ПРОГРАММА педагогического тренинга для коллектива учителей
рабочая программа по психологии на тему

Кызыл-оол Чеченмаа Доржуевна

             Тренинг направлен на повышение психологической грамотности и здоровья педагогов. Задачи тренинга разнообразны от  пропаганды здорового образа жизни, раскрытие новых личностных ресурсов и создания базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика. Основная целевая группа проекта: педагоги  школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХОВУ-АКСЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждена

приказом МБОУ

 «Хову-Аксынская  СОШ»

  № 87/д      от  18.11.2013г.

Директор        Уважа Ж.Б.

ПРОГРАММА

педагогического тренинга для коллектива учителей  

Хову-Аксынской средней школы

 

«ОТ ЗДОРОВОГО, ТВОРЧЕСКОГО УЧИТЕЛЯ

 К ЗДОРОВОМУ, ТВОРЧЕСКОМУ УЧЕНИКУ!»

Составитель- педагог-психолог

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Кызыл-оол Чеченмаа Доржуевна

Хову-Аксы- 2013г

«Счастье       не имеет    ничего       общего  с  успехом,

 счастье    не   имеет    ничего    общего   с  амбициями,

счастье не имеет ничего общего с деньгами, властью,

престижем.       Счастье      связано   с   сознанием…»

 Ошо

Краткая аннотация

         Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и  жизни человека  носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности.

        Тренинг направлен на повышение психологической грамотности и здоровья педагогов. Задачи тренинга разнообразны от  пропаганды здорового образа жизни, раскрытие новых личностных ресурсов и создания базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика. Основная целевая группа проекта: педагоги  школы. Тренинг рассчитан на четыре часа. Планируется создание циклов тренингов, посвященных вопросам психологического здоровья. Ожидаемые результаты имеют длительную направленность. Достижения будут ощутимы для педагогов, а так же для  учащихся школы.

Обоснование (проблемы, цель, задачи, целевые группы)

           Не секрет, что профессия педагога является профессией повышенного уровня стрессовой нагрузки и энергозатратности. Опрос педагогов и психологические исследования позволяют говорить о высокой профессиональной загруженности педагогов. А от психологического здоровья педагога зависит во многом организация учебного процесса, выстраивания здоровых отношений с учащимися, от которых, в конечном итоге, зависит здоровье школьника, его успешность и развитие личности в целом.

         Проведенный статистический опрос показал, что проблема сохранения профессионального и личностного здоровья педагогов  является социально значимой. Причины, которые приводят  к ее возникновению, выделялись самые разные – от равнодушия государства и до собственного бессилия каждого отдельного педагога, отсутствие способности самому помочь себе.

         Вот примерный перечень причин, выделенных в ходе статистического опроса:

  1. Не достаточное количество служб и специалистов, которые бы занимались проблемой психологического здоровья
  2. Нет приоритета здоровья
  3. Недостаточное внимание к вопросам психологического здоровья учителя со стороны администрации образовательных учреждений
  4. Психологическая неграмотность педагогов в вопросах сохранения и поддержания своего психологического здоровья

Являясь социально значимой, проблема слабо решается. Поэтому, как педагог-психолог школы, опираясь на тему пилотной стажировочной площадки нашей школы «Профилактика аутодеструктивного поведения учащихся МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» в условиях реализации ФГОС ООО» (С сентября 2012г МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» является пилотной площадкой по реализации ФГОС ООО в опережающем режиме и с июня 2013г школа имеет статус федеральной стажировочной площадки по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. В рамках этой площадки школа выбрала свое направление «Профилактика аутодеструктивного поведения учащихся МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» в условиях реализации ФГОС ООО».),   решила начать ее решение с проведения первого тренинга, посвященного психологическому здоровью педагогов «От творческого, здорового учителя к творческому, здоровому ученику»

     Цель: повышение психологической компетентности и здоровья педагогов

    Задачи:

  1. Пропаганда и формирование здорового, саногенного мышления у педагогов
  2.  Раскрытие новых личностных ресурсов
  3. Привлечение внимания к психологическому здоровью учителя со стороны администрации школы
  4. Популяризация идей ведения здорового образа жизни среди педагогических кадров и учащихся города.
  5. Создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика.

Целевая группа: педагоги Хову-Аксынской средней школы

Ресурсы (кадры, время)

       В инициативную группу входит  психолог: Кызыл-оол Чеченмаа Доржуевна.

         Данная деятельность реальна, важна и успешна. Имеется большой опыт:

  • в работе с различными категориями населениями от учащихся разных возрастов до их родителей, педагогов, администрации и т.д.
  • в создании собственных наработок по сказкотерапии, цветотерапии, телесно-ориентированной терапии, изотерапии и тестопластики, медитативным техникам
  • в создании методических  рекомендаций по различным личностным, профессиональным проблемам, по улучшению психологического климата в коллективе, по оптимизации  и повышению эффективности учебного процесса, по работе с учащимися, имеющими различные патологии в развитии, т.к. нарушение зрения, слуха, речи,  ДЦП, сколиоз, соматические заболевания (диабет, бронхиальная астма, ЖКТ, сердечно-сосудистые заболевания) (реализация программ «Несущая свет»)
  • владение  навыками группового тренинга, индивидуальной работы с клиентом и активно их используют при проведении групповых тренинговых занятий и индивидуальной работе с разными возрастными категориями населениями
  • в создании модели психологического сопровождения, которая используется в  школе.

Владение основными качествами психолога: инициативность, профессионализм, самостоятельность, коммуникабельность, умение работать в команде, организаторские способности, креативность

         Автор проекта постоянно совершенствует свои навыки, проходят курсы профессиональной переподготовки по   психологии, по системному сопровождению образовательного процесса, по здоровьесберегающим технологиям и т.д.

Время проведения тренинга: __2013-2014___год

Т.к. количество педагогов  школы примерно 50 человек, то планируется работа три тренинговых группы.

Критерии оценки эффективности:

  • В результате проведения тренинговых занятий повысится  стрессоустойчивость и эмоциональное благополучие педагогов, раскроются  новые личностные ресурсы учителя, выработка новой жизненной и профессиональной стратегии.
  • Повышение творческой активности учащихся и педагогов, активизация их совместной деятельности
  • Повышение интереса  к формированию и развитию саногенного мышления, собственной психологической грамотности педагогов и учащихся городских школ
  • Объединение наиболее заинтересованных участников в клуб «Здоровый педагог»

Перспективы дальнейшего развития данной работы:

  • Сбор и подготовка практического материала для дальнейшей организации научного исследования по заявленной тематике проекта
  • Подготовка и проведение на базе Управления образования кожууна, посвященной вопросам психологии здоровья
  • Проведение психологических тренингов по повышению психологической грамотности и здоровья для педагогов других  школ  и других групп населения сумона
  • Создание WEB – сайта по вопросам психологического здоровья
  • Создание позитивной социальной рекламы в рамках здорового образа жизни 

Творчество это универсальное средство в борьбе со стрессом.

Творчество укрепляет личность, помогает структурировать

мировоззрение и положительно влияет на эмоциональное

и физическое здоровье

Ведущий тренинга:

Педагог-психолог Кызыл-оол Ч.Д.

  1. Вступительное слово ведущего

         Основная цель нашей встречи обозначена в названии тренинга. Мы очень хотим уважаемые коллеги, чтобы Вы оставались здоровыми, чтобы у Вас было внутреннее желание творить, чтобы Вы умели достаточно быстро восстанавливать Ваши силы и знали к  какими методами и приемами можно, для этого обратиться.

       Основной принцип построения нашего сегодняшнего общения основан на клиент-центрированной терапии К.Роджерса, гуманистическом направлении психологии.

Учитель, ученик  /«клиент»/не беспомощный больной, который нуждается в помощи (традиционная терапия), а обладающий внутренним потенциалом и силой. Ответственность за решение, каких либо проблем лежит на «клиенте».

Главные принципы данного направления:

  • Эмпатия - принятие без оценок.
  • Конгруэнтность – осознание своих чувств и адекватное их выражение. Проблемы появляются тогда, когда мы блокируем свою  спонтанность, естественность выражения эмоций, движений, чувств, свою творческость /нашу сущность, нашу жизненность./ Что, к сожалению,  свойственно учителю, из-за требований, рамок, представлений в профессии. Педагог зажат правилами, требованием - «должен воспитывать своим примером».
  • Творческость – это способность образования новых способов решения каких-либо затруднений или проблем, это сила, которая обеспечивает самопродвижение человека в своей  жизни, в своем решении.   Творческость – это процесс, приводящий к какому-либо результату. Взаимоотношение между людьми, детьми, педагогом и учениками – это тоже творчество.     Творческость порождается всем нашим организмом, не только интеллектом, это работа всего нашего тела, духа, эмоций и интеллекта.

Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с источником энергии!

Что мешает и заглушает творческость?

  • Внешняя критика, оценка правильно не правильно.
  • Внутренняя критика, та же оценка.
  • Сравнение с другими людьми, детьми.
  • Одобрение – оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы. Зрелая личность не нуждается во внешнем одобрении
  • Страх неудачи, зацикливание на результате.

Что стимулирует творчество?

  • Атмосфера безопасности
  • Отсутствие критики и оценок
  • Спонтанность, доверие себе и группе

Если создать безопасный доверительный климат, в котором личность чувствует себя свободной настолько, что начнет исследовать свой внутренний мир (экспрессивно), то в этом случае эта личность и выберет наиболее оптимальные условия для своего развития. Есть творческая взаимосвязь между движением, звуком, рисованием, цветом, формой. Наиболее в нашей культуре закрепощено движение. Терапевтическое влияние творческого процесса в обнаружении того, что мы создали (цвет, линия, форма) воздействует на нас, наши эмоции, способствует выражению самого себя, проникновению в свою сущность, в источник собственной энергии.

Итог: организованный процесс приводит к тому, что человек принимает себя в своем многообразии. Парадоксом является то, что человек начинает чувствовать уверенность, открывает в себе ресурсы, внутренние силы и начинает вести себя по - другому. Открывает в себе ресурсы, в том числе, своей радости и здоровья!

2.Основные правила общения в группе

  • Осознавайте Ваши чувства, как источник творческого самовыражения и доверяйте им.
  • Осознавайте свое собственное тело и заботьтесь о нем.
  • Любые инструкции тренеров – это всего лишь некое предложение. У Вас всегда есть выбор
  • Если Вы приняли решение не следовать инструкции и быть наблюдателем, то наблюдайте без оценки и осуждения.
  • Опыт переживаний может пробудить в Вас  сильные эмоции, будьте внимательны к ним, принимайте все, что с Вами происходит, используйте для собственного преображения».

3.Заполнение  Экспресс-опросника  «Как справиться со стрессом»

Необходимо ли Вам сегодняшняя встреча и насколько Вы можете проверить, ответив на вопросы предлагаемого экспресс-опросника.

Для работы можно взять любой опросник на стресс. Лучше брать небольшой, чтобы быстро посчитать.

Есть ли среди присутствующих, педагоги которые никогда не чувствуют усталости, загруженности и т. д.?

Сейчас мы попытаемся выяснить, как это происходит?

4. Упражнение «Хочу – могу - надо»

1 часть. Учителя сидят  полукругом, двое желающих выходят и садятся на стулья перед группой. Один – слушатель, другой – выступающий.

Выступающий заканчивает 3 предложения: «Я должен…», «Я могу…», «Я хочу…»

(Человек говорит спонтанно и непосредственно, то, что первое приходит в голову.)

Слушатель дает обратную связь – какое из 3-х предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из них чувствовалась индивидуальность говорящего. Обращается внимание на интонацию, выражение лица, жесты говорящего.  

Группа дополняет свое видение.

2 часть. Предлагается всей группе по очереди закончить эти предложения и внимательно послушать себя и других.

Желающие могут высказаться, что увидели, услышали, почувствовали.

Хорошо спасибо за работу.

Как продолжение и некоторый итог предлагаем следующее задание.

5. Рисунок  собственного «герба и девиза» (Приложение 1), который бы как можно точнее выражал Вашу личность,  профессиональную позицию и отношение к  жизни вообще.

Представление каждого участника.

Для уточнения, какие позиции педагога в нашем коллективе более представлены, перейдем к следующему заданию.

6.Работа с карточками «Позиции педагога»

Набор карточек – каждый вытаскивает ту, которая ему попадется и высказывает свое мнение - «за» и «против» такой позиции. Говорит, подходит ли эта роль ему.

На доске выписываются ведущим все выбираемые позиции.

Позиции (примерный перечень): «Критик», «Собеседник», «Сухарь», «Ответственный», «Дружелюбный», «Помощник», «Демонстративный» и т.д. Количество позиций зависит от количества участников.

По окончании процедуры все участники еще раз говорят о 2-3 самых близких ему позициях. Фиксируем на доске. Подводим итоги. Такие у нас учителя. А какие дети?

7. Работа с незаконченными предложениями (Приложение 2)

Каждый по очереди вытаскивает карточку и заканчивает предложения, второй ведущий фиксирует на доске характеристики, которые дают учителя ученику – «трудному» и «идеальному». Составляем общую характеристику реального ученика.

8.Общий рисунок «Образ учителя – ученика - школы»

Проявите свою фантазию, выразите то, что мы наработали с Вами сегодня в виде рисунка, не оценивайте его качество и правильность. Пусть рисунок будет вашим, спонтанным, естественным выражением Ваших ощущений!

9.Игра «Подарок»

Напишите, пожалуйста, на бумаге, 3 качества, за которые ценят, любят, уважают ученики учителя. Ведущие собирают записки и выдают каждому, перемешав их.

Нам хотелось сделать для Вас подарки, (они еще будут впереди). А сейчас мы сделаем их друг другу. Вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. Спасибо за общую и интересную  работу.

10. «Старый город» (Приложение 3)

Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу мы предлагаем Вам сейчас с помощью приема психосинтеза.

Ведущий раскрывает значение  используемых символов, участники  самостоятельно анализируют, что получилось у каждого.

11.Обмен собственными приемами и методами восстановления эмоциональных и физических сил учителя.

Внутренний мир – что с ним делать? Как помочь себе? Преобразовать то, что не удовлетворяет?

Напишите несколько собственных рецептов восстановления – поделитесь ими с группой. Мы тоже приготовили для Вас  некоторые приемы, пусть они всегда будут у Вас под рукой. (Приложение 4)

13.Медитация «Мое прошлое, настоящее и будущее» (Правдина)

Один из наших подарков Вам и восстанавливающий прием – это небольшая медитация, которую мы предлагаем сделать. Для этого сядьте как можно более удобно, постарайтесь расслабиться и поработать только с собой, своим воображением и своими чувствами. Спасибо Всем за работу.

 12.Возвращение к собственному «гербу и девизу»

Посмотрите внимательно еще на то, что вы рисовали и писали  в начале нашей встречи, может быть, Вам захочется что-то изменить и добавить. Внесите  в него как можно больше позитивной энергии и уверенности в собственном здоровье и радости, успешности! То, что каждый посчитает ему более всего  необходимо. Пусть эта картинка и девиз – как аффирмация будет помогать Вам.

14.Рефлексия занятия. (Приложение 5)

В заключении, предлагаем поделиться своими чувствами, мыслями о нашей совместной работе, скажите то, что Вам, хочется сказать группе или ее участнику. Что  понравилось и нет, что получилось и не очень, хотелось бы Вам продолжать такую работу и что конкретно?  Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи. Спасибо!


Приложение 2

Наши  ученики, как правило, это …

Мой любимый ученик – это …

Трудный ученик тот, который …

Я бы не хотела работать с учащимся, который …

Я бы очень хотела работать с учениками, которые …

Наиболее часто встречающиеся позиции ученика начальной школы это …

Наиболее часто встречающиеся позиции ученика старшей школы это …

Я бы хотела видеть моих учеников ...


Приложение 1

Упражнение «Мой герб и девиз»

В средние века, в эпоху рыцарей и прекрасных дам, не существовало паспортов, водительских прав и других документов, удостоверяющих личность, люди знакомились между собой, представлялись друг другу и могли с первого взгляда определить кто перед ним. А происходило все очень просто: каждый знатный человек имел свой герб и девиз.

Герб – это особенность человека. На гербах изображали разные вещи: фигуры животных, качествами которых хотел бы обладать или обладал хозяин герба, здания, города, предметы – солнце, стрелы… По гербу можно было узнать все о его хозяине, о его характере, интересах, увлечениях, достоинствах.

Чаще всего помимо изображений, на гербах писали и девиз человека. Девиз – это принцип, которым руководствовался тот или иной человек в своей жизни. Девизы могли быть разными «После нас хоть потоп», «За честь и Родину». Чаще всего девиз представлял из себя короткую фразу с глубоким смыслом.

Сегодня давайте и мы с вами придумаем себе герб и девиз. Ваш герб может быть любым, но он должен походить на вас, в нем должны быть отражены ваши достоинства, особенности. Он может быть маленьким, большим, круглым, квадратным, но он должен подходить именно вам. Придумайте, пожалуйста, еще и девиз себе. Это должна быть небольшая фраза, но емкая и содержательная, и главная она должна быть частью каждого из вас. Творите, изображайте, загляните в себя и подумайте, как бы вы могли изобразить себя.

Создайте свой герб и девиз.


Приложение 3

«Старый город»

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох.

А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте какие в нем улицы – широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте какие дома – высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте какое время года сейчас в городе – весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам – одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство.

А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана?

Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин.

Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась?

В магазине начал приглушаться свет и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете….

         Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь  у нас в комнате.

Интрепритация:

  • Представление города и все, что есть в ним – это как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие.
  • Фонтан – это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать
  • Витрина магазина – это то,  как видят человека другие, как он может себя преподнести.
  • Дверь магазина – это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается).
  • Магазин (внутри) – это внутренний мир человека.
  • Вещь – это потребность человека

Приложение 4

50 способов победить стресс

         Стресс, напряжение, тревога – все это вырастает в проблему, если вовремя не схватиться. Вот некоторые советы, как победить стресс.

 ОБЩИЕ

  • Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами
  • Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь их близких
  • Напомните сами себе, что вы человек и поэтому имеете право не ошибки
  • Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза
  • Не терзайте сами себя
  • Если вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить
  • Скажите себе «Нужно расслабиться»
  • Избегайте фраз типа «Мне нужно это сделать прямо сейчас, сию минуту». Пусть все идет своим чередом
  • Держитесь настоящего друга или близкого человека, который понимает вас
  • Запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей.
  • Не смотрите на жизнь как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она дает
  • Спросите себя: «Что может случиться самое плохое?». Затем задумайтесь, как вы поступите, если это произойдет. И вы поймете, что сумеете справиться
  • Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что пребывает вне предела вашего контроля, над чем вы не властны

ДОМА

  • Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем
  • Сходите в кино на ваш любимый фильм
  • Отключите телефон и полежите в теплой ванне
  • Купите сами себе букетик цветов
  • Поставьте музыку, сядьте поудобнее и закройте глаза
  • Сходите в парк
  • Вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни
  • Позвоните другу (или подруге) с хорошим чувством юмора
  • Налейте бокал вина, позвольте себе какой-нибудь деликатес
  • Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы 5 минут
  • Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы
  • Устройте себе спортивную разминку
  • Понежьте себя – массаж
  • Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги)
  • Напишите все те письма, которые собирались написать месяц назад
  • Сделайте себе какой-нибудь подарок
  • Побывайте у парикмахера
  • Подумайте о том, как вы питаетесь, и поменяйте рацион
  • Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь и хорошенько позавтракайте
  • Неплохое лекарство – эмоции, рождаемые чувственностью
  • Не ходите в магазины в часы пик
  • Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими
  • Купите кассету с шумом прибоя или джунглей
  • Пусть вечерняя ванна будет ароматическая
  • Сделайте что-нибудь исключительно и только для себя

НА РАБОТЕ

  • Попробуйте иной раз пообедать в одиночку, чтобы избежать «цеховых» пересудов
  • Не сердитесь на справедливую критику и сделайте выводы
  • Перед встречей и свиданием оставьте себе десять минут свободными.
  • Всегда старайтесь сделать так, чтобы время обеда было и время отдыха
  • Все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.), выбрасываете безжалостно
  • Купите себе игрушку, напоминающую начальство. Глуповато, но есть на чем сорвать злость
  • Время от времени вытягивайте ноги, поводите головой из стороны в сторону, распрямите спину
  • После окончания работы дайте себе десять минут, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами
  • Разнообразие любимых занятий делится на три группы: делаю, собираю, забочусь. Одни люди собирают сотни кактусов, голубей, попугаев, другие – нечто невероятное
  • Увлечения в большей степени определяют стиль жизни, имеют воспитательное воздействие на характер человека, заставляя расширять знания, культуру, становится духовно богаче. Хобби благоприятствует хорошему самочувствию, создает настроение, ощущение надежности и уверенности в завтрашнем дне.
  • «Формула выживания» профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходить 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма, расслабления, чувственной разрядки, «очищения». Переключение мыслей – вместо переживаний можно быстро придумать как исправить положение
  • Если можешь изменить обстоятельства – измени, не можешь изменить – измени отношение к ним
  • Жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами
  • Не переделывай окружающих под свой лад
  • Не оставайся один на один с неприятностями. Ничто не обескураживает больше, чем неудачи; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями от неудаче лучше всего с помощью воспоминаний об успехе. Это необычайно действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Любой из вас наверняка может о чем-то вспомнить с гордостью.
  • Совершенствуй себя (вырабатывай чувство собственного достоинства)
  • Не ожидай «манны небесной», будь реалистом
  • Умей смотреть на себя со стороны, люби и цени себя

Создание собственного «энергетического щита»

         Сделай глубокий вдох и полностью расслабь тело. Почувствуй, как расслабляются пальцы ног…, почувствуй,  как расслабляются ноги…почувствуй, как расслабляется живот… почувствуй, как расслабляются плечи и шея… почувствуй, как расслабляется голова… почувствуй, как расслабляется все  тело. Ты чувствуешь себя очень уютно. Теперь представь, что ты переносишься в какое-то волшебное место… это может быть остров, прекрасный волшебный остров. Этот остров называется Островом Спокойствия, потому, что там нет огорчений, одно лишь счастье. На этом острове ты можешь заниматься всем, что  тебе нравится. Посмотри, как ты это делаешь, как плаваешь в море, как играешь с друзьями, лакомишься любимыми сладостями. Почувствуй,  какой мир и веселье царят на Острове Спокойствия. Все там счастливы, прекрасны, безмятежны.

         Представь, что твой остров окружен оборонительным энергетическим щитом. Ты можешь увидеть его внутренним  оком. Этот энергетический щит пропускает на остров только все хорошее – любовь, счастливые мысли, друзей. Никто и ничто не может пробраться на остров без твоего приглашения. Энергетический шит очень мощный. Вокруг тебя могут бушевать бури, но ты на Острове Спокойствия полностью защищен от них благодаря энергетическому щиту.

         Столь же мощный энергетический щит ты можешь иметь вокруг своего тела. Представь, как он окружает тебя, невидимый и мерцающий.

         Теперь всего лишь на секунду представь, что кто-то говорит тебе злые слова, жестокие и несущие боль. Может кто-то кричит на тебя. Ты начинаешь расстраиваться, ощущаешь обиды…но вдруг… ты вспоминаешь про свой энергетический щит. Он окружает тебя со всех сторон, и злые слова просто отскакивают от него. Они не могут пробиться в твою душу, и крик не волнует тебя. Ты остаешься спокойным и уверенным в себе.

         Увидь себя спокойным, расслабленным и уверенным. Неприятности не достигают тебя, потому что ты окружен энергетическим щитом. Этот щит всегда вокруг тебя, и он совершенно невидим, но очень силен. Когда ты оказываешься в ситуации, которая могла бы расстроить тебя, ты можешь положиться на свой энергетический щит и видеть себя за ним улыбающимся и уверенным.

         Чувствуй себя спокойным и уверенным в любой ситуации. Это очень приятное ощущение. Когда ты спокоен и уверен, ты всегда делаешь именно то, что нужно. Теперь посмотри, как прекрасна и отчетлива картинка, которую ты создал, какие смелые и яркие краски. Заметь, что ты можешь сделать цвета еще ярче, как в телевизоре.

         Когда будешь готов, подвигай сначала пальцами ног и рук. Теперь потянись всем телом, открой глаза и подумай о своем энергетическом щите.


Приложение 5

Анкета обратной связи (примерная):

  1. Определите вашу включенность в работу:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

  1. Какие упражнения дались мне легко?
  2. Какие упражнения вызвали у меня трудности?
  3. Какие упражнения я считаю неприемлемыми, не нужными?
  4. Какие чувства посещали меня во время работы?
  5. Какие мысли возникали у меня?
  6. Удалость ли вам решить какие-нибудь свои вопросы?
  7. Что бы вы хотели пожелать себе?
  8. Что бы вы хотели пожелать ведущим тренинга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ

В данной статье на основе личного педагогического опыта автор пытается проанализировать некоторые недостатки организации процесса воспитания в детском коллективе, приводящие к потребительскому отношен...

тренинг сплочения коллектива

тренинг предполагает ряд упражнений для  осознания проблем и создания благополучного микроклимата в педагогическом коллективе...

тренинг сплочения коллектива

тренинг предполагает работу с педагогическим коллективом. выявление проблемы, пути решения...

Тренинг с молодыми учителями "Успешный учитель"

Цели: улучшение субъективного самочувствия, снятие психоэмоционального напряжения,  развитие самосознания, самопознания  и саморазвития; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченно...

Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"

Цель:Повышение эффективности взаимодействия  коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Тренинг сплочения коллектива (занятие для старшеклассников)

 Данный тренинг был разработан нами и апробирован на нескольких классных коллективах (в основном учащихся 9 -11классов). Имеет массу положительных отзывов от участников тренинга. Может быт...