Выступление на Окружном семинаре "Формирование УУД как приоритетная цель образования нового поколения"
методическая разработка по психологии на тему

Долгова Анна Геннадьевна

Выступление на Окружном семинаре "Формирование УУД как приоритетная цель образования нового поколения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий как приоритетная цель школьного образования нового поколения

Подготовила педагог-психолог ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Долгова Анна Геннадьевна

Образовательные стандарты второго поколения появились не случайно — они стали ответом на реалии современного мира: процессы глобализации,

информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний. Для того чтобы успешно действовать в XXI веке, человеку недостаточно владеть предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, дадут возможность успешно общаться, управлять собственной деятельностью, работать в команде. Все это ставит перед образованием новые задачи,

заставляет по-иному строить образовательный процесс и технологию оценивания.

Новые стандарты опираются на концепцию духовно-нравственного развития, где обозначены нравственные идеалы и ценности. Ценностное основание стандарта особенно важно в связи с тем, что в России ныне утеряны многие ценности. Кроме того, необходимость перехода на образовательные стандарты второго поколения связана с тем, что инновационный, социально ориентированный тип развития страны, обозначенный в концепции развития России, возможен только за счет накопления нового качества человеческого капитала — российской идентичности, что невозможно без проектирования специального образовательного процесса.

Все это привело к пересмотру стандартов и необходимости внедрения новых. Обозначенные предпосылки подтверждают тот факт, что вектор развития школы меняется. От ученика требуется владение не только определенными предметными знаниями, но и универсальными учебными действиями (УУД) — совокупностью способов действия, обеспечивающих способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Образовательный стандарт предполагает, что у учащегося будут сформированы 4 группы универсальных учебных действий:

личностные — самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация;

регулятивные — управление своей деятельностью (целеполагание, планирование, прогназирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

коммуникативные — планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.

 ▪ познавательные — общеучебные, логические, постановка и решение проблем.

Личностные УУД:

  • личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; 
  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

  • Общеучебные
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Логические
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  • Постановка и решение проблем
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Естественно главный вопрос состоит в том, как должны формироваться универсальные учебные действия. Немного забегая вперед необходимо сказать о том, что психологу учреждения необходимо будет проводить работу по обучению педагогов выделять и находить универсальные учебные действия, то есть конкретизировать педагогам, что конкретно и как они должны развивать у детей.

В Интернете размещена разнообразная информация по методам и способам таких обучающих мероприятий. Одним из наиболее интересных методов, на мой взгляд, является использование анализа мультфильмов. Причем этот метод можно использовать как с педагогами, так и с детьми.

Рассмотрим пример, по нахождению и выделению  УУД.

Для начала я предлагаю посмотреть всем известный мультфильм «Кто сказал мяу!»

Какие УУД он отражает:

  • Регулятивные - целеполагания,
  • Познавательные - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно - следственных связей;
  • коммуникативные -постановка вопросов.
  • Мультик отражает такие УУД: создание проблемной ситуации, познавательный поиск, коммуникативные связи.

Что полезного "транслирует" детям:

  • способ нахождения на интересующий вопрос, умение общаться, устанавливать коммуникативные связи
  • Создавая проблемную ситуацию, мультфильм знакомит ребят через щенка с окружающим животным миром: кто как говорит.

«Как обезьянки обедали?»

Какие УУД он отражает:

  • готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познанию нового, умение решать проблемные ситуации в команде
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях.

Что полезного "транслирует" детям:

  • навыки командной работы, умение договариваться, решать конфликтные ситуации
  • неумение героев мультика соотносить поступки с принятыми морально- этическими принципами.

Четких рекомендаций по формированию универсальных учебных действий в стандартах не прописана. Поэтому педагогам и психологам в совместном тандеме необходимо будет разработать методы и формы формирования УУД.

        Еще один вопрос, который  волнует психологов. Есть ли методики, которые позволяли бы объективно измерять уровень развития универсальных учебных действий. Четкого ответа на этот вопрос в стандартах нет.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерение сформированности УУД проводятся при поступлении ребенка в школу.

Диагностика:

  • уровень развития личностных компетенций
  • уровень развития метапредметных компетенций

Диагностика уровня развития личностных компетенций – сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся.

  • Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (автор Нежнова Т.А., модификация А.М. Прихожан)
  • Методика диагностики личностных особенностей учащихся «Рисунок человека» (автор К.Маховер, модификация А.Л.Венгера)

Диагностика уровня развития метапредметных компетенций – овладение обучающимися УУД – познавательными, регулятивными, коммуникативными, составляющими основу умения учиться.

  • Методика оценки сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности (авторы Кумарина, Аргинская, Нечаева)

Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что  вопрос о новых задачах профессиональной деятельности педагога-психолога представляется актуальным в связи с происходящей модернизацией системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ    ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...

Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ    ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...

Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения

Перспективно педагогический проект.Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей....

Новые цели школьного физического образования – новые учебные задачи

Презентация посвящена пошаговому решению задач при подготовке урока в формате ФГОС...

"Кванториум" - дополнительное образование нового поколения

Доклад на тему актуальности  внедрения кванториумов в систему дополнительного образования...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...