писали даже, что ветер подхватил большой дилижанс и швырнул его оземь, как щепку. Немудрено, что таким ветром обломило и сук у грушевого дерева.
Сук принесли в мастерскую, и токарь, ради шутки, выточил из него большую грушу, потом поменьше, еще меньше и, наконец, несколько совсем крохотных.
— Пора было дереву принести груши! — сказал он шутя и раздал груши детям — пусть играют!
К числу вещей, необходимых в сырых, дождливых странах, относится, конечно, зонтик, но вся семья токаря обходилась одним зонтиком. В сильный ветер зонтик выворачивало наизнанку, иногда даже ломало, но токарь сейчас же приводил его в порядок. Одно было досадно — пуговка, на которую настегивалось колечко шнурка, охватывавшего сложенный зонтик, часто выскакивала или ломалось само колечко.
Раз пуговка отскочила, токарь стал искать ее на полу и нашел вместо нее одну из маленьких точеных груш, которые отдал играть детям.
— Пуговки теперь не найти! — сказал токарь. — Но можно воспользоваться вот этой штучкой! — И он просверлил в груше дырочку, продернул сквозь нее шнурок, и маленькая груша плотно вошла в полуколечко. Так хорошо застежка еще никогда не держалась!
Посылая на следующий год в столицу ручки для зонтиков, токарь послал также вместо застежек и несколько выточенных груш с полуколечками к ним и просил хозяина магазина испробовать новые застежки. Последние попали в Америку; там скоро смекнули, что маленькие груши лучше, удобнее всяких пуговок, и потребовали от поставщика, чтобы впредь и все зонтики высылались с такими застежками.
Вот когда закипела работа! Груш понадобились тысячи! Токарь принялся за дело, точил, точил, все грушевое дерево пошло на маленькие груши. А груши приносили скиллинги и далеры!
— Так счастье мое скрывалось в грушевом дереве! — сказал токарь. У него теперь была уже большая мастерская, он держал подмастерьев и учеников, вечно был весел и приговаривал: «И в щепке порою скрывается счастье!»
[ Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М.: Генезис, 2012. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). , 249-252].
Упражнение «Ресурсы для достижения»
Цель: поиск ресурсов, необходимых для решения проблемы.
Ресурсы (средства решения проблем) — это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости. Выделяют внешние и внутренние ресурсы.
Психолог предлагает ребенку подумать, и описать те ресурсы, которыми ребенок может воспользоваться.
Инструкция: нарисовать солнышко с множеством лучей. На его лучах прописать ресурсы, необходимые для достижения целей.
Комментарий. В конце упражнения предлагается назвать ресурсы, которые могут помочь в преодолении проблем.
Текст антисуицидального контракта:
« Я, (Ф.И.О. клиента), обязуюсь в течении срока работы с психологом (и далее оговаривается срок контракта) не предпринимать попыток самоубийства и попыток самоповреждения, какие бы обстоятельства не сложились.
Я, (Ф.И.О. психолога), приветствую данное решение моего клиента и доверяю ему. Со своей стороны я буду оказывать ему необходимую психологическую помощь.
Число и подписи сторон. »
Просмотр видеоролика
Занятие 2
Выделяют следующие неадаптивные установки клиента, предрасполагающие к
возникновению депрессивных переживаний:
- Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях.
- Чтобы чувствовать себя счастливым, все без исключения люди должны меня понимать, любить и восхищаться мной. Везде и всегда.
- Если я не достиг вершины, значит, я потерпел крах.
- Как замечательно быть популярным, известным, богатым; ужасно быть обычным.
- Если я допускаю ошибку, значит, я глуп.
- Моя самооценка всецело зависит от того, что думают обо мне другие.
- Я не могу жить без внимания близких. Если моя супруга (супруг, родители, дети) невнимательны ко мне, значит, это катастрофа.
- Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.
- Если я не использую каждый шанс для собственного продвижения, то позже я об этом страшно пожалею.
- Если я не контролирую ситуацию, это провал.
Ребенку предлагается прочитать список с этими утверждениями и выбрать те, с которыми он согласен. Далее предлагается переформулировать эти утверждения (с помощью психолога) . Затем идет обсуждение каждой установки.
Занятие 3
Упражнение
Цель: содействие переориентации поведения
Психолог предлагает подростку карточки, на которых написаны «недобрые зачины». Зачин — это начало жизни истории или сказки. «Недобрый зачин» — это не очень хорошее начало, начало в котором есть зло, обида, агрессия и другие недобрые чувства. Но это только начало, а продолжение может быть разным.
Подросток берет себе произвольно одну карточку. Задача подростка: придумать два варианта продолжения «недоброго зачина». Один — с плохим концом, другой с хорошим.
Подросток зачитывает свой зачин и продолжения к нему.
Обсуждение:
— В чем суть «недоброго зачина»?
— Какой вариант продолжения зачина придумывать легче, хороший или плохой?
— А может быть средний вариант? Приведи пример на основе того зачина, который дописывал ты.
— Если рассматривать зачин как начало жизни человека, начало его жизненной истории, как вам кажется, что нужно делать, чтобы получилось позитивное продолжение?
Примеры «недобрых» зачинов
Однажды Землю постигла великая беда — пропало Солнце. Никто не видел, как это случилось, никто не понял, в связи с чем это произошло, никто не знал, кто это сделал. Просто в один миг наступила тьма. Тьма, поглотившая всех и вся.
* * *
Мальчик нашел краски. Он не знал, что это такое и что с ними можно сделать. Он пробовал их на вкус, но это не принесло удовольствия. Он ковырял их пальцем, плевал в них, образуя цветные пузыри, обмазывал грязными пальцами скамейку и листья ближайшего дерева. Потом стал бросать их в лужу, растаптывать и наблюдать за тем, как яркие цвета превращались в грязную, маркую массу.
* * *
Ее никто не любил. Она была младшим ребенком в семье троллей, а до нее много других. На нее просто не хватало ни сил, ни времени, ни отцовского волшебства. Все падало у нее из рук, она даже разбила волшебное зеркало троллей, чем навлекла на всю семью тринадцатилетнее проклятье драконов.
Занятие 4
Упражнение "Ценности"
Ребенку предлагается примерный план ценностей, его задача в этом упражнении состоит в том, чтобы «обогатить» этот список своими жизненными ценностями.
Список таков:
- интересная работа;
- общественное признание;
- материальный достаток;
- любовь;
- семья;
- удовольствия, развлечения;
- самосовершенствование;
- свобода.
Дополните этот список своими ценностями, затем выберите из списка пять самых важных для Вас пунктов и два пункта, которые не очень значимы в данный момент.
Ответьте на вопросы и запишите Ваши ответы:
- Что в Вашем списке стоит на первом месте?
- Что на последнем?
- Легко ли Вам было расставлять приоритеты?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения?
Упражнение «Миг благодарения»
Цель: осознание и формирование собственной иерархии ценностей.
Инструкция: «Составьте список благодарностей. Например: «Благодарю за то, что…(сегодня, вчера, неделю назад, месяц, год)»; «Благодарю людей, которые…».
Упражнение «Рецепт счастья»
Цели: способствовать осмыслению подростками главных ценностей жизни; формировать представления о счастливой полноценной жизни.
Инструкция: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт, указав основные компоненты счастья (в виде качеств, поступков, навыков и др.).
В конце упражнения зачитывается еще один рецепт счастья (Ирина Беляева, газета «Первое сентября» от 2 ноября 1999 г.): «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».
Занятие 5,6
Упражнение «Кто я?»
Запишите не менее 10-15 ответов на вопрос «Кто я?». Это будет выглядеть примерно следующим образом:
- Я — интересная личность.
- Я — брат.
- Я — пешеход
И так до того момента, пока Вы не обозначите все роли, которые играете в своей жизни. Каждая из этих ролей на самом деле является маской, за которой прячется истинное твоё «Я».
Теперь посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы:
- Сколько масок Вы применяете в своей жизни?
- Все ли роли для Вас важны, может, от каких-то ролей в Вашей жизни Вы бы хотели отказаться?
- Существуют ли «желанные» роли, которых не хватает в Вашем списке?
- Что бы Вы хотели добавить в этот список?
- Какие чувства у Вас возникают, когда вы читаете этот список?
Каждая из ролей обязывает вести себя как-то, в соответствии с теми правилами, которые Вы закладываете в ваше понимание этой роли. В жизни Вы часто можете столкнуться с тем, что Ваше толкование этой роли вовсе не совпадает с толкованием этой роли другим. И тогда это разное толкование является причиной недоразумений и конфликтов.
Упражнение "Мои достижения"
Уделите себе некоторое время и напишите ответы на следующие вопросы:
- Моим наилучшим достижением является
- У меня хорошо получается _____________.
- Я помог(ла) другим тем, что ____________.
- Наилучшее решение, которое я когда-либо принял(а)__________
- Если я хочу, то могу___________
- Люди думают, что у меня хорошо получается _________________________________________
- То, что я недавно научился делать
- То, чем я горжусь ______________________.
- Момент, вызывающий у меня наибольшую гордость___________
- Самое трудное дело, которое я сделал(а) ____________________________
Обратите внимание, что меняется в Вас, как меняется Ваше состояние, когда вы читаете
получившийся у вас текст? Что Вы ощущаете? Верите ли Вы себе?
Упражнение
Цель: позитивизация Я-концепции подростка.
Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас необходимо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».
2. Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них ты напишешь имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.
3. А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.
4. У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, обозначать написанное тобой имя и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача ощутить свою ценность.
5. Обсуждение:
— Что такое самоценность?
— Какими цветами ты обозначил стрелки идущие от других к тебе и почему?
— Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и слушал, что говорили о твоей ценности разные люди?
Занятие 7,8
Цель помочь осознать подростку, что у неё есть эмоциональные связи со своими друзьями и родственниками, что она не одинока и может доверять другим в самой трудной ситуации. Так же рассказать ей о том, что при построении отношений не бывает движения с одной стороны и чтобы не быть одиноким необходимо выйти из своего «замка».
Ход работы: Зачитывается притча «Об одиночестве», далее обсуждается ее смысл.
Об одиночестве.
В далекой-далекой стране, почти на самом краю земли, стоял древний замок. Его хозяином был страшный дракон, звали его Одиночество. Редкий рыцарь нарушал границы его владений. Но если и находились такие смельчаки, то причиной, заведшей их в такую даль, была лишь слава о загадочной пленнице чудовища. Нежная и прекрасная принцесса всю свою жизнь провела в этом замке, ничего другого она не знала.
Иногда рыцари даже доходили до ее окон, звали ее, обещали показать свои владения – княжество Удовольствия, королевство Радости… Но принцесса лишь посмеивалась над их бахвальством, не веря ни единому слову. Ей говорили, что она в плену, но кто держал ее?
Дракон Одиночество не раз говорил ей, что она вольна уйти в любой момент. Но разве плохо ей здесь было? И кто сказал, что в другом месте будет лучше? Ей казалось, что за крепкими стенами старого замка ее ожидает лишь разочарование. Впрочем, она не часто задумывалась над этим.
Рыцари приходили и уходили… Обещали несметное богатство и неземное счастье… Хотели выкрасть или увести обманом… Вызывали Одиночество на смертный бой – и неизменно проигрывали.
Но однажды появился тот, кто затронул сердце неприступной принцессы. Он ничего не обещал, просто прошел в ее комнату и взял за руку. В этот самый миг принцесса поняла, что чудеса все же бывают.
- Кто ты? – одними глазами спросила она.
- Я – Доверие, из страны Любви, - мягко улыбнулся он в ответ.
- Ты пришел, чтобы увести меня с собой?
- Только если ты сама этого захочешь.
- Но как же ты прошел мимо дракона?
- Разве ты не знаешь? Одиночество уходит навсегда, когда появляется Доверие... [Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М.: Генезис, 2012. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). , 191-192].
Рисунок «Моя семья»
Цель: способствовать осознанию ценности понятий «любовь» и «семья».
Инструкция: нарисовать рисунок на тему: «Моя семья».
- рациональный анализ: что автор хотел сказать данным рисунком, какие проблемы хотел отобразить;
- эмоциональный анализ: какие чувства, эмоции вызывает этот рисунок.
Чтение рассказа «Я умерла»
Занятие 9, 10, 11
Цель: выявление подростком своих истинных целей жизни, наиболее актуальных проблем настоящего, которые могут отразиться на их будущем.
Упражнение «В поисках смысла жизни»
Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?
- Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?
- Как я отношусь к тому, как я живу?
- Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»
«Линия жизни»
Цель: способствовать сознательному осмыслению пройденного жизненного пути, диалектическому анализу прошлого, настоящего и будущего.
Инструкция: «Нарисуйте линию своей жизни, включая прошлое, от рождения до сегодняшнего дня, и будущее, как Вы представляете его себе. Разделите ее на три части, соответствующие Вашему прошлому, настоящему и будущему. Поставьте значок, где Вы находитесь сейчас.
Какая часть жизни уже пройдена, какая - впереди? Поделитесь своими мыслями о прошлом (запишите их под отрезком "Прошлое").
Где Ваши истоки, что происходило в детстве, в ранние годы? Что происходит в настоящем? Что Вас занимает, увлекает сейчас? (Запишите это под отрезком "Настоящее").
Что будет в Вашем будущем? Ваши цели и мечты? (Запишите их под отрезком "Будущее").
Притча «Мудрец и молодой человек»
В селении пронёсся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму её между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес её к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва?» Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: «Всё в твоих руках!»
Релаксация «Формула удачи»
Цель: создание позитивного настроя на будущее.
Подростку предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.
Ведущий: «Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодолели эти вершины, вы приобрели опыт "восхождения", теперь вы знаете, как бороться с трудностями.
А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или настоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.)
А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы!
Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поделитесь впечатлениями».
Обсуждение: Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?
Упражнение «Я подарок человечеству».
Цель: повышение самооценки в достижении позитивных жизненных целей.
«Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в...»
После 5 минут раздумий высказывают свои соображения.
Признать свою полезность для мира в целом затруднительно и для взрослого человека.
«Золотая рыбка»
Цели: осознание целей своей жизни; развитие способности структурировать свои цели.
Инструкция: «Напишите пять своих самых заветных желаний. На выполнение задания дается 3 минуты. Представьте себе, что к нам приплыла Золотая рыбка и сказала, что может выполнить только четыре желания. Зачеркните одно желание из ваших списков». Затем ведущий говорит, что ему только что передали по пейджеру, что у рыбки проблемы и она может выполнить только три желания.
«Зачеркните еще одно желание из ваших списков». Далее ведущий сообщает об очередных проблемах Золотой рыбки, и участники соответственно зачеркивают все желания-цели до того, пока не останется одна, «самая-самая»...
Комментарий. Упражнение можно провести и как простое ранжирование желаний по степени их значимости для школьников.
«Цели»
Цели: осознание целей своей жизни; развитие способности целеполагания.
Инструкция: «Возьмите 4 листка бумаги и ручку или карандаш. На одном листе напишите: "Каковы мои жизненные цели?". В течение 2 минут ответьте на этот вопрос. Записывайте все, что приходит в голову, независимо от того, насколько это вам покажется общим, или абстрактным, или тривиальным. Вы можете записать личные, семейные, профессиональные социальные общественные или духовные цели и пр. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы проверить ваш список, дополнить или исправить что-то. Затем отложите этот лист в сторону.
Возьмите второй лист и напишите сверху: "Как я хотел бы провести ближайшие 3 года?". Потратьте 2 минуты на ответ, потом в течение 2 минут просмотрите, проверьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, наметить их более определенно, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист.
Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе: "Если бы я узнал, что мне осталось жить шесть месяцев с сегодняшнего дня, как бы я прожил их?". Цель этого вопроса — выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Напишите об этом также в течение 2 минут и возьмите еще 2 минуты на просмотр. Затем отложите и этот лист.
На четвертом листе выпишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных.
Сравните ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к какой-нибудь определенной категории, например к личной или социальной? Есть ли одинаковые цели на первых трех листах? Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?».
Комментарий. Это упражнение - хороший способ обнаружить соотношения между целями и повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые полгода, чтобы посмотреть, происходят ли какие-нибудь изменения.
Упражнение «Жизненное пространство»
Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.
Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.
Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.
Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.
Ответьте на вопросы и запишите ответы:
- Красочная ли получилась картина?
- На что Вы в основном тратите свое время?
- Все ли Вас устраивает в этой схеме?
- Что бы Вы хотели изменить?
Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».
Упражнение «Формирование намерения»
Напишите рассказ о дне из Вашего идеального будущего (например, лет через 5). Нафантазируйте все, чего хотите. Опишите в деталях все, что Вы видите, слышите и чувствуете.
Используйте формулировки:
а) от первого лица, то есть с «Я»,
б) в настоящем времени,
в) позитивные, без частицы «не».
Когда рассказ готов, перечитывайте его каждый день и представляйте как можно реалистичнее то, что там описано.
Читайте при каждом удобном случае. А если в Вашем воображении появились какие-либо новые детали, добавьте их в текст. Вы можете переписывать эту историю по мере ее совершенствования.
- Если вы работаете над своим текстом достаточно, то очень скоро начнете переживать душевное состояние, которое можно сравнить с «состоянием полета». Вы как будто поднимаетесь на более высокий уровень и начинаете смотреть на все как будто с большей высоты, более глобально и в перспективе.
Упражнение "Постановка цели"
Сформулируйте и запишите в графе №1 Ваши цели и планируемые достижения.
Напишите 6 —10 ответов на каждый из перечисленных вопросов.
Избегайте копирования ответов, не переносите их автоматически из одной графы в другую, каждый раз отвечайте на вопрос, даже если Вам кажется, что ответ будет аналогичным.
Опишите события. которые вы хотите видеть в своей жизни: ваши цели, достижения | 1. Что случится. если событие произойдет? | 2. Чего не случится. если событие произойдет? | 3. Что случится. если событие не произойдет? | 4. Чего не случится, если событие не произойдет? |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
Например: цель: поступить в университет.
1. Что случится, если событие произойдет?
- я буду чувствовать себя уверенно;
- я смогу отдать ребенка в платную школу;
- моя семья сможет путешествовать;
- я не смогу достаточно времени уделять ребенку;
- я не смогу планировать свой день так, как хочу;
- я не буду считать копейки.
2. Чего не случится, если событие произойдет?
- разногласий и конфликтов в семье из-за нехватки денег;
- отказа в кредите.
3. Что случится, если событие не произойдет?
- я не смогу оплатить свою учебу в институте;
- я буду зависим(а);
- в семье будут разногласия;
- у меня может начаться депрессия;
- я смогу посвятить свое время семье.
4. Чего не случится, если событие не произойдет?
- я не смогу сделать карьеру;
- я не смогу взять кредит в банке;
- я не смогу помогать родителям.
Написав все ответы, проранжируйте их по значимости.
Таким образом, вы можете понять, какие плюсы и минусы ожидают вас после осуществления этого желания.
Теперь расставьте приоритеты для ваших целей.
Приоритеты расставляются по мере значимости событий, на данный период вашей жизни.
Пример:
Плюсы от достижения цели (нумерация по степени значимости):
- Я буду чувствовать себя уверенно.
- Я смогу отдать ребенка в платную школу.
- Моя семья сможет путешествовать.
- Я буду экономически независим(а).
Минусы от достижения цели:
- Я не смогу уделять ребенку достаточно времени.
- Я не смогу планировать свой день так, как хочу.
Плюсы от того, что все останется так, как есть:
- Я смогу посвятить свое время семье.
Минусы от того, что все останется так, как есть:
- Я буду зависим(а).
- Я не смогу сделать карьеру.
- Я не смогу помогать родителям.
- Я не смогу оплатить свою учебу в институте.
- Я не смогу взять кредит в банке.
- У меня может начаться депрессия.
Как расширилось либо изменилось Ваше представление о Вашей цели?
Возможно, Вам хочется достичь не единственную цель, а много различных целей, тогда это упражнение поможет Вам выбрать, чем заняться в первую очередь, и определиться с приоритетными направлениями на данном этапе жизни.
Кроме того, может случиться так, что цель, с которой вы работали, отойдет на второй план, и обнаружатся цели (желания), которые вы не считали главными.
Занятие 12,13
Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира.
Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в самую страшную грозу идет дождь и питает все живое.
К.Черный
Учащемуся предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что...»
Притча о буре
Когда-то один дворянин протянул струну от одной башни своего замка до другой, чтобы ветер превратил ее в арфу. Нежный ветерок играл вокруг замка, но музыка не рождалась. И вот однажды ночью разразилась буря. Замок содрогался, но та струна наполнила воздух чудесными звуками. Нужна была буря, чтобы вызвать музыку!
Вопросы для обсуждения:
- Какую роль сыграла буря в этой притче?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «буря»? (Конфликт, развод, ссора, болезнь, смерть, предательство…)
- Приведите подобные примеры из жизни или из художественных произведений, поговорки, пословицы. (Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет худа без добра. Что ни делается — все к лучшему.)
Чтение и анализ сказки «Сказка о милостивой судьбе»
Цвели рядышком два деревца — молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.
– Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные!..
– Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже — спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них — то, что было когда-то первым деревцем, — расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли изменить судьбу?
- Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение.)
- Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть.)
- Как хотело изменить судьбу второе дерево?
- Достигли ли деревья своих целей?
- Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?
- Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?
- Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир?
- Для чего живете вы?
Просмотр видеопритчи про кувшин с трещиной. Обсуждение.
Занятие 14
Упражнение «Письмо себе» Напишете письмо из будущего самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, расскажите о том, как живете, чем занимаетесь, выразите слова поддержки.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Занятие 15
Релаксационное занятие (по усмотрению психолога, в зависимости от эмоционального состояния подростка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП
В работе рассматривается понятие психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...
Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.
В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...
Занятия для оздоровительного центра по коррекции эмоционального состояния ребенка
Цель занятия: профилактика депрессивного эмоционального состояния.Задачи:улучшение эмоционального состояния участников тренинга;развитие уверенности и веры в собственные силы, в уникальность собственн...
Программа "Коррекция эмоциональных состояний обучающихся 5-х классов"
Цель данной программы - коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки....
В данной работе представлен материал к программе психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами кейс - технологии на тему: «Волшебный чемоданчик». Автор О.А. Сатылбаева г. Стрежевой Томская
В данном приложении к моей программе систематезирован материал по кейсам, применяемым в дошкольном образовании. Педагоги могут воспользоваться им при применении данной технологии на своих занятиях....