В помощь родителям:" Я-пятиклассник!"
статья по психологии на тему

крученецкая валентина ивановна


Родительский университет.

"Рекомендации родителям о переходе обучающихся первой ступени на вторую ступень обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatiklassniki_-_sushchestva_sovershenno_osobennye.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пятиклассники — существа совершенно особенные.  

 Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу, интересам, манере поведения — они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам. 

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

   Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
   Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
   Для ученика пятого класса, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Адаптация в пятом классе традиционно считается  одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности

  В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  • Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  • Стремление отвлечь взрослого, от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.


   В
случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  • Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая ~ отклонения в здоровье ребенка.
  • Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Рекомендации родителям.

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Создавайте  условия для успеха ребенка – дайте ему почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или психологу школы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих пятиклассников

Все знают как тревожно в сентябре в 5 классе. Адаптация проходит по разному. Почему? Что нужно сделать, чтоб вашему ребёнку стало комфортно в школе... Советы родителям и ребятам....

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

Памятка родителям будущих пятиклассников

Памятка родителям будущих пятиклассников...

Беседа для родителей "Адаптация пятиклассников к средней школе".

Материал для родительского собрания по теме "Адаптация пятиклассников к средней школе"....

Советы родителям будущих пятиклассников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

ФГОС основного общего образования. Информация для родителей будущих пятиклассников

ФГОС основного общего образования. Информация для родителей будущих пятиклассников....

Для родителей будущих пятиклассников. Проблемы адаптации.

Для родителей будущих пятиклассников. Проблемы адаптации....