Характеристика класса
учебно-методический материал по психологии на тему

Рахматуллина Лейсан Ринатовна

Материал содержит психолго-педагогический анализ класса учеников 9-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_9_klassa.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика  9 класса

В 9 классе 27 учеников: 14 мальчиков и 13 девочек. Состав класса с первых дней составлял 21 учеников. За девять лет учебы этот класс пополнился на 6 человек. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 1997-го и 1998 года рождения. Неблагополучных семей нет, каждый воспитывается папой и мамой. Родители у всех работают. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

        Класс по количественному составу класс является большим.

         По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры.

В классе в основном больше троечников. 10 человек – ударники, 16 человек – троечники, 1- двоечник. По математике этот класс не сильный, по уровню подготовки средний. По информатике этот класс сильный, по уровню подготовки высокий. Круглых отличников нет.

Старостой класса является  Алия. Классный руководитель опытный педагог и мастер своего дела, которая пользуется авторитетом среди учащихся, всегда помогает в решении проблем учащихся. Дети ее уважают и любят.

Учащиеся очень активные, проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. С удовольствием участвуют в жизни школы, стараются быть инициаторами в проведении мероприятий. Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются всем классом.

В классе дети очень одаренные. Мальчики занимаются спортом, не пропускают ни одного спортивного мероприятия в школе. Три Девочки, Алия, Анастасия и Камилла, занимаются в художественной школе. Алмаз и Айрат специалисты по приборам и компьютерам, часто к ним обращаются по вопросам устранения проблем в приборах. Алина пишет стихи.

Класс очень шумный, энергичный, подвижный. Дети на уроках математики ведут себя тихо, но на уроках информатики они меняются координально, становятся шумными, непослушными.

Они хорошо воспринимают любой материал. На уроках с ними легко можно применять разные виды передачи информации.

Класс в целом дружный, с высоким потенциалом. Ребята с удовольствием помогают друг другу. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

У учеников обнаружились следующие типы мышления как: теоретический, наглядный, интуитивный и репродуктивный.

Ученики дорожат отношением друг с другом, не обзываются, не обижают друг друга. Класс очень сплоченный. Держаться всегда вместе. Очень дружный коллектив. Мальчики и девочки дружат между собой.

Плохих и отрицательных качеств у учеников особо не выявлено. Но они очень внимательные, хотя любят пошуметь во время урока. Иногда очень трудно поймать их внимание на себе, но в то же время они и там и тут успевают поучавствовать.

С учителями налаживаются отношения в общении, ученики имеют понимание к учителям.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении.

С помощью опроса «Оценка психологического климата коллектива»  были получены данные о свойствах психологического климата в классе. После обработки ответов каждого ученика выяснился балл благоприятности коллектива: 15 баллов. Как показывает шкала оценивания, от 8 до 22 – средняя степень благоприятность социально-психологического климата.

Итак, в целом коллектив 9 «б» класса целеустремленный, активный, доброжелательный, бодрый, уровновешанный.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка психологического климата коллектива

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

1

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

1

Преобладает подавленное на-

строение.

2

Доброжелательность

 в отношениях, взаимные симпатии.

2

Конфликтность в отношениях и антипатии.

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное понимание.

3

Группировки конфликтуют между собой.

4

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.

4

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.  

5

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6

С уважением относятся к мнению друг друга.

6

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

7

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

8

В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех,  и все за одного».

8

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

9

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

9

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

10

Коллектив активен, полон энергии.

10

Коллектив инертен и пассивен.

11

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.

11

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют  враждебность.

12

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

12

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

13

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

13

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.    

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22  более  - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятность социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

А) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

Б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщение (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...