Психологическая готовность к школе
презентация к уроку по психологии на тему
Что такое психологическая готовность к школе. Показатели готовности.Рекомендации для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я хочу ! Я могу! Я умею! Психологическая готовность к школе
Показатели психологической готовности ребенка к школе : Социально - коммуникативный Мотивационно - потребностный Произвольная регуляция собственной деятельности Интеллектуальный Речевой
Социально-коммуникативный Хочу учиться, чтобы быть как … Научусь писать,чтобы … Буду читать …
Я хочу, но…. боюсь!
Умение общаться со сверстниками и взрослыми ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых
Умение делать не только то, что хочется, но и то, что потребуют
«Пустая голова не рассуждает, Чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать». П.П.Блонский
Интеллектуальная готовность ребенка к школе : развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе? 1. Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами, пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками ). 2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школе
Просвещение родителей будущих первоклассников
Безусловно важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность не сводится только к физической. Необходима особая психологическая готовность. Эта готовность определяется той системой требований, стандартов, которые предъявляет школа к ребёнку. Особенно важна готовность к тем стандартам, которые предъявляет ( и имеет право предъявлять) лицей, где происходит обучение с углубленным изучением предметов. Поэтому родителям особенно важно осознавать реальные возможности своего малыша.(слайд 1)
Во всех исследованиях изучения готовности детей к регулярному обучению, признаётся тот факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми, достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Сегодня мы поговорим о психологической готовности к школе (слайд2)
Девизом готовности можно записать так: Я хочу! Я могу! Я умею!
Показателями готовности по ранжированию уровней их значимости являются:(Слайд3)
- Социально- коммуникативный
- Мотивационно – потребностный
-Произвольная регуляция собственной деятельности
-Интеллектуальный
-Речевой
На первое место поставлено не интеллектуальное развитие, не физическое, как ошибочно представляют родители, оценивая своего ребёнка, а именно социально-коммуникативное.(слайд 4).
Что это такое? «Социальная позиция» - особое положение в обществе.
Впереди новые обязанности, новые отношения, новые позиции. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Их привлекает новая форма, новый ранец, новый пенал с ручками, встреча со старыми друзьями-учениками в здании школы, желание быть похожими на старших, новая обстановка. Но это не главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребёнка и своей главной деятельностью – учением. И такие фразы, как « Хочу учиться, чтобы быть как папа, мама, или брат..», «Научусь писать, чтобы… написать письмо другу, бабушке, записку маме…», Буду читать для сестрёнки, или чтобы много узнать…»
И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии ребёнка. Быть школьником – это ступенька к взрослости. А учёба – ответственное дело.
Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.
Ещё хуже , если дети не хотят идти в школу или (слайд 5) .. боятся. Причина подобного отношения, как правило, результат воспитания в семье. Когда школу воспринимают как место исправления ошибок, перевоспитания или «там двойки ставят».
Положительное отношение к школе очень важно. Эмоциональный опыт, который могут получить дети в семье, может проходить через использование информационных технологий , совместное чтение или просмотр видео фильмов о школе, где ребёнок может увидеть значение учения, игры в школу.
(слайд 6 ) К социальному статусу добавляется умение общаться со сверстниками и взрослыми
ребенок легко вступает в контакт,
не агрессивен,
умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, уступает, подчиняется при необходимости,
признает авторитет взрослых;
Даже детям, побывавшим в детском саду, приходится в первое время заново выстраивать свой круг общения, «завоёвывать» место в новом сообществе.
Серьёзного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника.
Ведь его ждёт напряжённый труд.
(слайд 7) От него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
А это не так-то просто, когда в ранце лежит то, чем очень хочется поделиться с товарищами. Но, чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – мышлением, памятью, вниманием
. Произвольная регуляция проявляется и в способности побороть непосредственное желание отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого.
Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности.
Умственное или интеллектуальное развитие не менее важно. (слайд 8) Как говорил Психолог Блонский : « Пустая голова не рассуждает» … « чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать»
Исследование окружающего мира, использование средств массовой информации формируют определённый кругозор, а также и словарный запас детей. Но этого на сегодняшний день не достаточно. Умение анализировать, искать, познавать и обязательно поддерживать интерес к познанию, как бы вам, уважаемые родители, это не надоедает. Не отмахиваться и не пичкать готовыми знаниями, а дать возможность приобрести самостоятельно.
Интеллектуальное развитие способствует (слайд9)
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе? (слайд 10)
1. Развитие мелких мышц руки:
работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, пластилином;
рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Программа, использованная для определения уровней готовности к школе, является авторской. Её называют тест Семаго. По фамилии авторов. Она позволяет оценить сформированность произвольной регуляции, звукобуквенного анализа, некоторых математических понятий и умений. Также определяет уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности. Помимо оценки выполняемых заданий, учитываются особенности деятельности и характер поведения ребёнка в процессе работы.
Результаты тестирования можно узнать у классных руководителей.
Родителям тех детей, которые в результате тестирования получили оценку Условная неготовность , необходимо обратиться к следующим специалистам – логопед, психолог, и обязательно дополнительно обследоваться с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.
Родителям тех детей, которые в результате тестирования получили оценку неготовность к школьному обучению в обязательном порядке необходимо обратиться за психологической помощью, и помощью логопеда и при необходимости дефектолога, и таким детям необходима коррекционная помощь.
Спасибо за внимание! слайд 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое "психологическая готовность к школе"?
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...
Психологическая готовность к школе
Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...
Что такое психологическая готовность к школе?
Что такое психологическая готовность к школе?...
Психологическая готовность к школе.Роль родителей.
Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...
Советы для родителей Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе
К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельс...
Психологическая готовность к школе.
Готовы ли шестилетние дети к школьному обучению? Рекомендации психологов....
Психологическая готовность к школе
Рекомендации для родителей...