Познавательный мотив как компонент основы самостоятельной работы
презентация к уроку по психологии на тему

Борисова Татьяна Алексеевна

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. ( А.И.Зимняя) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный мотив как составляющий компонент самостоятельной работы.

     Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. ( А.И.Зимняя) Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. 

Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.   Данный вид работы имеет ряд требований к её проведению.  Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений.

Выделим лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:

  1. Общеучебные умения (находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, контролировать выполняемые действия).
  2. Общелогические умения (выделять главное, про водить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
  3. Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
  4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, и др.).

Сотрудничество ученика с педагогом и товарищами – необходимое условие овладения умениями – важнейшим компонентом самостоятельности. Наличие знаний и умений определяет готовность учащихся к самостоятельному действию, как, впрочем, и эмоциональное состояние при выполнении заданий. Однако возникает вопрос: всегда ли ученик, хорошо владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность в своих действиях. Однозначного ответа на него нет. Выполняя самостоятельно-исследовательскую работу, хорошо подготовленный ученик стремится реализовать свои возможности.

Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся. Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах: все учащиеся выполняют одно общее задание; учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей. В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

    Таким образом, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.

     Учебная деятельность (в том числе) самостоятельная характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определённую структуру и содержание. Внешняя структура такой деятельности, выделенная И.А.Зимней, включает такие основные компоненты, как:

мотивация;

учебные задачи в определённых ситуациях в форме задания;

учебные действия;

контроль, переходящий в самоконтроль;

оценка, переходящая в самооценку.

Рассмотрение строения учебной деятельности.  в том числе самостоятельной работы начинается с его первого компонента - мотивации. Мотивация - это совокупность побудителей. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этой мотивацией деятельность. Мотивация выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые определяют возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Переходя к определению понятий, И.А.Зимняя характеризует мотив как побуждение к деятельности, порождённое системой потребности человека. Мотивация - это: 1.совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность;

2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Мотивации посвящено огромное количество исследований как зарубежных учёных (З.Фрейд, К.Левин, Ж.Нюттен), так и отечественных учёных (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асеев, А.К.Маркова и др.).

Стремление к самообразованию не возникает стихийно. Оно является в большинстве случаев прямым следствием правильно поставленного семейного и школьного воспитания в предшествующий период жизни.

Если отсутствие учебно-познавательной мотивации у учащихся ставит в качестве основной проблему пробуждения учебных интересов, то наличие её снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные мотивы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий.

Однако общие методические принципы подхода к проблеме позволяют выделить три основных уровня решения проблемы, которые вполне могут быть и этапами усложняющейся деятельности по формированию познавательной мотивации.

Первый - эмпирический. В основе лежит опытное представление о необходимости формирования у детей познавательных мотивов, особенностях их становления на различных этапах урока, при проведении внеклассных мероприятий и т.д.

Второй уровень - творческий, с элементами научно-исследовательского подхода. На этом этапе деятельности усложняются задачи, которые выдвигает перед собой учитель, и как результат - усложняются требования, предъявляемые педагогом к учащимся, и объём материала для самостоятельной работы.

Третий, высший уровень решения проблемы - научно-исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению интересов учащихся, их склонностей, способностей. На этом этапе, с учётом состояния здоровья учащихся, уровня их предшествующей учебной подготовки, создаются самые благоприятные условия для становления и развития учебно-познавательных мотивов учащихся. В основе творческого педагогического мышления лежит глубокое самостоятельное изучение научной педагогики, психологии, ряда смежных областей знаний, передового опыта обучения и воспитания учащихся, педагогический самоанализ, ведение дневников наблюдений за своей повседневной работой. Самостоятельно-исследовательская работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических.

Т.о, перед педагогом ставится непростая задача повышение в структуре мотивации учащегося внутренней мотивации учения – как сдвиг мотива на цель учения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательный мотив как составляющий компонент самостоятельной работы

Слайд 2

Самостоятельная работа Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Слайд 3

Процесс самостоятельной деятельности мотив – план (действие) – результат

Слайд 4

Подготовка к осуществлению самостоятельной работы. Общеучебные умения Общелогические умения Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин Коммуникативные умения

Слайд 5

Отношение к самостоятельной работе учащихся. 4 класс 5 класс 9 класс 11 класс Положительно 89% 50% 44% 10% отрицательно 11% 10% 12% 50% безразлично --- 40% 44% 40%

Слайд 6

Чем привлекает самостоятельная работа 4 класс 5 класс 9 класс 11 класс Углубить знания 26% 10% 0% 20% Проверить знания 27% 60% 44,5% 60% Получить оценку 47% 30% 55,5% 20% Другие варианты --- --- --- ---

Слайд 7

Виды самостоятельной работы 4 класс 5 класс 9 класс 11 класс Работа с учебником 15% 30% 11% 20% С дополнительной литературой 5% --- --- --- С таблицами 2,5% --- --- --- Решение задач, упражнений 30% 10% 11% 20% сочинения 2,5% --- 11% --- доклады 25% 10% 22% 10% Лабораторные работы --- 10% --- 40% Трудовые задания 20% 40% 45% 10%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Содоклад из опыта работы по теме: «Самостоятельная работа как доминирующий компонент процесса обучения при компетентностном подходе»

В связи с модернизацией Российского образования, учитель истории   должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать понятия и термины,...

Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.

Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов  при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека".  Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...

Развития познавательной активности школьников посредством организации самостоятельной работы.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критиче...

"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...