Памятка для учителей и родителей по социализации подросткового возраста
методическая разработка по психологии на тему

Кульпина Марина Сергеевна

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и учебной деятельности.

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит из представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.

Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 17 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, в этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности:

  1. развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.
  2. развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.

  1. Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе. 

На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.

  1. Общение и дружба. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно. Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы по расчету.

Учитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:

  1. формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.
  2. поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
  3. говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
  4. отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
  5. не применять негативных оценочных суждений.
  6. не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
  7. принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
  8.  создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать;
  9. получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека;
  10. расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

                                                                                                                           

                                                                                                                     

 

Кульпина М.С., педагог-психолог

Михайлова И.Ю., педагог-психолог

МБОУ «СОШ №9» г. Абакан, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Что необходимо знать родителям восьмиклассников о подростковом возрасте

Материал представляет собой краткое описание особенностей подросткого возраста, содержит рекомендации для родителей , способы разрешения возникающих проблем....

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

Советы родителям о воспитании подростков...

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

Памятка о поведенческих изменениях, происходящих с детьми, переходящими в подрастковый период. Будет полезна для классных руководителей 5-6 классов.Оригинал создан в программе Microsoft Publisher, мог...

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"...

Памятка "Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста?"

Материал содержит тезисы на выступлении родительского всеобуча «Как  правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста? (рекомендации родителям в период каникул...