Конспект урока "Критерии описания профессии"
план-конспект урока по психологии (9 класс) на тему

Данный урок входит в курс по профориентации учащихся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kriterii_opisaniya_professii.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №11

Основные критерии описания профессий

Цель: 

формирование у учащихся умения анализировать профессии по совокупности критериев (предмет труда, цель труда, условия труда, средства труда); формирование портрета будущей профессии

Ход урока

1. Организационное начало

2. Вступительное слово. Повторение.

- Назовите профессии по классификации Е.А. Климовой: Ч-Ч; Ч-ХО, Ч-Т, Ч-З, Ч-П

3. Основная часть.

1) Информационное сообщение педагога о других критериях анализа профессии (презентация на компьютере):

Основные критерии выбора профессии

Критерий 1.

        Род занятий – характеристика трудовой деятельности, отражающая степень зависимости работника от работодателя.

  1. Наёмная работа (работники госучреждений и частных фирм)
  2. Свободная профессия (профессионалы реализуют свой труд, знания, умения не через работодателя, а самостоятельно)
  3. Предпринимательская деятельность, бизнес (человек организует своё дело для получения прибыли)

Критерий 2.

        Предмет труда – материал, который человек в процессе труда изменяет, преобразует, исследует, контролирует (в зависимости от цели работы).

  1. Природа (неживая – сырьё, вещества, энергия), живая (растения, животные)
  2.  Техника, технические изделия, устройства, системы, детали, и т.д.
  3.  Человек (его здоровье, образование, поведение, состояние, настроение, его потребности и нужды и т. д.)
  4. Знаки  (тексты, цифры, графики, чертежи)
  5.  Художественные образы (картины, тексты книг, скульптуры, спектакли, дизайн, музыка)

Критерий 3.

        Вид деятельности – характеристика профессии, отражающая характер труда и его цели.

  1. Управление – организация деятельности объектов, учреждений, механизмов,групп людей.
  2. Обслуживание – осуществление сервисных функций в отношении людей, механизмов, технических устройств.
  3. Образование – преподавательская деятельность, обучение, воспитание
  4. Оздоровление – восстановление деятельности и нормального функционирования объектов, организаций, людей.
  5. Творчество культурно-эстетическое оснащение  деятельности объектов.
  6. Производство – деятельность, направленная на изготовление объектов по установленным образцам.
  7. Конструирование – деятельность по созданию новых видов, форм, моделей объектов.
  8. Исследование – деятельность, направленная на подробное, детальное изучение объектов.
  9. Защита - деятельность, направленная на обеспечение безопасности от посягательств на объект извне.
  10.  Контроль – деятельность. Направленная на слежение за правильной работой и функционированием объектов.

Критерий 4.

Средства, орудия труда – те инструменты, которые используются в работе.

Внешние:

  1. Ручные инструменты (слесарные, столярные, медицинские)
  2. Механизмы, машины (станки, автотранспорт)
  3. Автоматы, автоматизированные системы (станки-автоматы, автоматизированные химические производства и т.д.)
  4. Электронные устройства (средства связи, научные приборы и т.д.)
  5. Знаки (тексты, изображения, звуки, цифры, таблицы, графики и т.д.)

Внутренние, т.е. присущие самому человеку:

  1. Тело в целом, или руки и / или ноги
  2. Органы чувств (восприятия): зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
  3. Речь, мимика, пластика, жестикуляция (внутренние средства общения, передачи информации, знаний, создания художественных образов)
  4. Интеллект: мышление, воображение, память, внимание интуиция

Критерий 5.

Характер деятельности

  1. Работа чётко определена (правилами, инструкциями)
  2. Работа достаточно чётко определена (правилами, инструкциями, но иногда возникают ситуации требующие принятия решений)
  3. Работа постоянно ставит новые задачи (требует постоянной активности, решения новых проблем, оригинальных решений)

Критерий 6.

Форма организации труда предполагает такие условия работы с людьми, которые позволяют работнику наиболее полно проявить свои способности и знания.

  1. Индивидуальная (человек выполняет свою работу полностью самостоятельно от начала и до конца и отвечает за её качество)
  2. Коллективная (результат работы зависит от людей, работающих в коллективе)

Критерий 7.

Ролевые функции в трудовой деятельности означают распределение статусов в трудовом коллективе.

  1. Исполнитель (работа по указанию руководителя)
  2. Организатор собственной деятельности (самостоятельное планирование, работы, распределение рабочей нагрузки и т.д.)
  3. Организатор работы других людей (руководитель)

Критерий 8.

Объём контактов с другими людьми

  1. Немногочисленные, не отнимающие много времени от работы
  2. Многочисленные с сотрудниками по работе
  3. Многочисленные с клиентами, группами людей, посетителями.

Критерий 9.

Уровень ответственности

  1. Средняя, обычная
  2. Повышенная материальная (за сохранение имущества, денег, оборудования ит.д.)
  3. Повышенная моральная (за руководство людьми, за обучение и воспитание людей, за соблюдение законности и т.д.)

Критерий 10.

Условия труда

  1. В помещении
  2. На открытом воздухе
  3. Иногда в помещении, иногда на открытом воздухе
  4. В разъездах, командировках

2) Игра «Угадай профессию» - отработка у учащихся умения анализировать профессии по указанным критериям.

        Правила игры. Весь класс делится на 2 команды. Одна команда загадывает профессию по заданным критериям, другая отгадывает, затем меняются ролями. (до трёх раз) По оному очку начисляется команде, если она угадала загаданную профессию и отгадали ту профессию, которая загадана.

        Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

3) «Портрет подходящей профессии» - формирование учащимися портрета будущей профессии (заполнение таблицы в тетради) По основному и запасному выбору.

Портрет подходящей профессии

Критерий

Подходящий вариант

1.

Род занятий

2.

Предмет труда

3.

Вид деятельности

4.

Средства, орудия труда

5.

Характер деятельности

6.

Форма организации труда

7.

Ролевые функции

8.

Объём контактов с другими людьми

9.

Уровень ответственности

10.

Условия труда

4. Тест по теме «Критерии описания профессии»

  1. Род занятий – это:

а) вид деятельности    

б) характеристика трудовой деятельности по степени зависимости  

в) сфера деятельности

2. Человек-знак – это группа профессий, характеризующихся:

А) по средствам труда;

Б) по характеру труда;

В) по предмету труда.

3. К какому виду деятельности относится профессия провизор:

        А) защита

Б) обслуживание

В) производство

Г) контроль

       4. Выбери одно из самых важных  средств труда, необходимых преподавателю:

А) таблицы

Б) компьютер

В) речь

       5. Что понимается под характером деятельности?

   А) определённость выполняемой работы в соответствии с должностными инструкциями

   Б) наличие орудий труда, характеризующих ту или иную профессию;

   В) материал, который человек использует в процессе труда

6. Какая профессия предусматривает только коллективный труд?

        А) врач

        Б) инженер-строитель

        В) ланшафтный дизайнер

7. Какая профессия требует повышенной материальной ответственности:

        А) маркетолог;

        Б) логистик;

В) инкассатор.

      8. Какая профессия характеризуется немногочисленными контактами с другими людьми?

        А) воспитатель в детском саду

        Б) машинист тепловоза

        В) менеджер

       9. Какую ролевую функцию выполняет офис-менеджер?

        А) исполнитель

        Б) организатор собственной деятельности

        В) организатор работы других людей

       10. К условиям труда относится:

        А) работа в командировках

Б) индивидуальная работа

В) образование работника

Ответы:1б, 2а и в, 3б, 4в, 5а, 6б, 7в, 8б, 9а и б, 10а.

5) Подведение итогов занятия

 Продолжи предложения:

         Самыми важными характеристиками (критериями) будущей профессии для меня являются _________________________________________________________

Из занятия «Основные критерии описания профессий» я узнал(а)____________________________________________________________________

Задания в группах:

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №1 «Род занятий»

………………………………………

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №2 «Предмет труда»

……………………………………………………………………….

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №3 «Вид деятельности»

…………………………..

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №4 «Средства труда»

……………………………………………………………………………….

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №5 «Характер деятельности»

………………………………………………………………………………..

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №6 «Форма организации труда»

………………………………………………………………………………..

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №7 «Ролевые функции»

………………………………………………………………………………..

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №8 «Объём контактов с другими людьми»

………………………………………………………………………………..

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №9 «Уровень ответственности»

………………………………………………………………………………..

  1. Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №10 «Условия труда»

………………………………………………………………………………..

Портрет подходящей для меня  профессии

Критерий

Подходящий вариант

1.

Род занятий

2.

Предмет труда

3.

Вид деятельности

4.

Средства, орудия труда

5.

Характер деятельности

6.

Форма организации труда

7.

Ролевые функции

8.

Объём контактов с другими людьми

9.

Уровень ответственности

10.

Условия труда

……………………………………………………………………………………………………

Портрет подходящей для меня  профессии

Критерий

Подходящий вариант

1.

Род занятий

2.

Предмет труда

3.

Вид деятельности

4.

Средства, орудия труда

5.

Характер деятельности

6.

Форма организации труда

7.

Ролевые функции

8.

Объём контактов с другими людьми

9.

Уровень ответственности

10.

Условия труда

……………………………………………………………………………………………………

Портрет подходящей для меня  профессии

Критерий

Подходящий вариант

1.

Род занятий

2.

Предмет труда

3.

Вид деятельности

4.

Средства, орудия труда

5.

Характер деятельности

6.

Форма организации труда

7.

Ролевые функции

8.

Объём контактов с другими людьми

9.

Уровень ответственности

10.

Условия труда

……………………………………………………………………………………………………

Тест по теме «Критерии описания профессии»

1. Род занятий – это:

а) вид деятельности    

б) характеристика трудовой деятельности по степени зависимости  

в) сфера деятельности

2. Человек-знак – это группа профессий, характеризующихся:

А) по средствам труда;

Б) по характеру труда;

В) по предмету труда.

3. К какому виду деятельности относится профессия провизор:

        А) защита

Б) обслуживание

В) производство

Г) контроль

       4. Выбери одно из самых важных  средств труда, необходимых преподавателю:

А) таблицы

Б) компьютер

В) речь

       5. Что понимается под характером деятельности?

   А) определённость выполняемой работы в соответствии с должностными инструкциями

   Б) наличие орудий труда, характеризующих ту или иную профессию;

   В) материал, который человек использует в процессе труда

6. Какая профессия предусматривает только коллективный труд?

        А) врач

        Б) инженер-строитель

        В) ланшафтный дизайнер

7. Какая профессия требует повышенной материальной ответственности:

        А) маркетолог;

        Б) логистик;

В) инкассатор.

      8. Какая профессия характеризуется немногочисленными контактами с другими людьми?

        А) воспитатель в детском саду

        Б) машинист тепловоза

        В) менеджер

       9. Какую ролевую функцию выполняет офис-менеджер?

        А) исполнитель

        Б) организатор собственной деятельности

        В) организатор работы других людей

       10. К условиям труда относится:

        А) работа в командировках

Б) индивидуальная работа

В) образование работника

Основные критерии выбора профессии

Критерий 1.

        Род занятий – характеристика трудовой деятельности, отражающая степень зависимости работника от работодателя.

1. Наёмная работа (работники госучреждений и частных фирм)

2. Свободная профессия (профессионалы реализуют свой труд, знания, умения не через работодателя, а самостоятельно)

3. Предпринимательская деятельность, бизнес (человек организует своё дело для поучения прибыли)

Критерий 2.

        Предмет труда – материал, который человек в процессе труда изменяет, преобразует, исследует, контролирует (в зависимости от цели работы).

1.  Природа (неживая – сырьё, вещества, энергия), живая (растения, животные)

2.  Техника, технические изделия, устройства, системы, детали, и т.д.

3.  Человек (его здоровье, образование, поведение, состояние, настроение, его потребности и нужды и т. д.)

4. Знаки  (тексты, цифры, графики, чертежи)

5.  Художественные образы (картины, тексты книг, скульптуры, спектакли, дизайн, музыка)

Критерий 3.

        Вид деятельности – характеристика профессии, отражающая характер труда и его цели.

  1. Управление – организация деятельности объектов, учреждений, механизмов,групп людей.
  1. Обслуживание – осуществление сервисных функций в отношении людей, механизмов, технических устройств.
  2. Образование – преподавательская деятельность, обучение, воспитание
  3. Оздоровление – восстановление деятельности и нормального функционирования объектов, организаций, людей.
  4. Творчество -  культурно-эстетическое оснащение  деятельности объектов.
  5. Производство – деятельность, направленная на изготовление объектов по установленным образцам.
  6. Конструирование – деятельность по созданию новых видов, форм, моделей объектов.
  7. Исследование – деятельность, направленная на подробное, детальное изучение объектов.
  8. Защита - деятельность, направленная на обеспечение безопасности от посягательств на объект извне.
  9.  Контроль – деятельность. Направленная на слежение за правильной работой и функционированием объектов.

Критерий 4.

Средства, орудия труда – те инструменты, которые используются в работе.

Внешние:

1. Ручные инструменты (слесарные, столярные, медицинские)

  1. Механизмы, машины (станки, автотранспорт)
  2. Автоматы, автоматизированные системы (станки-автоматы, автоматизированные химические производства и т.д.)
  3. Электронные устройства (средства связи, научные приборы и т.д.)
  4. Знаки (тексты, изображения, звуки, цифры, таблицы, графики и т.д.)

Внутренние, т.е. присущие самому человеку:

  1. Тело в целом, или руки и / или ноги
  2. Органы чувств (восприятия): зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
  3. Речь, мимика, пластика, жестикуляция (внутренние средства общения, передачи информации, знаний, создания художественных образов)
  4. Интеллект: мышление, воображение, память, внимание интуиция

Критерий 5.

Характер деятельности

  1. Работа чётко определена (правилами, инструкциями)
  2. Работа достаточно чётко определена (правилами, инструкциями, но иногда возникают ситуации требующие принятия решений)
  3. Работа постоянно ставит новые задачи (требует постоянной активности, решения новых проблем, оригинальных решений)

Критерий 6.

Форма организации труда предполагает такие условия работы с людьми, которые позволяют работнику наиболее полно проявить свои способности и знания.

  1. Индивидуальная (человек выполняет свою работу полностью самостоятельно от начала и до конца и отвечает за её качество)
  2. Коллективная (результат работы зависит от людей, работающих в коллективе)

Критерий 7.

Ролевые функции в трудовой деятельности означают распределение статусов в трудовом коллективе.

  1. Исполнитель (работа по указанию руководителя)
  2. Организатор собственной деятельности (самостоятельное планирование, работы, распределение рабочей нагрузки и т.д.)
  3. Организатор работы других людей (руководитель)

Критерий 8.

Объём контактов с другими людьми

  1. Немногочисленные, не отнимающие много времени от работы
  2. Многочисленные с сотрудниками по работе
  3. Многочисленные с клиентами, группами людей, посетителями.

Критерий 9.

Уровень ответственности

  1. Средняя, обычная
  2. Повышенная материальная (за сохранение имущества, денег, оборудования ит.д.)
  3. Повышенная моральная (за руководство людьми, за обучение и воспитание людей, за соблюдение законности и т.д.)

Критерий 10.

Условия труда

  1. В помещении
  2. На открытом воздухе
  3. Иногда в помещении, иногда на открытом воздухе

4.   В разъездах, командировках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Описание профессий"

Кроссворд для учащихся старшей школы для тренировки синонимичной замены прилагательных, и соответственно - развития речи....

Конспект урока технологии "Знакомство с описаниями профессий. Профессия-дизайнер"

Конспект урока технологии "Знакомство с описаниями профессий. Профессия-дизайнер"...

презентация "Критерии описания профессии"

Данная презентация может быть использована на занятиях по предпрофильной подготовке и занятиях по профориентации в 9-м классе....

Конспект занятия "Все профессиии нужны, все профессии важны!"

Конспект занятия разработан для обучающихся, воспитанников 15 - 16 лет с нарушениями слуха.Направление: профориентация.Цель: профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельнос...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"...