Программа психологического сопровождения одаренных детей
рабочая программа по психологии по теме

Ларина Мария Ивановна

На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь

одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть  одаренного ребенка в сфере образования  очень сложно. Посей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят  по успеваемости школьника. Правильно ли это?

Однако у одаренного ребенка много  социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: педагог-психолог Ларина Мария Ивановна               

Актуальность

На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь

одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть  одаренного ребенка в сфере образования  очень сложно. Посей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят  по успеваемости школьника. Правильно ли это?

Однако у одаренного ребенка много  социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

         Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной устойчивости.

2. Формирование навыков саморегуляции.

3.  Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4.  Формированию  коммуникативных  навыков;

Планируемые результаты:

  1. Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.
  2. Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.
  3. Снизить уровень  тревожности.

Список литературы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников/ авт.-сост. А.В.Комарова.- Минск: Красико-Принт, 2008г.- 176с.
  2. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт.-сост. И.В. Чумаков, - Волгоград: Учитель, 2008г.-462 с.
  3. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение 1991.- 303с.: ил.- (Психол. наука – школе).
  4. Ломтева Т.А.  «Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М.: Дрофа- Плюс, 2005.- 272с.: ил.- (Психология для всех и для каждого).

                    План психологического сопровождения одаренных детей.

Месяц

Наименование работы

1

Сентябрь

1. Подготовка к проведению диагностических        мероприятий

2. Беседа с администрацией по данному вопросу.

3. Разработка программы, подбор дидактического материала к занятиям.

2

Октябрь

  1. Беседа с классными руководителями  по вопросу одаренности.
  2. Проведение диагностических мероприятий по проблеме интеллектуальной, творческой и социальной одаренности.
  3. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  4. Выступление на педсовете:

     «Одаренный ребенок в образовательной      системе».

3

Ноябрь

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Консультация для родителей:

«Что такое одаренность?»

4

Декабрь

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Беседа с классными руководителями по вопросу проведения занятий и результативность их.
  3. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.

5

Январь

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.

6

Февраль

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.

7

Март

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.

8

Апрель

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.
  3. Выступление на родительском собрании.

Тема: «Одаренный ребенок в семье. Как ему помочь?»

9

Май

  1. Анализ результатов. Подведение итогов психологического сопровождения одаренных детей.
  2. Обсуждение результатов с администрацией.

   

Занятие №1

Цель: Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга.

Оборудование:

Листочки для групповой работы, магнитофон с расслабляющей музыкой.

Ход занятия:

I. Все мы здесь собрались, чтобы стать умнее, сильнее, научиться вести себя, наиболее приемлемо в мире людей. Мы хотим стать преуспевающими личностями, уметь достигать успехов в любом деле.       Занятия наши отличаются от учебных и здесь должны быть другие правила. Ваше право выработать эти правила. Для этого разделимся на группы. В течение нескольких минут каждая группа должна придумать несколько правил как бы хотелось бы вам общаться друг с другом.

          Выработка правил:

  1. Называть всех по именам.
  2. Уважительно относиться к другому.
  3. Не перебивать при разговоре.
  4. Помогать советом любому.

II. Знакомство.

Игра: «Мое имя». Назвать имя и качество, которое отличает тебя от других.

Игра: «Геометрическая фигура»

Изобразите любую геометрическую фигуру и раскрасьте ее любым цветом, который соответствует твоему настроению. Толкование:

КРУГ- стремление к общению

ЗИГЗАГ- творческий человек

КВАДРАТ- неутомимый труженик.

ТРЕУГОЛЬНИК- лидер

ПРЯМОУГОЛЬНИК- состояние перехода и изменений, неудовлетворенность тем состоянием, в котором пребываете.

Обратить внимание на цветовую гамму.

 III. Анализ занятия.

Узнать, что нового узнали о себе. Согласны ли они с полученными результатами. Что понравилось, а что нет.

Вывод: Ребята вы уже заметили, что каждый из нас отличается друг от друга. Подумайте, хорошо или плохо это? Это будет вашим домашним заданием.

Занятие №2

Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.

Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.

Ход занятия:

I. Игра: «Имя оживает»

Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ, который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Нарисуйте его на листе бумаги.

                                 Рисунок цветка.

II. Рассказ о своем цветке.

Каждый, кто пожелает, может рассказать о своем цветке.

III.  Анализ. Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие чувства испытываете?

Вспомнить игру: «Шкатулка добрых слов»

Детям предлагается красивая, хорошо оформленная шкатулка, куда дети наговаривают друг другу добрые слова.

Занятие № 3

Цель:  Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.

Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.

Ход занятия:

I. Постановка проблемы.

«Хорошо ли вы знаете друг друга, как вам кажется?»

Предлагаю проголосовать.

Организация голосования. Выяснить какое количество детей считают, что хорошо знают друг друга, а какое нет.

Кто прав?

Предлагаю выяснить с помощью игры: «Узнай друга по голосу по руке и т.д.»

II. Игра : «Узнай друга по ладошке»

Девочки угадывают по ладошке мальчиков, а мальчики девочек.

III. Вывод: Все мы разные и нам порой кажется, что мы знаем друг друга. Конечно, нет. Так значит, мы не можем знать друг друга до конца. Стоит ли нам, таких разных уважать и считаться друг с другом?

Желаю вам быть уважительнее друг к другу.

Занятие № 4

Цель: Развивать умение позитивного отношения к себе и  друг другу. Учить детей повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной стороны.

Оборудование: диск с расслабляющей музыкой.

Ход занятия:

I. Игра: «Мне в этой жизни везет»

Вам предстоит рассказать небольшую историю, начиная с фразы: «мне в этой жизни везет».

II. Выбрать самого везучего.

III.  Знакомство с аутогенной тренировкой.

Под расслабляющую музыку звучат слова о том, что у каждого может все в жизни получится как хочется, надо лишь стремиться к этому.  

Волшебные слова: Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!

Дети красиво записывают волшебные слова. Уносят домой, а затем они должны повесить их на самое видное место и в самую неприятную минуту их перечитать.

Занятие № 5

Цель: Познакомить с понятием «самооценка». Провести индивидуальную диагностику самооценки. Способствовать формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к самому себе и другому.

Оборудование: диск с веселой музыкой, ручку и лист бумаги.

Ход занятия:

I.  Беседа о самооценке. Что такое самооценка? Какая она бывает?

Самооценка – это оценка человеком самого себя. Самооценка не приходит сама по себе это результат работы мозга. Могут ли окружающие люди влиять на самооценку? Как вы думаете?

 II. Упражнение «Моя самооценка»

«Какой Я?»

качества

Да

Нет

Иногда

Не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый

9

Трудолюбивый

10

Честный

 

III. Игра «Поделись добротой»

Дети рисуют на карточке в форме сердечка доброту, затем дарят ее однокласснику.

Занятие №6

Цель: Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных логических задач. Дать понятие отдыха. Познакомить основными приемами отдыха.

Оборудование: лист бумаги с ручкой, песня-клип «Друзья».

Ход занятия:

     I. Интеллектуальная разминка.

Задание 1

Вставить слово, которое служит окончанием первого и началом второго.

    БАЛ ( .  .  . ) ЕДА

    СНА ( . . .) ОВОЙ

   Задание 2

Исключите лишнее слово.

КОХЙЕК

СНИНЕТ

ОЖИВТ

ЛУФОБТ

Задание 3

Реши логическую задачу

2   4    6  8  10   …….

2   1    2  3   2   4  2 ……….

10    8     6    4  ……………

II. Беседа об умении отдыхать. Как вы отдыхаете дома?

Методы отдыха:

Предложить детям сделать расслабляющий массаж головы.

Предложить посмотреть песню-клип «Друзья».

     

     III. Сделать вывод о том, что веселая песня может поднять настроение и снять усталость.

Занятие №7

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Продолжать развивать уверенность в своих силах. Стремление понять другого и желание ему помочь.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

     

 Ход занятия:

  1. Интеллектуальная разминка.

Задание 1

Исключи лишнее.

ЗОАК

ВОРАКО

ОБАСАК

РИТГ

Задание 2

Найди логическую последовательность.

1    3   6  10   15 ….. (21). Разница 2.3.4.5

3    8      13     18   23   … (28) разница между числами на 5 с увеличением.

 II.         Беседа об уверенности. Кто такой уверенный человек?

Какой он? Вспомнить позу уверенного человека.

  1.  Создание рисунка уверенного человека.

Придумать ему имя. Рассказать где живет есть ли у него друзья. Похож ли он на тебя?

     

Занятие № 8

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить с релаксацией. Дать понятие релаксации. Показать один из способов релаксации.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

     

Ход занятия:

I. Интеллектуальная разминка. Необходимо решить 9 логических задач.

  1. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?          (9 пароходов) 
  2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?          (4 кошки, в каждом углу по кошке /можно показать на наглядном материале/) 
  3. Как в решете воды принести?          (Когда вода замерзнет, превратится в лед.) 
  4. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?          (8 человек).
  5. Из какой посуды нельзя ничего съесть?          (Из пустой.) 
  6. Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна - папа, слева от окна - Вова, спиной к окну - мама. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? (6 вариантов - показать на наглядном материале.) 
  7. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом - еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?          (В январе деревья не зацветают.)
  8. Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Нина 1 часть, осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад?          (На 6 частей.)
  9. Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько - ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи?          (На низких участках дороги.)

II. Знакомство с релаксацией. Рассказать, что такое релаксация. Познакомить с релаксацией под музыку.

Занятие № 9

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Дать понятие что такое чувства, какими они бывают.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

     

Ход занятия:

  1. Решение логических задач

"Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.

развитие мышления у детей

Кто из девочек самый грустный?

2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"

развитие мышления у детей

  1. Беседа о чувствах.

Что такое чувства?

Какими они бывают?

Нужно ли контролировать свои чувства?

  1. Релаксация.

Занятие № 10

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить со способами восстановления дыхания перед волнением.

                     

Ход занятия:

I. Задачи для решения.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

  1. Беседа о том, как и при каких обстоятельствах люди испытывают волнение. Вспомнить когда последний раз волновался ты сам. Как себя успокаивал?
  2. Познакомить с основными способами восстановления дыхания при волнении ( элементы дыхательной гимнастики)

Глубокий вдох- выдох, прерывистый вдох – выдох.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение одаренных детей

На протяжении всего доклада решается важный вопрос: "Одаренный ребенок - дар или наказание?"....

Семинар для психологов "Психологическое сопровождение одаренных детей"

Одаренные дети - уникальные, им нелегко в этом неспокойном мире. Они чрезвычайно уязвимы, поэтому требуют особого внимания. Общество, государство не имеет права терять ни одного из них, ведь, теряя та...

Программа психологического сопровождения "Одаренные дети"

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускоре...

Психологическое сопровождение одаренных детей

Деятельность психологической службы по работе с "одаренными детьми" .План-работы с одаренными детьми....

Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе

В презентации предаставлено содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе. Краткие определения об: -одаренном ребенке,-одаренность и способности-тр...

Программа психологического сопровождения одаренных учащихся "Плеяда дарований"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16285379","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"341"}}]]...

Программа психологического сопровождения "Одаренные дети"

В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.Актуальность...