Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов «Учитель - ученик»
методическая разработка по психологии

Буренкова Ирина Михайловна

Тренинг  разработан  для работы  с  педагогами.  Его  основной  целью явялется развитие коммуникативных навыков педагогов, средств проектирования индивидуального развития учеников, актуализации личного опыта педагога в общении с обучающимися, обучение эффективным способам профессионального  саморегулирования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_trening_uchitel-uchenik.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов «Учитель - ученик».

Цель: развитие у педагогов коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализацию личного опыта в общении с учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.

(В программе тренинга будут описаны упражнения, используемые лишь в основной части тренинга. Упражнения для разминки и завершения тренинга можно использовать любые.)

  1. Игра «Позиционное общение».

Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля  педагогического общения с учащимися.

Игра проводится в три этапа. На первом этапе психолог предлагает 2-м участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций взаимодействия учителя и ученика. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации: «Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы»; «Ученик курит в школе»; «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость» и т. п. Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: «учитель» строг, придерживается формально-оценивающего стиля, а «ученик» оправдывается, молча выслушивает нотации «учителя». Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил «ученик» от такой беседы, как чувствовал себя «учитель», какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. В ходе обсуждения участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно.

На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но участнику, играющему роль учителя, предлагается перейти на упрашивающий тон, в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать.

На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какие атмосфера и настрой должны отличать такую беседу и др.

  1. Упражнение «Ребенок».

Цель упражнения: формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям.

Группа участников рассаживается по кругу и каждый поочередно дает определение слова «ребенок» (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Ребенок – это…». Далее каждый заканчивает предложение так, как сочтет нужным.

При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.

  1. Упражнение «Встреча».

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия.

Учителя удобно устраиваются на своих местах. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно, подышите несколько минут» - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. по улице навстречу вам идет ребенок. Он подходит все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно подробнее рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру».

Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: «Опишите образ себя, какой вы были в детстве, который возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

  1. Упражнение «Моя первая учительница».

Цель: развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.

Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.

Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.  

  1. Упражнение «Интонация».

Цель: расширение диапазона коммуникативных возможностей учителя.

Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ученику. Например: «Молодец! У тебя все хорошо получается». При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица.

Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Психолог помогает каждому учителю найти наиболее выразительные интонации для общения с учащимися.

При составлении тренинга использована книга «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги» под авторством Самоукиной Н. В.

Необходимости концентрированного внимания

 всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься.

Артур Блох

Рекомендации учащимся по развитию внимания и внимательности

Верный путь развития внимания — приучать себя работать в самых разнообразных условиях, в шумной обстановке, стараться не замечать того, что мешает занятиям. Развитие устойчивости внимания человека связано с выраженностью его волевых качеств. Поэтому надо дисциплинировать себя, приучать себя даже в мелочах быть хозяином собственных действий.

Умейте сосредоточиться (дома, в школе), когда этого совсем не хочется. Рекомендуется почаще следовать принципу «надо», а не принципу «хочу».

Приучайте себя начинать работу с трудного и неинтересного, сначала выполнять дела, которые хочется отложить «на потом».

Хорошо развивает внимание чередование занятий легких и трудных, интересных и неинтересных, но при этом не следует забывать о перерывах.

Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения?

  • Необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы.
  • Нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания.

Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать.

  • Попробуйте смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение

    3 - 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно.

  • Упражнение "созерцание зеленой точки". Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 - 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же - борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня.

 Тренировки устойчивого внимания.

Полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.

Следующий параметр внимания - его объем. Объем внимания можно тренировать.

  • Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимум деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом.

Тренировки параметра распределения внимания.

  • Попробуйте одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой - свое имя, правой - фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать "20, 19, 18?1". Затем наоборот: говорить: "20, 19, 18?1", а писать в порядке возрастания. Это труднее.
  • Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой - треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятию эмоциональных перегрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА

Формировнае и воспитание к здоровому образу жизни в школе-интената 1 вида г.Кызыла...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...

Памятка родителям ученика средних и старших классов

Памятка «Мама, я уже не ребенок!» или «Трудный возраст» направлена на формированиеблагоприятного климата  и доверительных отношений в семье. Разработана специально для род...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА

Успешная социализация и здоровьесбережение учеников средних и старших классов ГБОУ СКО ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.Кызыла...