В помощь родителям:" Я-пятиклассник!"
статья по психологии на тему

крученецкая валентина ивановна


Родительский университет.

"Рекомендации родителям о переходе обучающихся первой ступени на вторую ступень обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatiklassniki_-_sushchestva_sovershenno_osobennye.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пятиклассники — существа совершенно особенные.  

 Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу, интересам, манере поведения — они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам. 

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

   Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
   Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
   Для ученика пятого класса, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Адаптация в пятом классе традиционно считается  одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности

  В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  • Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  • Стремление отвлечь взрослого, от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.


   В
случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  • Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая ~ отклонения в здоровье ребенка.
  • Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Рекомендации родителям.

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Создавайте  условия для успеха ребенка – дайте ему почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или психологу школы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих пятиклассников

Все знают как тревожно в сентябре в 5 классе. Адаптация проходит по разному. Почему? Что нужно сделать, чтоб вашему ребёнку стало комфортно в школе... Советы родителям и ребятам....

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

Памятка родителям будущих пятиклассников

Памятка родителям будущих пятиклассников...

Беседа для родителей "Адаптация пятиклассников к средней школе".

Материал для родительского собрания по теме "Адаптация пятиклассников к средней школе"....

Советы родителям будущих пятиклассников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

ФГОС основного общего образования. Информация для родителей будущих пятиклассников

ФГОС основного общего образования. Информация для родителей будущих пятиклассников....