Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы
план-конспект по психологии на тему

Практический семинар для педагогического коллектива: Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы. В ходе семинара рассматриваютсяь следующие вопросы:

  1. Понятие «конфликт», его структура и последствия.
  2. Стили (стратегии) поведения в конфликте: краткая характеристика и типичные ситуации применения.
  3. Культура педагогического общения:
    • коммуникативные умения педагога
    • анализ негативных эмоций
    • техника «Я-высказываний»
  4. Рекомендации педагогам (памятки).

Семинар проводится в интерактивной форме с использованием элементов психологического тренинга. Блок теоретической информации минимален. Акцент сделан на практическую отработку коммуникативных умений. Необходимая информация по итогам семинара включена в памятки. Семинар сопровождается мультимедийной презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования» г. Белгорода

КОНФЛИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ:

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Практический семинар для педагогов.

Подготовила:

педагог-психолог

Носова Оксана Викторовна

Белгород, 2015


Практический семинар для педагогов.

«Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы» (слайд)

        

        Цель: развитие психолого-педагогической компетентности педагогов по разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи: Обучающие:

  1. сформировать представление о сущности конфликта;
  2. обучить способам разрешения и предотвращения конфликта;

Развивающие:

  1. содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию
  2. способствовать осознанию самоценности своей личности
  3. развивать навыки самоанализа своего поведения;
  4. развивать способности к рефлексии;

Воспитательные:

  1. формировать толерантное, ценностное отношение к каждому человеку;
  2. формировать коммуникативные навыки.

Целевая группа: педагоги.

Оборудование: ПК, проектор, экран, листы бумаги, ручки, карточки с ситуациями, листы с текстом контракта.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Ход семинара.

Я не ищу конфликтов,

Но я не боюсь конфликтов,

Я смело иду на их решение.

   Г.Н. Сытин

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. В связи с обострившейся в городе и области ситуацией, связанной с ростом девиантного поведения среди детей и подростков, тема нашего практического семинара является актуальной и необходимой для практической проработки, так как только таким образом можно не только получить знания по проблеме, но и необходимые умения и навыки, тем самым обогатив свой личный опыт.

Итак, тема нашего семинара «Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы». В ходе семинара мы планируем рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие «конфликт», его структура и последствия.
  2. Стили (стратегии) поведения в конфликте: краткая характеристика и типичные ситуации применения.
  3. Культура педагогического общения:
  • коммуникативные умения педагога
  • анализ негативных эмоций
  • техника «Я-высказываний»
  1. Рекомендации педагогам (памятки).

Если все согласны с подобной схемой работы, начнем семинар… Чтобы наша совместная работа прошла продуктивно, я прошу всех встать и сделать следующее…

Упражнение. «Стряхни».

Цель: обучение приемам избавляться от всего негативного, неприятного, создание благоприятной атмосферы в группе, мотивирование на работу.

Ход проведения: Ведущий демонстрирует участникам способы избавления от неприятных чувств, мыслей, тряся головой, как бы избавляясь от плохих мыслей, начиная отряхивать ладони, локти, плечи, далее отряхивая тело, ноги, представляя как неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли слетают с вас как с гуся вода. Весь неприятный груз спадает с вас, и вы становитесь все бодрее, веселее.

Осуждение: Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

Вводное слово.

Психолог: Теперь все настроены на работу. Итак, как мы уже говорили на педагогическом совете, неотъемлемой частью деятельности учителя выступает педагогическое взаимодействие. Оно предполагает процесс общения, сотрудничества, обучения и взаимовлияния нескольких личностей. Эффективность педагогического взаимодействия зависит, с одной стороны, от степени готовности к нему учащегося, с другой стороны – от подготовленности учителя.

Учитель при этом является несомненным лидером, а значит, к его личности предъявляются особые требования: хорошие организаторские способности, педагогический такт, эмоциональность, открытость в общении, чувство юмора, которые являются залогом эффективности его труда. Но, прежде всего, учитель должен сам ощущать себя личностью, знать свои сильные и слабые стороны, умело использовать сильные и стремится к самовоспитанию, т.е. учитель должен обладать определенной самоценностью.

«Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую. Самоценность (самоуважение) можно сравнить с особым «сосудом» внутри нас, который более или менее «наполнен» или «опустошен». В те минуты, когда у нас все получается, благодаря нашим усилиям удалось какое-то важное и хорошее дело, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям, и не сомневаемся в разумности мира, мы верим в себя и в людей, мы не умом, а сердцем верим в это. Это состояние высокой самоценности». Или же все может быть наоборот, и тогда наше ощущение самоценности значительно падает.

Помогает нам поддерживать в себе состояние высокой самоценности педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство предполагает умение находить выход из любых конфликтных ситуаций, если они возникают, либо предотвращать их появление. Однако человек, неуверенный в себе, сомневающийся, испытывающий страх перед трудностями, не способен эффективно решать проблемы других.

Поэтому целью семинара является – не только научиться находить выход из конфликтных ситуаций, демонстрировать адекватные ситуации стратегии поведения, но и научиться осознавать сильные и слабые стороны своей личности, формировать состояние самоценности.

Основная часть.

Первый вопрос. В жизни все мы сталкиваемся с человеческим разнообразием? Как это проявляется в общении? Возможны конфликты. Что такое конфликт?

Упражнение «На что похож конфликт».

Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.

Инструкция: «В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть сейчас каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:

  • Если конфликт – это мебель, то какая?
  • Если посуда, то какая?
  • Если одежда, то какая?
  • Если цвет, то какой? И т.п.

Обсуждение: Подведение итогов ассоциативного ряда учащихся.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (слайд). Конфликт имеет пространственные, временные и внутрисистемные границы, а также свой предмет и объект (слайд) Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним.

Кроме того, конфликт имеет свою структуру, стадии развития и последствия (слайды).

Выводы: Конфликт имеет вероятность возникать там, где есть несовпадение интересов, целей, позиций и объект конфликта имеет большую ценность для одной или обеих сторон. Есть вопросы у аудитории?..

Второй вопрос. Психолог: Переходим ко второму вопросу, который касается поведения в конфликте. Стиль, тактика поведения в конфликте зависит от многих факторов: личности конфликтанта (его особенностей), значимости объекта конфликта, цели конфликта, стадии конфликта и др.

Психолог: Предлагаю попробовать и проанализировать каждому свою позицию в конкретной ситуации…

Упражнение «Машина».

Цель: обучение способам разрешения и предотвращения конфликта, содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию формирование коммуникативных навыков, развитие навыков самоанализа своего поведения.

Инструкция: Коллеги, вам необходимо построить живую машину. Каждый участник занимает свое место в машине. Время выполнения задания 3 минуты.

Рефлексия упражнения: Увидели ли вы свои позиции? Сможете ли вы их описать? Продуктивна ли ваша позиция?

Психолог: А теперь обратимся к презентации. Психолог К.Томас выделил 5 основных тактик (стилей) поведения в конфликте (слайд)

Третий вопрос.

3.1. Психолог: Важная часть педагогического взаимодействия – умение слушать и слышать другого. Убедимся в важности этого умения на простом примере…

Упражнение «Коллективный счет».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать другого.

Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться 3 условия: 1) никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); 2) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; 3) если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общая цель группы – увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

Рефлексия упражнения: Почему счет не получился сразу? Все старались вставить свое, не прислушиваясь к другим. Почему получился потом?

Психолог: Какой вывод можно сделать из этого упражнения: необходимо прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли вам в данный момент промолчать или пришла пора что-то сказать. Продолжаем…

Целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта от педагога учащемуся и обмен личностными смыслами. В общении происходит становление индивидуальности, как учащегося, так и педагога. Эффективность педагогического общения во многом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога. В состав этих умений входят (слайд):

Комментарии психолога: Как ни странно более 50% необходимой информации мы получаем при помощи языка тела, около 40% при помощи интонации, эмоциональной выразительности речи и только 7% при помощи самой речи.

1-ый этап общения с ученической аудиторией – вступление в контакт, приветствие. Традиционные формулы вежливости «Здравствуйте, ребята» и «Добрый день, друзья» несут определенную психолого-педагогическую нагрузку, задают тон общению – деловой, дружеский или интимный.

2-ой этап общения – поддержание контакта. Выделяют правила поддержания контакта (слайд).

На этом этапе используются как вербальные, так и невербальные средства поддержания внимания, осуществление взаимодействия.

Управление вниманием учащихся на уроке.

Психолог: Многие современные технологии обучения основаны на применении самостоятельных методов обучения и игровых приемов. В ходе проведения урока могут возникнуть ситуации, когда группа теряет деловой ритм и в классе устанавливается вовсе не деловой шум. Учащиеся, увлекшись чем-либо, или просто устав от монотонной работы, забывают о том, что они находятся на уроке и должны соблюдать определенные правила поведения. Не всякий педагог способен применить в этом случае авторитарные методы восстановления дисциплины. В этом случае могут помочь так называемые социоигровые способы.

А) Разминочные. Упражнение «Руки – ноги»

По одному хлопку учащиеся поднимают руки (а если они уже подняты, то руки опускаются), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стоят, то садятся). Хлопки легко услышать даже в шуме. Вид то поднимающихся, то опускающихся рук, встающих - садящихся учеников обычно интригует не успевших включиться, и они с желанием присоединяются к играющим.

В задании есть скрытая трудность – на два вида сигналов (один или два хлопка) устанавливается 4 ответные реакции (поднять – опустить, встать – сесть). Это требует от учащихся активизации внимания и отвлекает от постороннего занятия, объединяет их для дальнейшей совместной работы.

Тогда учителю уже не нужно навязывать дисциплину – она, как необходимое условие коллективной деятельности, возникает как бы «сама собой».

Б) «Деловые» способы обуздания стихийного ученического оживления связаны с выполнением ими нового для них и для учителя неожиданного дела, т.е. смену вида деятельности на противоположный. Если звучал устный рассказ или ответ, дать письменное задание и наоборот. Если шла фронтальная работа, перейти к индивидуальной, от самостоятельной – к работе под руководством учителя.

В) «Приказной» способ восстановления рабочей атмосферы на уроке заключается в том, что учитель вместо чтения нотаций и назиданий представляет или уясняет себе мизансцену конечного желаемого результата, и с помощью простых, незатейливых команд, выполнение которых для учеников не представит труда, поэтапно приведет их в эту мизансцену. Например, педагога не устраивает шум, отсутствие внимания, погруженность учащихся в собственные интересы и соображения. Соответственно, желаемой будет такая мизансцена класса: все сидят лицом к доске, направив внимание на педагога. Разложив желаемую мизансцену на элементы, педагог может легко ее осуществить:

– Первая команда: «Все встали!» Лучше всего, если педагог выполняет ее вместе с учащимися, дожидаясь, пока встанут все.

– Вторая команда: «Посмотрели на потолок!» Возможно, она вызовет недоумение, но из чувства любопытства будет выполнена.

– После третьей команды: «Тихо сели за парты, внимание к доске» – в классе устанавливается желаемая мизансцена. Учащиеся готовы «внимать» учителю, предлагающего им следующее из запланированных заданий.

Психолог: Надеюсь, эти простые приемы помогут вам достичь желаемой цели.

Продолжаем… В общении не стоит забывать и о пространственной организации. У каждого человека есть своя зона контакта, вторжение в которую он воспринимает как вызов и может спровоцировать конфликт. Вспомним возможные виды дистанций (слайд). Укорачивание или удлинение дистанции способно ослабить или усилить взаимодействие. Удлинение дистанции между педагогом и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако необходимо помнить, что не всегда приближение к ребенку эмоционально сближает с ним. У подростков и юношей обострено чувство пространственной автономии. Если ребята не расположены к эмоциональному сближению, лучше придерживаться социальной дистанции. В любом случае педагог должен бережно и осторожно относиться к личностному пространству каждого ребенка, уважать его права на территориальную автономию.

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другими людьми. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.

А так ли легко обойтись без оценочных суждений? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам 2 минуты общения со своим соседом справа.

Упражнение. «Безоценочное общение».

Цель: осознание барьера оценочных суждений в отношениях с людьми

Ход проведения: Ведущий просит участников повернуться к своему соседу справа и в течение 2 минут, глядя в глаза партнеру, описывать его внешность, особенности одежды, предположительные черты характера и т.п., избегая оценок. Далее партнеры меняются ролями.

Обсуждение: Легко ли было точно соблюдать инструкцию и избегать оценок? Почему возникли сложности? Долго ли приходилось думать, подбирать слова?

Психолог: Я думаю, сейчас вы убедились насколько трудно избегать оценок в повседневном общении. К сожалению, в жизни мы постоянно сталкиваемся с оценочными суждениями и далеко не всегда они приятны. И чтобы избежать в дальнейшем чувства обиды, униженности, раздражения и др. подобных чувств, необходимо уметь дать достойный ответ. Давайте попробуем…

Упражнение «Достойный ответ».

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Ход проведения: Участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все по кругу (по очереди) произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, т.е. побывает и в роли «нападающего», и в роли «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение: Легко ли было выполнять задание? Принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе? Далее все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который помогает и в реальной жизненной ситуации так же достойно воспринять негативную информацию от партнеров по общению.

Психолог: Прежде чем продолжить общение на тему конфликта, давайте попробуем снять накопившееся напряжение и создать у себя в душе позитивный настрой…

Упражнение «Вверх по радуге».

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Примечание: может использоваться в ходе занятия или в его завершении.

Ход проведения: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют 3 р., затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 р.

Продолжаем работу… В педагогической деятельности принцип безоценочного отношения к ребенку является одним из главных. Особенно важную роль он играет в напряженной, конфликтной ситуации. Часто в таких случаях наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка.

А сейчас я предлагаю вам разделиться на 6 групп и выбрать ситуацию для анализа.

Упражнение. «Анализ проблемной ситуации»

Цель: обучение навыкам конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров и технике «Я-высказывания».

Ход проведения: Ведущий предлагает участникам по ролям обыграть выбранные ими проблемные ситуации (Приложение 1)

Обсуждение: Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения в предложенных ситуациях и предложить свой способ решения ситуации с учетом «Я-высказываний». Все участники предлагают свои варианты поведения педагога.

Психолог: Данное упражнение наглядно показало, как порой сложно не давать оценок – так и хочется сказать: «Ты опять опоздал на урок» или «Ты снова пришел без выполненного домашнего задания и ищешь себе оправдания» и т.п. И если вы заметили, то основной ошибкой педагогов во всех ситуациях было использование так называемых «Ты-высказываний». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой и защитой.

3.2. Наша жизнь, в том числе и профессиональная, является наглядным подтверждением того, что общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут мешать правильно воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.

Чаще всего в основе «Ты-высказываний» лежат негативные эмоции – гнев, злость, обида, раздражение. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их надо отреагировать. И сделать это нужно таким образом, чтобы не принести вреда себе и окружающим.

Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас. Может вам и понятно, почему это происходит, но, тем не менее, неприятно, когда на вас кричат. У вас могут быть 3 варианта ответа. Как вы думаете, каких?

  • Агрессивная реакция: накричать в ответ, что еще больше осложнит взаимоотношения.
  • Уйти в сторону: это – отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву.
  • Использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Эта формулировка не должна вызывать у собеседника агрессию и желание защититься (например: «Мне действительно жаль, что так получилось»).

Когда кто-то жалуется на вас, нападает и критикует, он представляет, что вы - виновник его неприятностей. Ваша цель в этом случае – разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы.

Даже если в вашу сторону направлены обидные высказывания, постарайтесь понять истинную причину – почему именно человек возмущен вами (раздражен, обижен) – и сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.

Итак, чтобы разрядить накаленную обстановку, когда вас несправедливо обвиняют, нападают, критикуют или просто вы видите, что человек находится в возбужденном эмоциональном состоянии, старайтесь придерживаться следующей линии поведения:

  • Не защищайтесь и не нападайте в ответ
  • Отреагируйте сначала на эмоции. Иногда люди возмущены тем, что их не слышат или не ценят их усилия. Например, когда техничка ни с того ни с сего кричит на вас, обвиняя в том, что вы запачкали пол в коридоре, не огрызайтесь, а «присоединитесь» к ее чувствам: «Конечно, Марья Ивановна, на улице так грязно, и у вас столько работы…»
  • Проговорите чувства партнера, предположите причину, продемонстрируйте готовность понять другого, уважение к его чувствам, желание изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать его негативную реакцию. Покажите, что вы услышали и поняли точку зрения рассерженного человека. Подтверждайте это до тех пор, пока он не успокоится и сможет объяснить вам, в чем дело.

В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению.

  1. Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания актуализирует та или иная ситуация человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва – скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
  2. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости – умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции, не обижаясь и не поддаваясь собственным.
  3. Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное самоотношение другими способами – без попыток побороть вас, а, например, похвалой их действительных достоинств.
  4. Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, часто практикуемые женщинами укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект, и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме (слайд)

3.3. Естественно данный анализ требует времени, а в диалоге с учащимся ответ требуется незамедлительно. В этом случае именно «Я-высказывания» являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, не обижающем ученика. Особенно они полезны и эффективны, когда вы раздражены, рассержены или в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь (даже если вы так разозлились, что готовы убить своего собеседника) и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется сознательная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в ситуации «накала страстей». Схема «Я-высказывания» может быть такой (слайд):

В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» учителя характеризуются описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.

Возвращаясь к педагогическим ситуациям для анализа. Возможный вариант «Я-высказывания»: «Миша, ты же хорошо понимаешь, что все это легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что не верю тебе. Садись, Миша, разберемся позже».

Наш семинар подходит к концу и, по моему мнению, целесообразным завершением нашей работы может стать заключение контракта, контракта с самим собой. Как вы думаете?..

Наша повседневная жизнь и профессиональная деятельность таит в себе много ситуаций, когда мы вольно или невольно становимся участниками различных разногласий и конфликтов. Пусть каждый из вас вспомнит ту конфликтную ситуацию, которая вас больше всего беспокоит…Попытайтесь сформулировать проблему…

А теперь давайте одновременно скажем, повторяйте за мной: «Мне не нравится, когда я конфликтую с (называет с кем), но я не знаю, что делать?»

Хотите ли вы вести себя по-другому?.. Попробуем вести себя по-другому?..

Давайте заключим письменный контракт с самими собой. Но этот контракт - добровольное дело, поэтому подумайте, прежде чем его заключить…

Упражнение «Контракт».

Цель: закрепление навыков конструктивного поведения.

Ход проведения: Участники добровольно заключают контракт. Текст контракта: «Я хочу изменить свое поведение по отношению к другим. Не хочу своим поведением вызывать плохое настроение, огорчение других людей. Обязуюсь приступить к работе над собой сегодня». Подписи: участник, руководитель, свидетель. Контракт составляется в 2-х экземплярах. Кроме этого участники могут взять какое-либо обязательство. Например, каждый день фиксировать количество ситуаций, вызывающих раздражение и т.п. эмоции и количество раз, когда ситуация была разрешена позитивно, не вызывая конфликта и т.п.

        Психолог: Это был очень смелый поступок со стороны каждого подписавшего контракт. Я ценю его…

        Чтобы данный семинар не прошел для вас бесследно, я составила для вас своеобразные памятки со стратегиями поведения в конфликте и другой,я думаю, полезной информацией.

Заключительное слово

Психолог: Подведем итоги занятия. Из всего, о чем мы сегодня говорили, можно сделать вывод, что конструктивное общение – очень сложный процесс, которому стоит учиться, учиться и учиться. Оно улучшает отношения между людьми, но при этом следует постоянно напоминать себе главные правила:

  • Расценивать других людей как равных себе и не думать о том, что вы имеете какое-либо право манипулировать ими или подчинять своей воле;
  • Уважать их право на личное мнение и всеми правдами и неправдами не убеждать их встать на вашу точку зрения
  • Уважать принятые ими решения и не обесценивать их
  • Уважать их ценности и их опыт.

Конфликты – это неизбежная часть нашей жизни, это всегда стресс, но только от нас зависит исход ситуации, отношения с человеком, наше собственное здоровье, что должно быть превыше всего. В некоторых случаях имеет смысл что-то пропустить «мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов».

Есть такое мудрое высказывание Рейнольда Нейборо: «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого».

На этой оптимистичной ноте мы завершаем наш семинар. Всем спасибо за участие. До свидания! (слайд)

Использованные ресурсы:

  1. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  2. Петрушин С. Некоторые секреты открытого общения – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  3. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. – 111с.
  4. Тренинг педагогического общения//«Школьный психолог». – 2008. – №7.
  5. Что такое конфликт. Условия бесконфликтного общения//«Школьный психолог». – 2007 – №13.


Приложение 1

Примеры педагогических ситуаций.

Ситуация 1. «На уроке математики»

На уроке математики учительница несколько раз делала замечание ученику, который не занимался и отвлекал остальных учащихся. На замечания учителя он не реагировал, продолжал мешать другим. Учитель прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Учитель села за стол и стала писать в журнале. Ученики занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учитель встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

Придумайте диалог учителя и ученика. Продумайте и изобразите ваши действия выхода из данной ситуации

Ситуация 2. «Домашнее задание».

Преподаватель технологии начала занятие с проверки выполнения письменного домашнего задания и тетради по предмету. У учащейся О. не оказалось домашнего здания и тетради по предмету. Преподаватель, не выяснив причины невыполнения задания, начала отчитывать учащуюся, заявив, что она бездельница. В ответ О. в резкой форме ответила, что вообще не собиралась заводить тетрадь по этому предмету. Тогда преподаватель велела О. выйти из кабинета, на что учащаяся ответила: «И не подумаю». «Раз так, я сама уйду» - ответила преподаватель и ушла.

Придумайте диалог учителя и ученика. Продумайте и изобразите ваши действия выхода из данной ситуации

Ситуация 3. «Исчезнувшая двойка»».

В тот день на уроке литературы в 5-м классе учительница вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник мальчика и вдруг спросила:

  • А где у тебя двойки по русскому языку?
  • Какие двойки? – с удивлением спросил Слава. – Ведь Вы меня не спрашивали.
  • Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе единицу!

Придумайте продолжение диалога учителя и ученика. Продумайте и изобразите ваши действия выхода из данной ситуации

        Ситуация 4. Не слушал».

На уроке в 9 кл. учитель спрашивал учащихся по предыдущему материалу. Одному из учеников стало скучно, и он начал переговариваться с соседом. Учитель это заметил. Обращаясь к нему, он попросил повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал.

  • Садись! Двойка.
  • За что? – спросил ученик.
  • За то, что не слушал, - ответил учитель.
  • Но ведь я все знаю, - попытался уверить преподавателя девятиклассник.

Придумайте продолжение диалога учителя и ученика. Продумайте и изобразите ваши действия выхода из данной ситуации

Ситуация 5. «Подготовка к уроку».

Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, молчала. Сегодня она сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, обвиняет в лени, безделье. Что чувствует девочка? Ваша версия.

Придумайте диалог учителя и ученика. Продумайте и изобразите ваши действия выхода из данной ситуации.

Ситуация 6. «Идет урок».

Идет урок, учитель объясняет новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин, он опаздывает часто.

Ш.: Здрасьте. Можно?

У.: Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?

Ш.: Я … отводил сестру в детский сад … мы … забыли вещи … и должны были вернуться … потому что забыли …

У.: Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и пиши объяснительную! Не мешай мне работать»

Придумайте продолжение диалога учителя и ученика. Продумайте и изобразите ваши действия выхода из данной ситуации.

Приложение 2

ЭТОТ ЦВЕТ ТЕБЕ ЯВНО НЕ ИДЕТ. ОН ТЕБЯ СТАРИТ…

ЧТО-ТО ТЫ СЕГОДНЯ БЛЕДНЕНЬКАЯ. ЖАЛКО СМОТРЕТЬ. ТЕБЕ В СОЛЯРИЙ ПОХОДИТЬ…

ТЕБЕ НЕ МЕШАЛО БЫ СЕСТЬ НА ДИЕТУ…

ЕСЛИ УЖ ВЫ ПРЕТЕНДУЕТЕ НА ЗВАНИЕ МУЖЧИНЫ, ПОТРУДИТЕСЬ, ПЕРЕДВИНЬТЕ ЭТОТ ШКАФ К ТОЙ СТЕНЕ

ТЫ, НАВЕРНОЕ, КВАРТИРУ ПРОДАЛА, ЧТОБЫ КУПИТЬ ТАКУЮ ШИКАРНУЮ НОРКОВУЮ ШУБУ…

ТЫ НАДЕЛА ЭТИ ТУФЛИ НА ВЫСОКОМ КАБЛУКЕ, ЧТОБЫ ВЫГЛЯДЕТЬ СТРОЙНЕЕ ИЛИ ЧТОБЫ СВЕРХУ ВСЕХ БЫЛО ЛУЧШЕ ВИДНО?..

ВИД У ТЕБЯ СЕГОДНЯ СИЛЬНО ПОМЯТЫЙ. БЕССОННАЯ НОЧЬ?..

ЧТО-ТО ВЫ СЕГОДНЯ ИЗЛИШНЕ АГРЕССИВНЫ. ПРОБЛЕМЫ С ЖЕНОЙ?..

В ТВОЕМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО БЫ УЖЕ И НА ЛЕКСУС ЗАРАБОТАТЬ…

СКОРО НОВЫЙ ГОД, ТЫ ОПЯТЬ ПРИДЕШЬ НА ПРАЗДНИК В ТОМ ФИОЛЕТОВОМ ПЛАТЬЕ?..


Приложение 3

КОНТРАКТ

Я хочу изменить свое поведение по отношению к другим. Не хочу своим поведением вызывать плохое настроение, огорчение других людей. Обязуюсь приступить к работе над собой сегодня».

___________________________                    ______________________________

Подпись                                                        участник

___________________________                    ______________________________

Подпись                                                        руководитель

___________________________                    ______________________________

Подпись                                                        свидетель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы » Практический семинар для педагогов

Слайд 2

Я не ищу конфликтов, Но я не боюсь конфликтов, Я смело иду на их решение. Г.Н. Сытин

Слайд 3

КОНФЛИКТ – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных , но преследующих свои цели двух и более сторон.

Слайд 4

Предмет конфликта - это объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Объект конфликта - это любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний.

Слайд 5

Структура конфликтов Конфликтующие стороны + конфликтанты, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия, не всегда легко распознаваемая, границы ее очень подвижны Представления о ситуации – всегда разные и охватывает все связанные с ситуацией обстоятельства Мотивы – стремления конфликтантов, побуждающие к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.п. Действия – конкретные проявления враждебности сторон (помехи, невыполнение обязанностей, захват и удержание имущества, нанесение вреда имуществу, репутации, угрозы, насилие и т.п.)

Слайд 6

Стадии конфликта Предконфликтная ситуация – это положение дел накануне конфликта, когда складывается напряженность в отношениях Инцидент – это первая стычка конфликтантов, завязка конфликта Эскалация – серия действий и противодействий конфликтующих сторон Кульминация – эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, отношениям, ставит под угрозу целостность личности Завершение конфликта – достигается посредством специальных усилий, направленных на завершение конфликта, играет роль цена конфликта и цена выхода из конфликта Постконфликтная ситуация – последействие конфликта (деструктивное и конструктивное)

Слайд 7

Последствия конфликта Объективные (перемена дел к лучшему в отношениях, в деятельности организации, введение полезных инноваций, выявление и разрешение существующих проблем или же наоборот, разрыв отношений, нанесение физического вреда материальным ценностям, личности человека и т.п. Субъективные (горечь, разочарование, утрата веры в людей, в себя, чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, осознание полезности приобретенного опыта, элемент самопознания, самовоспитания и самообучения)

Слайд 8

Стили поведения в конфликте Интересы другого Приспособление Сотрудничество Компромисс Избегание Конфронтация Свои интересы

Слайд 9

«Избегание» («уход», «уклонение») Когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его; Стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт; Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое положение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой. Стиль уклонения можно посчитать "бегством" от проблемы и ответственности, но порой уход и отсрочка могут быть вполне подходящей и конструированной реакцией на конфликтную ситуацию.

Слайд 10

Типичные ситуации, в которых следует применять этот стиль: Напряженность слишком велика, и Вы ощущаете необходимость ослабления накала; Исход не очень важен для вас или Вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него время; У Вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности; Вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу; Вы хотите выиграть время, может быть, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой; Ситуация очень сложна, и Вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком много от Вас; У Вас мало власти для решения проблемы или для её решения желательным для Вас способом; Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему; Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждения конфликта может только ухудшить ситуацию.

Слайд 11

Человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы ; Стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, претензиями; Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий; Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш». « Приспособление» («уступка»).

Слайд 12

Типичные ситуации, в которых следует применять этот стиль: Вас не особенно волнует случившееся; Вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; Вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы; Вы понимаете, что итог важнее для другого человека, чем для Вас; Вы понимаете, что правда не на вашей стороне; У Вас мало власти или мало шансов победить; Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если Вы уступите его желание, даже не согласившись с тем, что он делает, или считая, что он совершил ошибку.

Слайд 13

«Конфронтация» («соперничество», «конкуренция»). Человек, использующий этот стиль активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения; Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции. Применение власти, принуждение, давление, использование зависимости партнера. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым.

Слайд 14

Типичные ситуации, в которых следует применять этот стиль: Исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на своё решение проблемы (собственные интересы в ущерб интересам других и вынуждать их принять ваше волевое решение); Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, представляется очевидным, что предлагаемое вами решение является наилучшим; Решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого; Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять; Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного решения; Вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести за собой ; Вы должны принять нестандартное решение, но сейчас Вам необходимо действовать.

Слайд 15

«Компромисс» Партнеры по общению сходятся на «золотой середине», т.е. на частичном удовлетворении интересов каждого из них; Стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Через какое-то время, однако, могут проявиться последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Слайд 16

Типичные ситуации, в которых следует применять этот стиль: Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; Вы хотите придти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь; Вас может устроить временное решение; Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой; Другие подходы к ре6шению проблемы оказались неэффективными; Удовлетворение Вашего желания имеет для Вас не слишком большое значение, и Вы можете несколько изменить поставленную в начале цель; Компромисс позволяет вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять.

Слайд 17

«Сотрудничество» человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождения во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о «правильном» и «неправильном». Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Слайд 18

Типичные ситуации, в которых следует применять этот стиль: Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него полностью устраниться; У Вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; У Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов); Вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны; Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторых идей и потрудиться над выработкой решения; Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не заменяют разницы в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Слайд 19

Культура педагогического общения

Слайд 20

Коммуникативные умения педагога Умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление Умение строить общение на гуманной, демократической основе Использование психологических средств и механизмов коммуникативного воздействия Руководство принципами и правилами профессиональной этики и этикета Артистичность, эстетичность, выразительность Владение учебно-воспитательными средствами, методами, приемами Соблюдение педагогического такта Умение организовывать творческое сотрудничество со всем классом и с каждым в отдельности Умение создавать благоприятный нравственный климат общения.

Слайд 21

Правила поддержания контакта Конкретная адресованность речи: не «Кт о его поправит?», а «Кто поправит Сашу?». Не «Все слушают», а «Андрей и Дима, слушайте внимательно». Грамотное формулирование вопросов и пояснение ответов с высказыванием личного мнения. Выражение эмоций, организация диалога с учащимися таким образом, чтобы взаимодействие с ними переросло официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение. Исключение глаголов повелительного наклонения (встать, сесть, отвечай), употребление глаголов сослагательного наклонения («Может тебе удобнее решить другой вариант задачи», «Почему б ы тебе не попробовать…») Использование глаголов 1-го лица множ. числа: «Подумаем вместе», «Откроем учебники», «Сравним полученные данные» Стимуляция речевой активности учащихся для обмена информацией, подчеркивание достоинств ответа учащегося, а не его слабых сторон. Аргументация педагогических распоряжений, а не бесцеремонное морализаторство: «Стыдно, Иванов, не понимаешь элементарных вещей» Умение импровизировать (вопросы, стимулирующие интерес, шутка, снимающая напряжение) Отказ от монолога, применение диалогических методов общения .

Слайд 22

Виды возможных дистанций между партнерами Интимная (15-45 см) Личная (45-75 см) Социальная (75-100 см) Публичная (350-750 см)

Слайд 23

Схема анализа негативных эмоций: Почему я так рассержен (обижен, напуган и т.п.)? Что я хочу изменить? Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством? В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их»/«его»? В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не уважают…», «Он меня проверяет…»)? У человека в гневе открывается рот и закрываются глаза. Марк Перций Катон (234-149 до н.э.)

Слайд 24

Схема «Я-высказывания» : Событие. «Когда … » (описание нежелательной ситуации). Например: «… не выполняешь домашние задания … или не слушаешь меня на уроке…». Ваша реакция. «Я чувствую …» (описание ваших чувств). Например: «… я очень злюсь … или … меня это огорчает…». Предпочитаемый исход . «Мне хотелось бы, чтобы …» (описание желательного варианта). Например: «… чтобы ты серьезнее относился к учебе … или … чтобы ты внимательно послушал меня, это может оказаться для тебя интересным и полезным».

Слайд 25

Правила поведения в конфликте: поставить себя на место другого; уметь слушать и слышать другого; не акцентироваться на личности, а на ситуации, на проблеме: не я против тебя, а мы с тобой против ситуации; предлагай конструктивное решение.

Слайд 26

Поведение, стимулирующее развитие конфликта Прерывание речи партнера Негативная оценка личности партнера Уклонение от конфликта, нарочитое молчание Подчеркивание разницы между собой и партнером Использование интимного знания о партнере Резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего Косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего ценность для другого конфликтанта Избегание пространственной близости и контакта глаз Использование угроз Симулирование согласия при сохранении обиды

Слайд 27

Рекомендации для тех, кто хочет обрести душевное равновесие: Верьте, что жизнь вас не оставит – «Кривая выведет всегда». Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное. Поделитесь с кем-нибудь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах и побольше общайтесь с людьми. Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемами. Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать. Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких-то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание. Не предавайтесь «генерализации» и «катастрофизации». Если вас предал (подставил, обидел и т.п.) один человек, это совсем не значит, что «все такие». Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.

Слайд 28

Успехов в профессиональной деятельности! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблемы негативного влияния на обучающихся сети Интернет

Практические способы преодоления негативного влияния на обучающихся сети Интернет возможностями педагогики....

Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.

В современном мире проблема толерантности является весьма актуальной.     Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понима...

Пути решения проблемы интернет зависимости

Памятка для родителей и подростков "Пути решения проблемы интернет зависимости"...

Самовольные уходы, пути решения проблемы

Работа с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности. Самовольный уход воспитанника - это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности и  нали...

Пути решения проблемы повышения качества итоговой аттестации на ОГЭ по математике в 9 классах

Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятиклассн...

Занятие для педагогического коллектива на тему: "Конфликты в образовательной среде".

Материал направлен для проведения занятия для педагогов школы. Даются понятие о конликте, сущности и особенности конфликтов в образовательной среде. Раскрываются виды межличностных конфликтов, возника...