Программа "Коррекция эмоциональных состояний обучающихся 5-х классов"
рабочая программа (5 класс)

Шапошникова Светлана Анатольевна

Цель данной программы - коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsiya_i_razvitie_emotsionalnoy_sfery.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

346400, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 112-а

Принято                                                                      Утверждаю

на заседании педсовета                                           Директор МБОУ СОШ № 2

школы                                                                       ___________ О.С. Цветкова

протокол № 1                                                 Приказ от 29.08.2022 г. № 231

от 29 августа   2022 г.

                                                               

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

«Коррекция и развитие эмоциональной сферы»

 на 2022 - 2023 учебный год

Количество часов: 69

Программа разработана на основе программы: «Программа коррекционной работы психологического сопровождения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Мартяшкина Н.В.)

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 2

С.А. Шапошникова

г. Новочеркасск

2022

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Умственная отсталость (УО) – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.

Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:

- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

- замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;

-  недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения:

- очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

- очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен;

- недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость; отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка);

- состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности.

Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы, развитие всех психических процессов.

Задачи:

  1. Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности.
  2. Развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения).
  3. Развитие коммуникативных навыков и обучение способам выражения эмоций.
  4. Коррекция эмоционально-волевой сферы (повышение самооценки, предупреждение агрессивности).
  5. Формирование положительной мотивации к обучению.

Целевая группа: младшие школьники с умственной отсталостью (7-10 лет).

Программа применима для работы для индивидуальной работы.

Продолжительность занятия -  40 мин., 2 раза в неделю в соответствии с утвержденным расписанием. Количество занятий -

Диагностическая работа:

- психолого-педагогическое обследование развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия);

-   развития эмоционально-волевой сферы.

Диагностика проводится 3 раза в год. Диагностический материал: методики для определения внимания, памяти, мышления.

Содержание программы

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия, релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционное начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности. Задания данного блока требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему они научились.

Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 3 основных блока:

  1. Самопознание. Что я знаю о себе:

- формирование способности к самопознанию: зачем нужно знать себя, свое тело, внутренний мир;

- умение определять личностные качества свои и других людей;

- формирование адекватной самооценки;

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

2. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»

3. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

- чувства идентификации, Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.

- отработка навыков противостояния внешнему воздействию;

- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;

- поиск компромиссов, умение противостоять групповому воздействию.

Планируемый результат:

- повышение продуктивности внимания;

- гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- овладение методам саморегуляции;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

Диагностика: методика «Домик», методика Векслера, тест Люшера

        Календарно-тематическое планирование занятий

№ занятия

Дата

Раздел

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1 четверть -  17 часов

1.

01.09. 22

Самопознание

Зачем нужно знать себя

Диагностика

Диагностический материал

1

2.

06.09.22

Зачем нужно знать себя

«Что я люблю делать»

Рисунок «Место, где я себя хорошо чувствую»

1

3.

08.09.22

Мой волшебный мир

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

4.

13.09.22

Я глазами других

«Учимся ценить индивидуальность»

1

5.

15.09.22

Я глазами других

«Здороваемся глазами»

«Покажи эмоцию»

1

6.

20.09.22

Дружба начинается с улыбки

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

7.

22.09.22

Дружба начинается с улыбки

 Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

8.

27.09.22

Умеем ли мы вежливо общаться

Умеем ли мы вежливо общаться

«Учимся ценить индивидуальность»

1

9.

29.09.22

Умеем ли мы вежливо общаться

 Упражнение «Учимся ценить  индивидуальность»

1

10.

04.10.22

Почему некоторые привычки бывают вредными

 Упражнение «Ты и твои привычки»

1

11.

06.10.22

Взаимопонимание

Рисунок «Трудности взаимопонимания»

1

12.

11.10.22

Как реагировать на критику и оскорбления

Ролевая игра «Обвинения»

Упражнение «Я- высказывание», «Ты-высказывание»

1

13.

13.10.22

Отказы

Обсуждение «Как мы реагируем на отказ»

Упражнение «Вежливый отказ»

1

14.

18.10.22

Как вести себя в ситуации отказа

Отказы

Обсуждение «Как мы реагируем на отказ»

Упражнение «Вежливый отказ»

1

15.

20.10.22

Ограничения

Упражнение «Твое настроение»

1

16.

25.10.22

Ограничения

Упражнение – графическая беседа  «Круг воли»

1

17

27.10.22

Сотрудничество

Что я люблю делать»

Рисунок «Место, где я себя хорошо

1

II четверть -  17 часов

18.

08.11.22

Развитие и коррекция эмоциональной сферы

Основные эмоциональные состояния

Упражнение «Чемодан»

Упражнение «Узнавание эмоций»

1

19.

10.11.22

Нейтральные эмоциональные состояния

«Когда люди чувствуют себя»

1

20.

15.11.22

Нейтральные эмоциональные состояния

Упражнение «Узнавание эмоций»

1

21.

17.11.22

 Положительные эмоциональные состояния

Упражнение «Узнавание эмоций

1

22.

22.11.22

 Отрицательные эмоциональные состояния

«Что я люблю делать»

Рисунок «Место, где я себя хорошо чувствую»

23.

24.11.22

Отрицательные эмоциональные состояния

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

24.

29.11.22

Эмоции в нашей жизни

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

26.

01.12.22

Чувство гнева

Упражнения: «Кто Я»

 «Мое отражение»

1

27.

06.12.22

Чувство злости

Упражнение «Розовый куст»

1

28.

13.12.22

Чувство обиды

Упражнение «Мое отражение»

1

29.

15.12.22

 Чувство вины

 Упражнение «Трудный разговор»

1

30.

20.12.22

 Чувство стыда

Упражнения: «Цветик семицветик», «Автопилот»

1

31.

22.12.22

 Чувство грусти

Что я люблю делать»

Рисунок «Место, где я себя хорошо»

1

32.

26.12.22

 Чувство радости

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

III четверть – 22 часа

33.

10.01.23

Формирование позитивного отношения к своей семье

Диагностический материал

1

34.

12.01.23

 Развитие позитивного отношения к своему классу

«Что я люблю делать»

Рисунок «Место, где я себя хорошо чувствую»

1

35.

17.01.23

Отработка механизмов саморегуляции.

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

36.

19.01.23

Отработка механизмов саморегуляции.

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

37.

24.01.23

Повышение самооценки

«Учимся ценить индивидуальность»

1

38.

26.01.23

Развитие эмпатии.

«Здороваемся глазами»

«Покажи эмоцию»

1

39.

31.01.23

Формирование позитивного отношения к своей семье

Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

40.

02.02.23

 Развитие позитивного отношения к своему классу

 Упражнения: «Когда люди чувствуют себя»

«Изобрази чувство»

1

41.

06.02.23

Отработка механизмов саморегуляции

«Учимся ценить индивидуальность»

1

42.

07.02.23

Развитие навыков общения

 Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

1

43.

09.02.23

 Развитие навыков бесконфликтного общения

 Упражнение «Ты и твои привычки»

1

44.

14.02.23

Обучение детей отреагированию эмоций в конфликте

Ролевая игра «Обвинения»

Упражнение «Я- высказывание», «Ты-высказывание»

1

45.

16.02.23

Развитие умения договариваться друг с другом

Обсуждение «Как мы реагируем на отказ»

Упражнение «Вежливый отказ»

1

46.

21.02.23

 Формирование адекватных форм поведения.

Обсуждение «Как мы реагируем на отказ»

Упражнение «Вежливый отказ»

1

47.

28.02.23

Развитие навыков бесконфликтного общения.

Рукопожатие»

«Мир птиц»

1

48.

02. 03.23

Актуализация позитивного эмоционального опыта.

 Упражнение «Что мы чувствуем в трудных ситуациях общения».

1

49.

07.03.23

Как справиться с плохим настроением

 Упражнение «Что мы чувствуем в трудных ситуациях общения»

1

50.

09.03.23

Самопринятие.

«Что мы чувствуем в трудных ситуациях общения»

«Мир птиц»

1

51.

14.03.23

Самоуважение.

«Звук-чувство»

«Когда люди чувствуют себя»

1

52.

16.03.23

Самоуважение.

«Звук-чувство»

«Когда люди чувствуют себя»

1

53.

21.03.23

Как справиться со злостью, агрессией

«Куда девать свою злость»

«Слова гнева»

1

54.

23.03.23

Как справиться со злостью, агрессией

«Звук-чувство»

«Когда люди чувствуют себя»

1

IV четверть – 13 ч.

55.

04.04.23

Развитие умения договариваться друг с другом

«Изобрази чувство»

Рисунок «Я и другие»

1

56.

06.04.23

Мои эмоции в конфликтной ситуации

Изобрази чувство»

Рисунок «Я и другие»

1

57.

11.04.23

Мои эмоции в конфликтной ситуации

«Дорисуй и раскрась»

Рисунок «Я уважаю старших»

1

58.

13.04.23

Обучение отреагированию эмоций в конфликте

 «Дорисуй и раскрась»

Рисунок «Я уважаю старших» «Закончи предложение»

1

59.

18.04.23

 Формирование адекватных форм поведения

«Дорисуй и раскрась»

«Последовательные картинки»

Рисунок «Мой выбор»

1

60.

20.04.23

Формирование навыков общения

 «Мяч по кругу»

«Дорисуй и раскрась»

Рисунок «Мой выбор»

1

61.

25.04.23

 Формирование адекватных форм поведения

«Представление»

«Принятие решения»

Обсуждение ситуация принятия решения

1

62.

27.04.23

 Формирование адекватных форм поведения

«Представление»

«Принятие решения»

Обсуждение ситуация принятия решения

1

63.

02.05.23

Развитие навыков бесконфликтного общения

«Представление»

«Принятие решения

1

64.

04.05.23

 Обучение отреагированию эмоций в конфликте

«Представление»

«Принятие решения

1

65.

11.05.23

Развитие умения договариваться друг с другом

Упражнение «Трудный разговор»

1

66.

16.05.23

Развитие навыков бесконфликтного общения

Упражнение «Трудный разговор»

1

67.

18.05.23

Развитие навыков бесконфликтного общения

Упражнение «Трудный разговор»

1

68.

23.05.23

Диагностика

Диагностический материал

1

69.

25.05.23

Итоговое занятие

Закрепление материала

1

Список использованной литературы:

  1. Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М.: «Ось-89», 2006
  2. Пылаева Н.М., Ахутина Т.А. «Школа внимания. Методика развития коррекции внимания у детей 5-7 лет».- М.: ИНТОР, 1997.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». – М.: АРКТИ, 2000.
  4. Семаго Н.Я. «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». - Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова.- М.Просвещение,1990.-128с.
  6. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа (коррекционного обучения и психокоррекции) «Дельфин» Государственного образовательного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.

В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Психологическая программа для эмоциональной саморегуляции обучающихся 1-11 классов

Цель: предоставление социально-психологической поддержки обучающимся  в процессе социального становления в целях профилактики аутоагрессивного поведения. Задачи:* предотвращать суицидальное ...

«Влияние цвета на эмоциональное состояние обучающихся».

Доклад на методическом объединении учителей....

Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся

   Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...

Эмоциональное состояния и поведение обучающихся с потенциальным риском суицида

В статье подробно  рассматриваются маркеры эмоционального состояния и поведения обучающихся с потенциальным риском суицида, а тка же даны советы родителям. что необходимо делать при обнаружении э...

Организация мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-6 классов

Организация мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-6 классов...