Психологическая мастерская "Примите свои эмоции. Овладение навыками саморегуляции".
методическая разработка по психологии на тему

Мазилкина Татьяна Владимировна

Методическая разработка психологической мастерсткой может быть полезна психологам школы для проведения тренинга саморегуляции с педагогами школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_masterskaya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая мастерская «Примите свои эмоции.

Овладение навыками саморегуляции»

  1. Подготовка. На стенах аудитории развешаны иллюстрации разных времен года, звучит музыка)
  2. Вами о саморегуляции. Это понятие очень широкое и 40 минут отведенного нам времени, конечно, не может охватить всех компонентов входящих в данное понятие. Поэтому, я взяла на себя смелость и хочу предложить вам поговорить об эмоциях. Я считаю, что в жаркий разгар выпускных экзаменов нам с вами очень важно достигнуть эмоционального равновесия, справляться с негативными эмоциями, дабы избежать психологических перегрузок и отправиться в долгожданный отпуск с минимальными эмоциональными потерями.

Чтобы начать наш тренинг, конечно очень важно поближе познакомиться друг с другом.

Упражнение «Знакомство». (во время упражнения одеть бейдж с именем)

  1. Наше настроение очень часто сравнивают с погодой. Выберите картинку и время года, которое отражает вашу внутреннюю погоду в настоящий момент. Встаньте рядом с этим изображением. Поделитесь, почему вы выбрали именно это изображение?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

  1. А теперь давайте попробуем исследовать свои эмоции с помощью анкеты. Поделитесь своими размышлениями в парах.

ВОПРОСЫ

  1. Что Вы делаете, когда расстраиваетесь?
  2. Можно ли сказать, что Вы – «эмоциональный человек»? Опишите, что это значит для вас?
  3. Что доставляет вам больше проблем: страх, сожаление или гнев?

1А. Как Вы реагируете, когда кто-либо из окружающих настроен критически или плохо по отношению к вам?

2А. Хотели бы Вы большую часть времени чувствовать себя более умиротворенным?

3А. Ждете ли Вы прилива положительных чувств (таких как мотивированность, вдохновение, приверженность или решительность), чтобы сделать то, что необходимо?

  1. В течении дня мы можем испытывать самые разнообразные эмоции, какие-то из них мимолетны и быстро проходят, а какие-то остаются и превращаются в чувства. Очень часто многие люди свои эмоции либо подавляют, либо отрицают, кто-то начинает оправдываться или анализировать. Все эти способы реагирования психологи считают неэффективным способом взаимодействия со своими эмоциями, который приводит к потере эмоциональной чувствительности.

Что же нужно делать с эмоциями?

«ЭМОЦИИ НУЖНО ПРИНЯТЬ» ( на доске)

Я вам предлагаю поработать в группах ( по 4 человека) и ознакомиться с  упражнением, которое поможет настроить Вас на осознание своих эмоций.  И в контексте этого упражнения написать, продолжить словосочетание «принять эмоции – это значит…….»

ПРОСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Если Вы не уверенны в том, что ощущаете страх, обиду или гнев, тогда следующее упражнение призвано настроить ваше осознание эмоций и улучшить ваши интуитивные способности, а также эмоциональную эмпатию во взаимоотношениях.

  • Когда вы думаете, что чем-то расстроены, однако не уверенны в том, что вы ощущаете, спросите себя: «Если бы я чувствовал что-то сейчас, то это было бы ближе к страху. Печали или гневу?»
  • Вы можете ответить себе: «Я не знаю. Что я чувствую». Так продолжайте спрашивать себя дальше: «Замечательно, я не знаю, что я чувствую. Но если бы я знал, если бы меня озарило или чувство стало бы явным, было ли бы оно ближе к страху, печали или гневу?»
  • Затем сделайте утверждение про себя или в слух (для другого человека): «Я чувствую________________». Это первый шаг к реинтеграции ощущений в ваше тело и вашу жизнь, а также к новым уровням подлинности в проявлениях себя»

Дэн Миллман «Просветленная повседневность»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (зачитывают свое определение)

6.Принять эмоции – значит признать их присутствие в полной мере, позволить им быть в точности такими какими они есть, а затем продолжить конструктивно действовать, согласно намеченным целям.

Представьте, что будет, если мы будем жить, позволив эмоциям руководить нами, особенно зная, что эмоции как погода, имеют тенденцию быстро меняться.

Поэтому очень важно научиться конструктивно воздействовать на свои эмоции. Я предлагаю Вам ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые помогут Вам управлять своими эмоциями. – (упражнения проделать под музыку)

СБАЛАНСИРУЙТЕ СВОЕ ДЫХАНИЕ.

Когда Вас охватывает гнев, ваше дыхание становится неполноценным или несбалансированным. Дыша животом сознательно, ровно и глубоко, вы не заставите чувства уйти, но вы восстановите баланс в своем теле и психике настолько, чтобы действовать более эффективно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СВОЮ ПОЗУ.

Тело, ум и эмоции взаимопроникают и влияют друг на друга. По причине того, что у вас больше контроля над своим телом, начинайте с него. Эмоции влияют на вашу позу, но поза также может влиять на ваши эмоции. Дабы увеличить вероятность приподнятого настроения, сядьте прямо или выпрямитесь во весь рост. Вытяните руки в стороны, ладонями к небу. Можно также использовать мышцы лица, чтобы приподнять уголки вашего рта, расслабив губы и показав зубы. (Еще это зовут улыбкой)

ПОМНИТЕ О РАССЛАБЛЕНИИ

Сделайте простой эксперимент: Расслабьте сейчас свое тело насколько возможно глубоко за несколько вздохов, дыша животом, опуская напряжение, которое вы можете держать у себя в груди, плечах, шее и брюшной полости. Когда вы почувствуете себя расслаблено и легко, подумайте, насколько трудно было  бы в этом состоянии почувствовать злость или страх. Расслабляясь вы можете многого достигнуть в освобождении от напряжения, связанного со страхом или гневом. Расслабление «закорачивает» вредный эффект эмоционального напряжения, давая току энергии двигаться без препятствий и давая вам возможность продолжать действовать и двигаться легко.

СМЕНИТЕ ОБСТАНОВКУ

В тот момент, когда вы меняете обстановку, то незаметно и кардинально вы меняете то, чем вы являетесь. Поместите меня в мой кабинет – ия буду чувствовать себя одним образом; отправьте меня на гавайский пляж – и я могу практически гарантировать, что буду чувствовать себя по-иному. Обратите внимание на  то. Как меняются ваши чувства при переходе из одной комнаты в другую или когда вы выходите наружу. В деле смены привычек или настроений – даже простой выход из дома на прогулку может творить чудеса. Смена декораций открывает вас к иным аспектам себя.

7.Со своими эмоциями мы можем взаимодействовать, но чувства и эмоции переполняют и людей, окружающих нас. Что делать с эмоциями других? Давайте  для начала попробуем почувствовать другого человека.

ИГРА  «Почувствовать другого»: группа разбивается на пары. Каждому участнику присваивается номер – первый или второй. Смысл упражнения : попытаться «влезть в шкуру» своего партнера, ощутить физически его ощущения, чтобы попытаться лучше понять и его внутренний мир.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ:  первые номера начинают свободное спонтанное движение по комнате. Важно, чтобы это была характерна для их повседневного обычного состояния ходьба. Вторые номера следят за стилем передвижения первых номеров, пытаясь максимально точно и полно сперва – запомнить, а затем воспроизвести стиль походки партнеров.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ: Первые номера занимают любую часть комнаты и садяться в свою любимую и удобную позу. Второй номер пары должен усесться рядом, максимально точно повторив расположение тела товарища.

- Подходит ли Вам принятая поза?

-Чувствуете ли вы  себя настолько же комфортно, как и товарищ?

Если нет. Почему? Какие группы  мышц напряжены? Что мешает расслабиться?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

- Как это ощутить себя «другим»?

- Что может сказать походка или любимая поза человека о его характере?

8. Давайте рассмотрим несколько ситуаций и попробуем предложить свой вариант поведения на самые обычнве негативные эмоции. Задание: попробуйте просветлить эмоции другого человека?

     Ваш супруг или супруга жалуются на что-то, чего вы не сделали или должны были сделать. Вам хочется закричать, уйти прочь, разозлиться или встать в защитную позу. Вместо этого вы:…

Скажите: «Я люблю тебя», а затем обнимите и поцелуйте вашего супруга или супругу.

Вы не получили повышения, на которое рассчитывали, и ощущаете разочарование, неуважение к себе и обиду. Зайдите в кабинет к директору и …

…выразите ему благодарность за его объективные действия, подтвердите свое уважение к его оценкам и суждениям, выразите намерение улучшить свою профессиональную деятельность в будущем.

Вы пригласили кого-то на свидание и получили отказ. Вероятно, вы придете в уныние, падете духом. Сделайте следующее…

Улыбнитесь, поблагодарите за то, что ваше приглашение все-таки приняли во внимание и пожелайте этому человеку наилучшего. В том числе и в поиске его идеала.

9.И в завершении нашего занятия, давайте отметим на оценочной шкале, насколько интересна или не интересна, необходима или бесполезна для Вас эта тема.

тема интересна, мне необходима                                                                                    тема не интересна, мне не

полезна для будущего                                                                                                                  нужна, не полезна.

1

10.“ Аффирмация от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Обучение навыкам саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания".

В современных уловиях, стремительно меняющегося мира, людям жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы. Дети и подростки особо нуждаются в поддерже при решении тех п...

"Навыки саморегуляции"

Коррекционно - психологическое занятие, которое направлено на снятие тревожности подростков, регуляции собственного поведения, развития навыков саморегуляции. Предлагается и презентация к занятию....

Занятия по формированию навыков саморегуляции младших школьников

Gознакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения; обучать умению распознавать чувства других людей; обучать детей приемам расслабления...

Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся

   Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...

Психологический тренинг "Я учусь владеть собой". Стресс. Навыки саморегуляции

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.С воспитанниками 6...