Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения
проект (8 класс) на тему

Сергеева Вероника Григорьевна

Перспективно педагогический проект.

Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx71.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Анненская СОШ

Перспективно педагогический проект

Тема:

Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения

Молодой специалист:

Копытова Вероника Григорьевна

2015

Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей.

Задачи:

  • донести до родителей суть современного образования
  • заинтересовать учащихся в посещении кружков и секций

Участники:  учащиеся 8 «а» класса и их родители

Сроки реализации проекта: 1 октября 2015 года по 1 ноября 2015 года

Актуальность проекта

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методические объединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам.

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. В МОУ Анненская СОШ предоставляет возможность посещать учащимся такие кружки, как:

  • «Волшебная кисть»
  • «Туризм»
  • «Легион» (лего - конструирование)
  • «Искатель»
  • «Спортивные игры»
  • «Шахматы»
  • «Сам себе спасатель»
  • «Юный эколог»
  • «Шанс» (редакция школы)

Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс “История Калининского района Санкт-Петербурга”; в ряд разделов по истории — “Историю древнего мира”, “Историю средних веков”, “Историю религий” и др. — введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают Государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

В качестве примера можно привести опыт взаимодействия МОУ Анненской СОШ с музыкальной школой с. Анненское, а также и с Анненским клубом. Там предоставляется такое дополнительное образование как

  • Хореография
  • Колобок (лепка из соленого теста)
  • Театральный кружок
  • Ритмика
  • Рисование
  • Квиллинг

 Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу до профессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.

Не менее интересен и опыт небольших городов. Например, в г. Озерске Челябинской области апробируется инновационная система образовательной и воспитательной деятельности социально-педагогического комплекса дополнительного, базового и профессионального образования. Здесь создан Социально-педагогический образовательный комплекс, объединивший в единую структуру Дворец детского творчества, клубы по месту жительства, общеобразовательную школу с углублённым изучением предметов культурологического цикла и художественное отделение педагогического колледжа. Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, предлагаемым Дворцом и клубами. Повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов Дворца, особенно в старшей возрастной группе. Продолжив по окончании 9-го класса учебу в педагогическом колледже, подростки могут получить специальность “педагог дополнительного образования” и без адаптационного периода начать работу в системе дополнительного образования детей. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Описание проекта

Весь процесс работы над проектом строился в четыре этапа.

На организационном этапе работы по проекту провела анализ посещения кружков, результаты показали, что посещают на несколько направлений – 21 % детей, посещают одно или два навправления-27 %, посещают одно направление - 52%(график 1).

 

График

График 1. Мониторинг посещения дополнительного образования

 

Было проведено анкетирование родителей на тему «Современный школьник и доп. образование» для выявления знаний в области осведомленности  об занятиях посещаемых их детьми.

26%- знают, интересуются

25% - не знают, но интересуются

20% - не знают, не интересуются

29% - не участвовали

 

В результате анкетирования выделились три группы родителей.

Первая группа – 26% - родители обладают знаниями в вопросах дополнительного образования. Вторая группа – 25% - родители, которые не очень интересуются педагогикой, но их волнует проблема дополнительного образования их ребенка. Третья группа – 20% - родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией, связанной со образованием ребенка. Анализ результатов показал, что большинство опрошенных родителей согласны оказывать помощь в процессе формирования у детей творческих направленностей и приобщению их к здоровому образу жизни, так как самой первой ценностью родителей считают здоровье и будущее их детей, а потом уже материальный достаток.

В целях оптимизации взаимодействия с родителями постаралась выбрать формы работы целесообразно целям своей деятельности.

Во время педагогической практики в МОУ Анненская СОШ я разрабатывала перспективный план праздников и развлечений для детей на 2014-2015 учебный год, перспективный план  работы с родителями в процессе реализации проекта, перспективный план работе кружков и их посещению.

Реализация проекта предполагает непосредственно образовательную деятельность детей на занятиях в кружках, поэтому мною был составлен календарь занятий. Реализация проекта на практическом этапе велась по блокам.

Наглядно-информационный блок

С учетом специфики работы и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми выбрала наглядно-информационные формы работы:

  • Сборник информации «Современный школьник и его образование» для родителей и детей
  • Сборник информации «Кружки» для информационного стенда, в которую входят рекомендации и памятки для родителей по физкультурно-оздоровительной работе.
  • Время консультаций для родителей.

Эти формы работы имеют высокую оценку родителей, которые, согласно опросу, находят их информативными и интересными.

Информационно-ознакомительный блок

Важным и действенным средством, по взаимодействию с семьей, считаю привлечение родителей к участию в разнообразных формах информационно-ознакомительной работы:

На родительское собрание от 21.10.2015 подготовила доклад на тему «Дополнительное образование», и ознакомила родителей с организацией и работой всех кружков.

Согласно перспективному плану провела консультации и беседы с родителями о пользе дополнительного образования.

Анализ работы в рамках проекта с детьми и родителями:

На итоговом этапе реализации проекта провела мониторинг уровня физического развития детей, который показал, что посещают несколько кружков – 76% детей, 1-2 кружка – 18%, 1 кружок - 6%. (График 3.)

 

График

График 3. Посещения занятий дополнительного образования

 

Повторное анкетирование родителей на тему «Дополнительное образование в Вашей семье», целью которого было выявить уровень осведомленности родителей в вопросах современного образования и включенности в педагогический процесс на итоговом этапе проекта 

83% - знают, интересуются

12% - не знают, не интересуются

5% -не приняли участие, но с ними были проведены беседы 

Анализ результатов анкетирования показал, что родители, не принявшие в начале проекта участие, заинтересовались работой родительского клуба,

  • 33% - родители пополнили уровень знаний в вопросах физического воспитания и оздоровления и являются активными участниками клуба.
  • 35% - родителей волнует проблема гуманитарного развития их ребенка.
  • 12% - родители, заинтересовавшиеся в вопросах технического образования детей

В результате всей проведенной работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Результаты работы

По итогам мониторинга посещаемости дополнительного образования детьми выявила, что за октябрь 2015 года наблюдается рост посещаемости детьми кружков и секций. Это можно объяснить тем, что сотрудничество с родителями и преподавателями данных занятий, положительно повлияло на заинтересованность детей.

 

График

График 5. Сравнительный мониторинг посещения детьми дополнительного образования

 

Перспективы на следующий год:

  • Продолжать совместную работу с родителями.
  • Разработать рекомендации по активности детей в секциях и кружках.
  • Продолжать формировать предметно-развивающую среду.
  • Изучить и внедрить новые формы и методы совместной работы с родителями.
  • Охватить не менее 80% семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД по иностранному языку в рамках реализации задач Стандартов нового поколения

Цель: ознакомить учителей с понятием и характеристиками УУД в рамках требований Стандарта нового поколения по предмету «иностранный язык»Задачи:познакомить с понятием, функцией, видами, характеристика...

"Реализация идей стандарта нового поколения в УМК "Счастливый английский.ру" К.и М. Кауфман для начальной школы".

Выступление на Международной конференции для учителей английского языка "Актуальные проблемы иноязычного образования в условиях реализации ФГОС нового поколения  в рамках творческой мастерс...

Место дополнительного образования в системе общего образования детей

Материал курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования -  статья Логиновой Л.Г.,доцента педагогических наук,профессора АПК и ППРО....

Эссе «Роль и место дополнительного образования в современной модели образования»

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том...

Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.

Актуальные вопросы разработки ДООП. Материал полезен педагогам, методистам образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы....

"Кванториум" - дополнительное образование нового поколения

Доклад на тему актуальности  внедрения кванториумов в систему дополнительного образования...