«Влияние цвета на эмоциональное состояние обучающихся».
методическая разработка

Влазнева Наталья Алексеевна

Доклад на методическом объединении учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vliyanie_tsveta_30.10.17_g.docx132.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Выступление на методическом объединении учителей по теме:

«Влияние цвета на эмоциональное состояние обучающихся».

Цвет – продукт света, вызывающий эмоции .  И.В Гете

Подготовила: педагог – психолог

Влазнева Н.А.

30.10.2017 г.

На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться с таким же, залог эмоциональной стабильности.

Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.

Несколько лет назад французские психологи задались вопросом, в какие цвета окрашивают школьные помещения, то есть каким образом действует цвет в школе на детскую психику. Ученые из Франции встревожились не зря, они подняли эту проблему. Сегодня редко встретишь мрачные тона в интерьере школы. Но и светлые не всегда и не везде уместны.  

Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира, Подрастающее поколение можно назвать поколением «Бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена.

Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую нас среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, имеет определенное влияние на наш организм. Цвет обладает живительной и целительной силой. Он устраняет дисбаланс в работе органов, удлиняет жизнь.

Немногие сомневаются, что каждый цвет уже несет в себе какую-либо информацию, а человеческий организм реагирует на цвет так, например:

  • Красный   -   увеличивает   мускульное   напряжение,   учащает  ритм  дыхания, способствует повышению кровяного давления.
  • Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.
  • Желтый - стимулирует умственную деятельность.
  • Зеленый - нежный, умиротворяющий, спокойный.
  • Голубой - снижает кровяное давление, успокаивает,
  • Синий - располагает к серьезности, строгости в поведении.
  • Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета -  зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, и это с успехом используется в живописи.

Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние:

  • красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона;
  • синий и фиолетовый - как холодные;
  • у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.

Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней. Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане? Коричневый - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый - желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов.

Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.                

В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом розовый.

В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто - зеленому, а затем к зеленому.

После 12 лет любимый цвет - синий.

В своей книге « Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрименг., А. Ксавер предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.

  • Желтый    цвет - светлый, как солнечный день - вызывает веселое радостное настроение.
  • Фиолетовый и синий - цвета неуверенность, сумрачность.
  • Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет.
  • Стены окрашенные в темно - синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
  • Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым. Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
  • Коричневый цвет воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.

Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или элементы дизайна, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.

Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно- синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.

Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагается Н. Герасименко в журнале семейный доктор.

  • Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
  • Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения - доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей.
  • Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно- зеленая доска: на ее фоне лучше всего воспринимаются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками.
  • Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей интерьера тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание; его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом. Традиционный черный на белом воспринимается хуже, и.т.д.
  • Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале.
  • Лестничные проемы - должны быть зелеными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети бегают   по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
  • Коридоры и вестибюли - нужно красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.
  • В основе колорита школьной столовой - должны лежать светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Очень красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:

  1.  Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние, или успокаивающие, есть цвета отвергаемые нами.
  2. Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток   одного из цветов мы   пытаемся компенсировать в одежде, с приемом пищи, через запахи.
  3. Наиболее приемлемые тона для дизайна школы   - желтый, оранжевый, зеленый, голубой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.

В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....

Исследовательская работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние человека"

Ученица выдвигает гипотезу и изучает как цвет влияет на эмоциональное состояние человека.Характеризует воздействие цвета на человека. Выявляет предпочитаемые цвета используя тест М.Люшера и видеофильм...

статья на тему: «Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ.»

Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ...

Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся

   Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...

"Влияние цветов на эмоциональное и физическое состояние человека"

Памятка "Влияние цветов на эмоциональное и физическое состояние человека"...

Программа "Коррекция эмоциональных состояний обучающихся 5-х классов"

Цель данной программы - коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки....