Психологическая программа для эмоциональной саморегуляции обучающихся 1-11 классов
рабочая программа на тему

Паскал Виктория Викторовна

Цель: предоставление социально-психологической поддержки обучающимся  в процессе социального становления в целях профилактики аутоагрессивного поведения.

 

Задачи:

* предотвращать суицидальное поведение обучающихся;

* снимать стрессовые состояния обучающихся;

* способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся;

* развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;

* научить обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

* стимулировать положительные эмоции у агрессивных обучающихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;

* учить обучающихся признавать собственные ошибки, переживания чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

* снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

* развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

* выявлять психологические причины, вызывающие состояние  аутоагрессивного поведения;

* отслеживать психологическое состояние обучающихся;

* предотвращать межличностные конфликты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                Утверждено                                                                                                  

                                                                                                      Зам. директора по ВР

                                                                                                 МБОУ  «Усть-Нерская гимназия»      

                                                                                                       _________________Е.Ю. Шафи                                      

                                                                                                       «____»______________2013 г

Психологическая программа

 для эмоциональной саморегуляции обучающихся на 2013-2014 уч.гг

в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

                                                                          Составлено педагогом-психологом

                                                                          Паскал Викторией Викторовной

п. Усть-Нера, 2013 г.

Психологическая программа для эмоциональной саморегуляции обучающихся

в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

Цель: предоставление социально-психологической поддержки обучающимся  в процессе социального становления в целях профилактики аутоагрессивного поведения.

Задачи: 

* предотвращать суицидальное поведение обучающихся;

* снимать стрессовые состояния обучающихся;

* способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся;

* развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;

* научить обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

* стимулировать положительные эмоции у агрессивных обучающихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;

* учить обучающихся признавать собственные ошибки, переживания чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

* снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

* развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

* выявлять психологические причины, вызывающие состояние  аутоагрессивного поведения;

* отслеживать психологическое состояние обучающихся;

* предотвращать межличностные конфликты.

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
  • Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
  • Письмо МО РФ от 26 января 2000г. №22-06-86  «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» ;
  • Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия».

Алгоритм реализации программы:

             Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за один месяц до занятий с обучающимися проводится психодиагностика обучающихся, разрабатывается программа коррекционной деятельности; подбирается методический материала для коррекции аутоагрессивного поведения.

  1. Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, знакомство с группой обучающихся;
  • запуск коррекционной программы;
  • знакомство с расписанием занятий группы.

  1. Основной этап.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • вовлечение подростков в коррекционную деятельность;
  • работа в группе;
  • рекомендации педагогам, работающим с обучающимися с проявлениями агрессии.

  1. Заключительный этап.

 Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов работы в группе;
  • выработка перспектив коррекционной деятельности на 2014-2015  уч.г;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по дальнейшей работе.

Механизм реализации программы

      Программа предназначена для работы с обучающимися с 7 до 15 лет; численность группы –16 человек; продолжительность занятий- 30 минут.  Групповая работа проводится в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  преобладают спокойные неяркие цвета.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль.

Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к коррекционной деятельности;
  • оформление памяток, рекомендаций;
  • подготовка материальной базы.

  1. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

  • аутогенные тренировки;
  • релаксации;
  • применение дыхательных гимнастик;
  • тренинги;
  • дискуссия, обсуждение;
  • беседы;
  • консультации.

        3 .     Нравственный модуль

Формы работы:

  • беседы о нравственности;
  • дискуссии;
  • консультации;
  • тренинги.

4.   Социально-психологический модуль

Формы работы:

  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;
  • аутогенный тренировки и др.

Формы реализации программы: в процессе реализации программы  используются разнообразные методы и приемы:

  • ролевые игры;
  • беседы;
  • консультации;
  • мини-лекции;
  • дискуссии;
  • релаксационные методы;
  • метафорические притчи и истории;
  • психофизиологические методики;
  • телесно-ориентированные техники;
  • диагностические методики.

Принципы программы: программа  снижения эмоционального напряжения  обучающихся опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма

Утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

Принцип конфиденциальности

 Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.

Принцип компетентности

Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности

Принцип ответственности

Психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Принцип  дифференциации  воспитания

     Дифференциация в рамках коррекционной работы с подростками предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов психологического воздействия в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках коррекционного занятия;
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках коррекционной программы;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей

    Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода

    Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

    Принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия

    Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в коррекционную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе психолого-педагогичексого воздействия;
  • в учёте интересов обучающихся при проведении коррекционных занятий.

 При создании программы учитывались следующие идеи:

  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
  • Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
  • Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Руководитель учреждения апробирования программы  директор МБОУ «Усть-Нерская    

                                                                                 гимназия» Бахарева Наталья Владимировна

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17

Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru;  unergymn@mail.ru

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год:

           Методики, тесты

    Исследуемая функция

Класс

  1. 1

Методика «Фотография» (Дереклеева Н.И.)

 самооценка, межличностных отношений

5-7 кл

  1. 4

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

5-7 кл

  1. 5

Анкета «Оцени поступок»  (по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

выделение морального содержания действий и ситуаций

1-7 кл

Контрольный лист проблем

эмоциональное состояние

5-7 кл

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

самооценка психических состояний

4-11 кл

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

уровень депрессии

4-11 кл

Тест «НСВ 10»

суицидальные высказывания

4-11 кл

Исследование (по Зигмонду)

тревога и депрессия

4-11 кл

Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

мотивационная направленность личности на избегание неудач

8-11 кл

Тест «Карта интересов»

направленность интересов

9-11 кл

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

притязания, самооценка

9-11 кл

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна  

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей обучающихся

Общее количество участников программы  - 297 человек

Сроки реализации программы  с 01.09.13  г. по 31.05.13 г.

Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется                                

                                                                                                  директором школы Бахаревой Н.Ю.

Материально-техническая база

Ожидаемый результат

    Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту обучающихся, предупредить аутоагрессивное поведение обучающихся и избежать суицидальных попыток. Позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Актуальность программы

   Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований с его стороны к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами эмоциональные состояния. Наименее защищенными в этих условиях оказываются дети, поскольку и организм, и психика ребенка еще неустойчивы, легко уязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи. Как отмечает Д.И. Фельдштейн: «Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности» .

    Ребенку XXI века приходится «бороться» с такими страхами, каких не испытывали его сверстники прошлого века. Усложнение и расширение объема школьных программ, «компьютеризация», ежедневные сообщения о катастрофах, разрушениях, бедствиях, транслируемые по телевидению фильмы ужасов, боевики, криминогенная обстановка — все это формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей. Сложившаяся ситуация обусловливает психическое напряжение и тревожность, проявляющиеся в эмоциональных состояниях детей, что не может не влиять на развитие личности ребенка.

    Программа снижения эмоционального напряжения обучающихся предназначена для расширения базовых социальных умений детей, направлена на укрепление здоровья обучающихся, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма.  В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», бродяжничества, суицидальных проявлений. Целенаправленная работа по формированию эмоционально-регуляторных стратегий учащихся с учетом их индивидуальных ресурсов позволяет обеспечить эмоциональное и личностное благополучие школьника.

Теоретическое обоснование

    Влияние эмоциональных состояний на процесс обучения достаточно часто рассматривается в медицинской, психологической, педагогической литературе.

   Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности» (А.Н. Леонтьев).

   Саморегуляция – это внутренний механизм, который лежит в основе внимательного, спланированного и разумного поведения; внутренние процессы, посредством которых индивид отслеживает и контролирует действия, мысли и эмоции для достижения какой-то цели; способность управлять собственным поведением, контролировать собственные импульсы, сдерживать одну реакцию и обнаруживать другую по требованию (П. Лафренье);

   Эмоциональной саморегуляцией называется  умение справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами (Клер Копп);

     По данным исследований Л.М. Митиной  ребенок чаще всего сталкивается в учебном процессе с такими  отрицательными эмоциональными состояниями как тревога, страдание, гнев, страх и стыд.

    Эмоциональная саморегуляция способствует освоению навыков самоконтроля поведения, способствует успеху в учебой деятельности, сохранению психологического здоровья и т.д.  На это указывают В.Н. Белкина,  Г.М. Бреслав, П. Лафренье, Н.П. Слободяник и другие.

Пояснительная записка

    Если положительные эмоциональные состояния способствуют активизации познавательных процессов, лучшей социальной адаптации ребенка, то отрицательные - приводят к потере познавательной активности, нарушению взаимодействия с окружающими, личностной дезадаптации ребенка.

   Программа направлена на снижение эмоционального напряжения обучающихся, профилактику аутоагрессивного поведения, личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми : детьми и взрослыми.        

    Данная  программа предназначена для работы  с обучающимися  1-11 классами.

Cодержание программы:

№ уроков

Дата

по плану

Дата по факту

Мероприятия по эмоциональной

 саморегуляции обучающихся

Задания

Кол-во часов

Класс

В течении года

Аутогенные тренировки

1-11 кл

Индивидуальные консультации

04.09

Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Психодиагностика

1

8-11 кл.

10.09

Выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Контрольный лист проблем

1

5-7 кл

17.09

23.09

Анкета «Оцени поступок»  (по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

1

1-7 кл

24.09

04.10

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку).  

1

4-11 кл

24.09

01.10

18.10

Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду)

1

4-11 кл

25.09

Тест «Карта интересов»

1

9-11 кл

30.09

Добро и зло

Эмоции

1

1 кл

Добрый и злой

Цветик-семицветик

30.09

Можно ли справиться со злом, обидой

Воздушный шарик

1

2 кл

Небо

01.10

11.10

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

Психодиагностика

1

4-11 кл

02.10

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

1

9-11 кд.

07.10

Учимся справляться с гневом

Жу-жа

1

1 кл

Воздушный шарик

Высказывание чувств

Опасность гнева

Сердитая старуха

1

2 кл

Управление гневом

Страна эмоций

Эмоциональный термометр

1

3 кл

Помоги другу

08.10

Исследование самооценки, межличностных отношений (Методика «Фотография» (Дереклеева Н.И.)

Психодиагностика

1

5-7 кл

14.10

Почему трудно признавать свою вину. Сказкотерапия

Цветной дождь

1

2 кл

Кари

Мое поведение. Сказкотерапия

Три зеркала

1

3 кл

Волшебные зеркала

Тренинг на самовыражение

Инопланетяне

1

4 кл

Пластилин и солома

15.10

Коммуникативный тренинг «Инопланетяни».  Арт-терапия

Пластилин и солома

1

6 кл

Портрет моего земляка

Коммуникативный тренинг. Арт-терапия

Немного о себе

1

7 кл.

Цветные ладони

Сила слова

1

8 кл

Любимые вещи

Тренинг на развитие доброжелательной атмосферы

Представление имени

1

5 кл

Пустой или полный

16.10

Эмоции

Мимика

1

10 кл

Угадай эмоцию

Планета чувств

21.10

Одинокий человек

Тень

1

1 кл

Медвежонок выздоровел

Когда опасен гнев

Дракон кусает свой хвост

1

2 кл

Что делать с гневом?

Все мы разные

Хвалить или ругать?

1

4 кл

Портрет в лучиках солнца

22.10

Межличностное понимание

Молекулы

1

8 кл

Круг взаимопонимания

23.10

Вербальное общение. Невербальная информация

Спина к спине

1

10 кл

29.10

Доброжелательность.  Культура поведения

Мой верный друг

1

1 кл

Эмоции

Аллея приветствий

Вежливо - невежливо

Добрые дела

Шестое чувство

1

2 кл

План добрых дел

Обидное слово

Говорящие стены

1

3 кл

Лес

Добрые дела

Молекулы

1

4 кл

Шестое чувство

30.10

Как сделать, чтобы тебя поняли без слов

Что я люблю делать?

1

6 кл.

Через стекло

Общение в жизни человека.

Куда обратиться если случилась беда?

Знакомство

1

7 кл.

Закон микрофона

Работа телефона доверия

Что нам мешает в общении?

Снежинки

1

8 кл

Белая ворона

Круг моего общения

11.11

Беседа : «Добросердечие»

Сердце-цветок

1

3 кл

Доброе сердце

12.11

Почему люди ссорятся

Разожми кулак

1

7 кл

Выход из конфликта

13.11

Что такое характер? Достоинства и недостатки характера

Проявление характера

1

9 кл

Прилагательные

18.11

Мое поведение . Сказкотерапия

Школьные правила

1

1 кл

Хорошо - плохо

Графическая музыка

18.11

Элементы самоконтроля

Запретная цифра

1

2 кл

Заземлитель

Попади в круг

Телефон доверия

Мои проблемы

1

3 кл

Куда обратиться

Что делать

Беседа : «Красота души»

Цветок кактуса

1

4 кл

Красивые руки и глаза

19.11

Арт-терапия. Способы реагирования на гнев.

Нарисуй гнев

1

6 кл.

Сказочный лет

1

7 кл

Лесные фантазии

Работай над собой

Интуиция

1

8 кл

О двух лягушках

20.11

Чувства и эмоции

Волна

1

11 кл

Обратная связь

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка

1

9 кл

Самый - самый

25.11

25.11

26.11

Поведение в конфликтной ситуации

Как бы ты поступил?

1

1 кл

Угадай настроение

Страхи

Мои страхи

1

2 кл

Я волшебник

Мои страхи

Эмоции

1

3 кл

Волшебник

Телефон доверия

Куда обратиться

1

4 кл

5 кл

Беда

Проблема

Беда

Проблема

26.11

Толерантность

Сходства и различия

1

8 кл

А я считаю так…

Дерево толерантности

27.11

Характер.  Развитие самосознания

Я дарю

1

10 кл

Азбука характера

02.12

Учимся управлять своими эмоциями. Сказкотерапия

Падающая башня

1

1 кл.

Дерево радости

Смешные страхи

Тренинг на взаимодействие обучающихся со сверстниками

Обнимушки

1

2 кл

Лентяи

Волшебная рука

Через стекло

1

3 кл

Окажи внимание другому

Хвастун

Через стекло

1

4 кл

Окажи внимание другому

Хвастун

03.12

Причины конфликтов

Конфликт

1

6 кл

Положительные стороны конфликта

09.12

Арт-терапия. Способы реагирования на гнев

Техника «Рассерженные шарики», (Tammy Horn)

1

1 кл.

Домик

Какой я?

Зеркало

1

2 кл

Мой гнев

Разбей башню

1

3 кл

Воздушный шар

Насос

Разбей башню

1

4 кл

Цветотерапия

Соблюдай правила

10.12

Разбей башню

1

5 кл

10.12

Общение мальчиков с девочками

На плоту

1

6 кл.

Требования

На острове радости и успеха

Приветствие

1

7 кл.

Негативные воспоминания в моей жизни

Превращалки

1

8 кл

Мусорная скульптура

Карта моей жизни

11.12

18.12

Личность и ее развитие. Положительное отношение к себе

Взглянем вместе

2

10 кл

Преодолей препятствие

Цвет эмоций

16.12

Добрые и злые поступки . Тренинг «Уходи злость»

По кочкам

1

1 кл.

Добрый и злой

Танец

Соблюдай дистанцию

16.12

Тренинг «Управление эмоциями»

Кочки

1

2 кл

Улыбка

Ролевая гимнастика

1

3 кл

Розовый куст

16.12

Тренинг «Гнев»

Выставка

1

4 кл

Неприятный диалог

17.12

Моя индивидуальность

Портрет в лучах солнца

1

6 кл.

Я глазами других

17.12

Чего я боюсь

На ошибках учатся

1

5 кл

Рисуем слово

17.12

Пути решения конфликтов

Рисуем вдвоем

1

8 кл

Ответ с улыбкой

23.12

Арт-терапия.  Снимаем напряжение

Техника «Ноги топают, а шарики хлопают» (Cathy   Wunderlich)

1

1 кл.

Глубокое дыхание

Пылинки и пылесос

Живой хоровод

Рассерженные шарики

1

3 кл

Звено

Дубочки

Молекулы

1

4 кл

Звено

Управление эмоциями

24.12

Уверенность

Контроль собственных эмоций

1

6 кл.

Недостатков нет

Главное не отступать!

24.12

Избегаем конфликты

Другое желание

1

7 кл

31.12

Конфликты

Разрешаем конфликт

1

6 кл.

Хорошо или плохо?

31.12

Толерантность

Реакция

1

7 кл

Волшебная лавка

31.12

Конфликт или взаимодействие

Назови чувство

1

5 кл

Как решать конфликтные ситуации

14.01.2014  г.

Контроль собственных эмоций. Чувство собственного достоинства

Страх общения

1

8 кл

Обратная связь

Скульптура

21.01

Позитивное отношение в общении

Рукопожатие

1

8 кл

Абстрактные картинки

28.01

Телефон доверия. В кругу доверия

Принятие решения

1

8 кл

Экстренные ситуации

04.02

Решение конфликтов без насилия. Жизнь дается один раз

Рабочий лист

1

8 кл

Любовь к жизни

Цели и планы

11.02

Готовимся к экзаменам

Снятие напряжение

Моральная устойчивость

1

8 кл

Как подготовится к экзаменам?

Контраст

25.02

Стресс. Распознание своих чувств

Опасные ситуации

1

8 кл

Выговариваю печаль

03.03

Коммуникативный тренинг. Арт-терапия

Настоящий принц

1

1 кл.

Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек  (Barbara A. Turner)

Волшебный цветок

1

2кл

Рисования с помощью клубка

03.03

Развитие доверия к окружающим

Волшебный мешочек

1

3 кл

Шалтай - Болтай

Свеча

04.03

Коммуникативный тренинг «Волшебная страна общения»

Найди родство

1

6 кл.

Летает – не летает

Готовимся к экзаменам

Снятие напряжение

Мысленная картина

1

7 кл

Проблемные ситуации

Коммуникативный тренинг. Арт-терапия

Изобразительные преображения

1

5 кл

10.03

Развитие двигательного контроля

Делай как я

1

2 кл

Зеркало

Внимательные руки

Ковер –самолет

1

3 кл

Делай как я

Внимательные руки

10.03

Развитие навыков сотрудничества

Необычный привет

1

4 кл

Распускающийся бутон

Все мы разные. Сказкотерапия

Солнышко

1

1 кл.

Разбор ситуаций

Золотая рыбка

11.03

Умение ладить с людьми.

Куда обратиться если случилась беда?

Командная аэробика

1

6 кл

Игра

Работа телефона доверия

Самообладание на экзамене

Часы

1

7 кл

Ассоциации

Негативные переживания

Рисуем обиду

1

5 кл

Как реагировать на обидное замечание

17.03

Тренинг на развитие мышечного контроля

Спина к спине

1

1 кл.

Обратный счет

Тренинг на развитие эмоциональной сферы

Узнай чувства

1

3 кл

Мой друг

Умение оказывать и принимать помощь

Рисуем по подсказке

1

4 кл

Массаж постукиванием

18.03

Спор не ссора

Я – высказывание

1

7 кл

Спор – не ссора

Доверие

Определение доверия

1

8 кл

Листок за спиной

07.04

Сказкотерапия  о школьных конфликтах. Беседа «Драка»

Шляпа -невидимка

1

2 кл

Беседа «Дружелюбие»

Колечко дружелюбия

1

3 кл

07.04

Снижение эмоционального напряжения

Лесенка

1

4 кл

Сбрось усталость

08.04

Лимон

1

5 кл

Контраст

1

6 кл

Умей владеть собой

Воздушные шарики

Яблоко

1

7 кл

Добрые приветствия

Цепочка

1

8 кл

Массаж ушных раковин

14.04

Сказкотерапия

Коррекция межличностных отношений

1

1 кл

Мандалы

14.04

Опасные ситуации

Поступи правильно

1

2 кл

Выбивание пыли

21.04

Всегда ли мы поступаем правильно. Сказкотерапия

Выбивание пыли

1

1 кл

Слабые и сильные

Зайчонок, который хотел повзрослеть

21.04

Снижение эмоционального напряжения

Путешествие на облаке

1

2 кл

Лимон

Гуси

23.04

Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Психодиагностика

1

8-11 кл

29.04

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку),

1

5-7 кл

09.05

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

1

9-11 кл

13.05

20.05

23.05

Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду)

1

4-11 кл

16.05

20.05

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

1

4-11 кл

21.05

Тест «Карта интересов»

1

9-11 кл

26.05

Анкета «Оцени поступок»  (по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

1

1-7 кл

27.05

Исследование самооценки, межличностных отношений (Методика «Фотография» (Дереклеева Н.И.)

1

5-7 кл

28.05

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

1

9-11 кл

Итого кол-во часов по классам:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

18

17

15

18

19

22

21

22

14

17

13

К  концу учебного года обучающиеся должны:

* признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме;

* переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* осознавать через слово особенности, причины и последствия своего поведения;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.

 Настоящая программа позволяет:

* снизить уровень эмоционального напряжения обучающихся;  

* повысить уровень эмпатии обучающихся;

* повысить контроль ученика над своими эмоциями.


Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М., 2005 г.
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Блага К., Шебек М. Я- твой ученик, ты - мой учитель.- М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  5. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальной школе. – Волгоград, 2007 г.
  6. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб: Знание, 1999 г.
  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.
  8. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М. 2009 г.
  9. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.
  10. Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе.– Волгоград,2009 г.
  11. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – Спб, 2002 г.
  12. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Волгоград, 2009 г.
  13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1999 г.
  14. Нелюбова Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье. - Волгоград, 2008 г.
  15. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.
  16. Психологические аспекты суицидального поведения. Методические рекомендации – М., 2008 г.
  17. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.
  18. Петровский В.А.  Психология неадаптивной активности. - М.: Российский открытый университет, 1992.
  19. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.
  20.  Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  21. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006 г.
  22. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. — М. 2004 г.
  23. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.
  24. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
  25. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.
  26. Фоминова А.н. Диагностическая программа по изучению эмоционального состояния и особенностей индивидуальной саморегуляции учащихся младших классов.- Н. Новгород, 2003.
  27. Психо-коррекционные программы SOMVI «Релаксация», «Настроение».
  28. Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь».

            Программу составила

            педагог-психолог:                                                      В.В. Паскал

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для замещающих родителей на тему: "Приемы и техники эмоциональной саморегуляции".

Даный материал предназначен для педагогв-психологов и социальных педагогов для использования с замещающими родителями в работе, направленной на стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактик...

Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей....

Эмоциональная саморегуляция

Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую и педагог, и студенты могут использовать сразу после воздействия на организм человека стрессовых факторов.Вот некоторые из них......

Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся

   Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...

Программа "Коррекция эмоциональных состояний обучающихся 5-х классов"

Цель данной программы - коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки....