ПРОГРАММА
учебно-методический материал

Кушнер Мария Николаевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Детская изобразительная деятельность, а именно рисование наряду с игровой деятельностью  является ведущей на протяжении всего детства. Помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности, в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистерверг считал: «Тот,  кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».

      По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку во время рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ребенку возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на недостаток слов. Большинство специалистов – и психологов и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».

      Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией,  речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

       Данная программа нацелена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник.

Актуальность программы

       Актуальность данной программы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с особыми потребностями развития, а также с задержкой психического развития.имеющими проблемы в развитии, обучении, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

      Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных графических навыков и умений. Для детей  особой категории эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как незрелость ЭВС, низкая работоспособность, сниженная произвольность психических функций и познавательной активности, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-двигательной координации на практике неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

Актуальность разработки данной программы обусловлена:

  1. Структурными изменениями социально-экономической ситуации в стране;
  2. Изменениями требований к содержанию

 и оформлению образовательных программ дополнительного образования;

  1. Запросом родителей детей с особыми образовательными потребностями для решения проблем детей, связанных с социализацией, развитием, преодолением трудностей в обучении;
  2.  Необходимостью организации свободного времени ребенка, направленного на его гармоничное развитие и создание условий для успешной образовательной деятельности.

При разработке программы  были использованы материалы  программ: методическое пособиеЕкжановой Е.А. «Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР», программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изобразительной деятельности программы Кожохиной С.К. «Путешествие в мир искусства».

Научные, нормативно-правовые и методические основания программы

Вопросом развития изобразительной деятельности занимались такие ученые как Г. Кершенштейнер (описавший стадии развития изобразительной деятельности ребенка), В.Штерн,  Л.С. Выготский.

Ученые и специалисты на современном этапе учитывают результаты изобразительной деятельности детей при разработке различных методов коррекции недостатков познавательной, интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы. Такие ученые, как Л.В. Замков, Н.П. Сакулина, А.А. Венгер и другие, указывали на необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения и коррекции  ЗПР.

Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.  

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР базируется в своем построении на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Нормативно-правовые основания программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Практическая направленность программы

Реализация программы будет способствовать развитию художественно-творческих задатков детей, коррекции эмоционально-волевой и сенсомоторной сферы ребенка средствами изобразительной деятельности.

Программа направлена  на обучение нетрадиционным техникам рисования и рассчитана на один год обучения.

Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Приобретенный опыт рисования в нетрадиционных техниках, помогает преодолеть страх работы с красками в традиционных техниках.

При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие дидактические принципы:

  • принцип сезонности: построения познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей;
  • принцип систематичности и последовательности: от простого к сложному, от неизвестного к известному;
  • принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего развития;
  • принцип опоры на возраст и уровень развития ребенка: постановка задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
  • принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации;
  • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения - родителей, других родственников, педагогов;
  • принцип программированного обучения, предполагающий включение в программу операций, первоначально выполняемых совместно с педагогом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно;
  • принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон, как в процесс работы, так и при ее окончании.

Цель программы

Формирование изобразительных навыков посредством освоения нетрадиционных художественных техник рисования.

Задачи программы

  • Формировать  интерес к изобразительной деятельности.
  • Снижать уровень тревожности, формирование адекватной самооценки.
  • Формировать эстетического отношение к окружающей действительности на основе знакомства с нетрадиционными техниками рисования.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на процесс изображения и полученный результат.
  • Формировать умения наблюдать окружающие предметы и явления, лежащие в основе изображения.
  • Уточнить и расширить  представления о сенсорных качествах предмета.
  • Способствовать коррекции и развитию внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов.
  • Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
  • Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Обучать созданию простых графических образов, с использованием наиболее выразительных средств.
  • Формироватьпредставления о многообразии изобразительных материалов и орудий.
  • Повышать умственную и физическую работоспособность.
  • Повышать самооценку и развивать самоконтроль.
  • Формировать навыки совместной деятельности, дружеских взаимоотношений.
  • Создавать условий для свободного экспериментирования, творчества, фантазии.
  • Развивать общие и специальные способности для успешного усвоения общеобразовательной программы.

Адресность программы:

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации. С обучающимися 7-10 лет, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ,  а также, в своем развитии и социальной адаптации. Программа может реализовываться для детей с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью на основании индивидуального образовательного маршрута ребенка, который так же предполагает создание специальных образовательных условий на основании заключения ЦПМПК.

Продолжительность программы:

    Программа ориентирована на детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-10лет). Срок реализации программы 1 учебный год,72 академических часа. Наполняемость группы 4-7 человек. Занятия  проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах, которые определяются в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14.

Во время занятий обязательны динамические паузы, физкультминутки. После каждого занятия необходимо проветривать помещение.

Форма организации работы:

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, совместная работа.

    На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.

  Форма проведения занятия : групповая

Структура занятия:

Структура занятия включает в себя:

Вводная часть:

- организационный момент

- повторение правил безопасности

Основная часть:

- теория (раскрытие темы, демонстрация образца, готовой работы, словесные методы)

- практика (непосредственно работа)

Заключительная часть:

- подведение итогов

- консультирование родителей

      Занятия проходят в форме совместной деятельности детей и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата.

Этапы работы:

1.        Этап  репродукции – активная работа с ребенком по изучению нетрадиционной техники рисования, материалом, знакомство со средствами выразительности. Показ готовой работы.

2.        Этап конструктивной работы – совместная деятельность детей в сотворчестве с педагогом.

3.        Этап свободного творчества – самостоятельная работа.

4.        Обсуждение работы, подведение итогов

Требования к результату усвоения программы:

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии и кроме решения задач общего характера таких как:

  • Расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях.
  • Развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов
  • Обогащение эмоционального спектра, умения выражать свои эмоции.
  • снижение тревожности
  • формирование адекватной самооценки
  • обогащение сенсорного опыта
  • развитие интереса к изобразительной деятельности, творчеству
  • повышение самооценки, уверенности в своих возможностях
  • развитие активности и самостоятельности
  • формирование графических образов и представлений
  • развитие общей ручной умелости, тонкой моторики

Ребенок будет знать:

  • Правила безопасной работы с художественным материалом.
  • Названия изобразительных материалов.
  • Название основных цветов.
  • Общее пространственное положение изображения на листе.
  • Основные художественные термины и понятия.
  • Технологическую последовательность работы с пластичным материалом.
  • Технологическую последовательность работы с бумагой.
  • Последовательность работы в разных художественных техниках.

Будет уметь:

  • правильно держать карандаш и кисть.
  • организовать свое рабочее место.
  • бережно относиться к инструментам и материалам.
  • пользоваться гуашью, акварелью, цветными мелками, бумагой, ножницами.
  • Пользоваться графическими материалами и сочетать несколько техник
  • Ориентироваться на листе бумаги.
  • Работать с пластичными материалами соблюдая последовательность.
  • Вносить изменения в конструкцию модели и графическое  изображение.
  • Создавать объемные и плоские модели.
  • Работать в паре и коллективе.
  • Работать по образцу и словесной инструкции.
  • Излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, диагностировать причину успеха/неуспеха, уметь слушать и вступать в диалог.
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога
  • Уметь рассказать о своей работе.

Система оценки достижения планируемых результатов:

В процессе работы по программе отслеживаются три вида результата:

  • текущий, на каждое занятие, с целью обсуждения успеха/неуспеха в работе.
  • промежуточный, с целью выявления уровня усвоения программы. Выявляется путем проведения самостоятельных работ.
  • итоговый, по результатам освоения программы. Выявляется путем проведения самостоятельных творческих работ, выставок.

       Оценка качества заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми во время обучения.

Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата, статистические данные.

Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.

Выявление достигнутых результатов усвоения программы фиксируется в таблице определения динамики (Приложение №1):

-начальный уровень подготовки «Н»

-промежуточный «П» (в середине учебного года)

- итоговый  «И» (в конце учебного года)

Результат оценивается в баллах:

- низкий уровень – 0.

- средний уровень – 1.

- высокий уровень – 2.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

N

наименование блоков

всего часов

в том числе

форма контроля

теоретических

практических

1

Знакомство

1 ч

10 мин

50 мин

наблюдение

творческие работы

2

Основная часть

69 ч

10 ч

59 ч

Творческие работы

3

Подведение итогов

2 ч

20 мин

1.40 мин

Наблюдение,

творческие работы

Итого

72 ч

10.30мин

61.30 мин

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Тематические блоки

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Знакомство

10 мин

50 мин

наблюдение

творческие работы

2

Основная часть

69 ч

10 ч

59 ч

наблюдение

творческие работы

2.1

Монотипия

8 ч

1.20мин

6.40 мин

наблюдение

творческие работы

2.2

Печатная техника

4 ч

40 мин

3.20 мин

наблюдение

творческие работы

2.3

Трафаретное рисование

4 ч

40 мин

3.20 мин

наблюдение

творческие работы

2.4

Акварель по сырой бумаге

4 ч

40 мин

3.20 мин

наблюдение

творческие работы

2.5

Пластилиногафия

8 ч

1.20 мин

6.40 мин

наблюдение

творческие работы

2.6

Кляксография

4 ч

40 мин

3.20 мин

наблюдение

творческие работы

2.7

Восковые мелки и акварель

6 ч

1 ч

1 ч

наблюдение

творческие работы

2.8

Аппликация

10 ч

1.40 мин

8.20  мин

наблюдение

творческие работы

2.9

Граттаж

3 ч

30 мин

2.30 мин

наблюдение

творческие работы

2.10

Коллаж

3 ч

30 мин

2.30 мин

наблюдение

творческие работы

2.11

Сухая кисть

3 ч

30 мин

2.30 мин

наблюдение,

творческие работы

2.12

Комбинированные техники

12 ч

2 ч

10 ч

наблюдение

творческие работы

3

Итоговая часть

2 ч

20 мин

1.40 мин

творческие работы

выставка

Итого

72 ч

10.30 мин

61.30 мин

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Основные  тематические блоки программы

Структурной особенностью программы является принцип последовательности, и строится  на основе знакомого содержания с последующим углублением, детализацией  и расширением темы. Темы в каждом блоке проставлены с учетом общей дидактики и педагог сам определяет последовательность их прохождения, опираясь на возможности выбранной  художественной техники ее выразительных особенностей, времени проведения занятия, а также учитывая  возраст и уровень развития детей.

 Основные тематические блоки:

  • осень, природа осенью;
  • фрукты, овощи, грибы, листья, цветы;
  • посуда;
  • домашние животные;
  • птицы, рыбы;
  • зима, природа зимой;
  • новый год;
  • дикие животные;
  • дома,архитектура;
  • человек и мир вокруг;
  • одежда, обувь;
  • весна, природа весной;
  • космос, путешествия;
  • сказочные истории;
  • лето, природа летом.

Основные темы для работы (примерная последовательность проведения занятий с опорой на тематические блоки):

  • Диагностическое занятие «Нарисуй» самостоятельное рисование;
  • Диагностическое занятие «Свободная лепка»;
  • Монотипия « Цветные пятна»;
  • Аппликация с элементами рисования «Осенний букет»;
  • Лепка плоскостная «Осень»;
  • Печатная техника на бумаге «Рыбки в банке» с использованием природного материала;
  • Аппликация  с элементами рисования «Большая осенняя рыба»;
  • Объемная лепка «Собака», «Кошка»;
  • Монотипия «Осенний пейзаж» с элементами рисования;
  • Обрывная аппликация «Листопад»;
  • Лепка объемная «Ежи»;
  • Рисование гуашью на целлофане «Цветная бумага»;
  • Обрывная аппликация «Вороны-Сороки»;
  • Лепка с использованием природного материала «Петухи и курицы»
  • Конструирование из бумаги объемное «Усатый-полосатый»;
  • Печать ладонью «Морские обитатели», с элементами аппликации;
  • «Комнатное растение»- в технике торцевания, аппликации;
  • Лепка плоскостная с элементами декорирования «Чудо-цветок»;
  • «Первый снег» акварель и восковые мелки;
  • Симметричная монотипия «Встретились два поросенка» ( мышки, кошки и пр.);
  • «Снегири-Синицы» бумагопластика;
  • Аппликация с использованием нетрадиционных материалов (нитки) «Елочка»;
  • «Снеговик»- игрушка конструирование из бумаги;
  • «Замок Снежной Королевы» комбинированные техники;
  • «Морозные узоры» акварель и восковые мелки;
  • Лепка объемная «Дед Мороз и Снегурочка»;
  • « Елочная игрушка», «Открытка к празднику» - комбинированные техники;
  • Свободное рисование «Карнавальный костюм»;
  • Лепка  объемная « Утки на замерзшем пруду»;
  • Конструирование из бумаги объемное «Лебеди»;
  • Техника граттаж «Салют над городом»;
  • Лепка объемная «Зимние забавы»;
  • Обрывная аппликация «Пингвины на Полюсе»;
  • Конструирование из бумаги объемные «Белые медведи»;
  • Свободное рисование «Домашние питомцы»;
  • Комбинированная техника «Белочка»;
  • «Корабли» в технике аппликации с использование нетрадиционных материалов;
  • «Воздушный шар» аппликация обрывная;
  • Лепка объемная «Парашютисты»;
  • Техника печати с элементами аппликации «Подводная лодка»;
  • «Открытка к празднику» комбинированные техники.
  • «Цветы бумажные» объемное конструирование;
  • Монотипия симметричная «Воробьи в луже»;
  • Лепка с использование дополнительного материала «Первоцветы»;
  • Аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Птенцы в гнезде»;
  • Рисование пальцем «Веточка»;
  • «Космос» в технике граттаж;
  • «Моя планета» трафаретное рисование, печатная техника;
  • Конструирование из бумаги «Ракета»;
  • Свободное рисование « Инопланетяне»
  • Свободное рисование «Праздник»;
  • «Животные Африки» комбинированные техники;
  • Монотипия «Жирафы» с элементами рисования;
  • Бумагопластика «Павлин», «Попугай»;
  • Конструирование из бумаги «Животные Африки»;
  • Коллаж с использованием природного материала «Цветущая ветка»;
  • Коллаж « На пруду»
  • «Скоро лето» комбинированные техники;
  • «Воздушный змей» конструирование из бумаги с элементами декорирования;
  • Свободное рисование на выбранную тему.

Содержание программы

  1. Знакомство. Введение в курс программы.  Демонстрация работ. Инструктаж по технике безопасности. Организация занятий и правила работы в группе. Свободная творческая деятельность.
  2. Основная часть.
  1.    Монотипия. Знакомство с техникой создания изображения пятном краски. Научиться видеть в случайном - целостный образ, часть знакомого.  Проведение дидактической игры «Смотри, что получилось»  на развитие воображения, внимания, творческого мышления.  Обучение работы в технике монотипия на оргстекле, пленке, симметричная монотипия на бумаге.  Развитие умения экспериментировать с цветом и формой. Развитие художественно-творческих способностей ,цветовосприятие.

 Темы для изображения: состояния природы, небо, вода, космос, животные, сказочные существа.

  1.     Печатная техника.  Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Знакомство с техникой печати. Демонстрация работ выполненных в данной технике. Развитие творческой поисковой деятельности. Обучение способам изготовления печати из различных материалов (картон, тонкая резина, губка и проч.), а также печати из природного и бросового материала (листья деревьев, коробки и др.)  Обучение создания  выразительных и простых композиций.

Темы для изображения: посуда; фрукты, овощи, грибы; дома; одежда, обувь.

  1.     Трафаретное рисование. Знакомство с трафаретом,  материалом из которого  можно получить трафарет, шаблон. Демонстрация работ выполненных в технике трафарета. Создание изображений с использованием трафарета. Развитие чувства формы и симметрии, развитие интереса к декоративно-оформительской деятельности.

Темы для изображения: открытки к празднику, рамочки для фото, панно.

  1.     Акварель по сырой бумаге. Знакомство с акварелью, особенности краски: прозрачность, легкость, водная основа. Демонстрация работ выполненных акварелью. Понятие теплых и холодных цветов. Обучение способам изображения акварелью : сливание красок, лессировка, по –сырому. Развитие чувства цвета, воображение, эстетический вкус.

Темы для изображения: состояния природы; космос, северное сияние; фон для будущих работ, цветная бумага; цветы, листья;

  1. Пластилинография. Создание изображения (объемного, плоского) с помощью пластилина, глины, теста и дополнительного материала (природного, бросового и пр.). Знакомство материалом и его возможностями. Демонстрация поделок. Обучение работы с техническими приспособлениями (стека, скалка, формочка).  Обучение приемам лепки: вытягивание, скручивание, скатывание, раскатывание, сплющивание. Развитие глазомера, чувства формы и пропорции. Развитие мелких тактильных мышц. Воспитывать наблюдательность, умение видеть интересный образ, создавать задуманный.

Темы работ: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, сказочные персонажи; человек и его окружение; посуда; космос; природа.

  1. Кляксография.  Знакомство с техникой. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки.  Развивать умение видеть в случайных кляксах образ, дорисовывание до узнаваемого образа используя карандаш, тушь, фломастеры. Демонстрация работ выполненных в технике кляксография. Клякса, как целый образ, и как дополнительный элемент в общем рисунке – водоросли, веточка, дерево. Развитие внимания, воображения, умения экспериментировать.

Темы: водоросли, рыбы, деревья, цветы,животные.

  1.     Восковые мелки и акварель. Знакомство с восковыми мелками и их особенностями: не пачкаются, не растворяются водой, не крошатся.  Повторение особенностей акварели. Обучение созданию изображений в смешанной технике, соблюдая последовательность: рисунок мелками, дополнение фона акварелью.

Темы для изображения: салют, новогодняя елка; космос; состояния природы; посуда, одежда и обувь

  1.      Аппликация. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Знакомство с техникой получения изображения, сочетая однородные или различные  по материалу части. Аппликация из геометрических фигур, обрывная аппликация, из мятой бумаги, «мозаичная» аппликация. Развитие конструктивного мышления, творческих способностей. Воспитание терпения, аккуратности, осторожности. Обучение навыку работы с ножницами и клеем.

Темы для изображения: дикие и домашние животные; птицы и рыбы; города.

  1. Граттаж. Знакомство с техникой получения изображения путем процарапывания краски. Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми предметами. Демонстрация работ выполненных в технике граттаж. Обучение приемам работы над подготовкой листа бумаги к граттажу, нанесение яркого  и плотного слоя из восковых мелков или свечой, нанесение плотного слоя темной краски, просушка. Обучение приему процарапыванию верхнего слоя краски с целью получения изображения.  Формирование внимания, терпения, аккуратности. Развитие графических навыков и умений.

Темы для изображения: космос, природные явления; салют над городом, необычные города.

  1. Коллаж.  Инструктаж о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Знакомить с техникой коллажирования, витража, творческого конструирования. Развитие умения сочетать различные материалы для получения изображения (цветную бумагу, обрывки газет и журналов). Развитие фантазии, творческого мышления, умения экспериментировать.

Темы для изображения: необычные дома, одежда; необычные животные.

  1. Сухая кисть. Знакомство с техникой получения изображения сухой кистью. Демонстрация работ. Обучение  работе набиванию краски сухой кистью на готовое изображение.

Темы для изображения: пушистые звери и птенцы, цветы.

  1. Комбинированные техники. Обучение создавать задуманный образ сочетая разные художественные техники для получения выразительности и простоты исполнения. Развивать фантазию, смелость, творческое мышление, самостоятельность.
  1. Итоговая часть. Оформление выставки детских работ, индивидуальных вернисажей, совместное обсуждение.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Требования, предъявляемые к специалисту, реализующему данную программу :высшее педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, навыки работы с художественными материалами, знающего особенности работы с детьми различных категорий, в том числе с особенностями в развитии, детей с ЗПР.

Формы работы

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, совместная работа.

    На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.

Этапы работы:

  1. Этап  репродукции – активная работа с ребенком по изучению нетрадиционной техники рисования, материалом, знакомство со средствами выразительности. Показ готовой работы.
  2. Этап конструктивной работы – совместная деятельность детей в сотворчестве с педагогом.
  3. Этап свободного творчества – самостоятельная работа.

При построении коррекционно-развивающего обучения детей с особыми потребностями в развитии необходимо основываться  на учет закономерностей развития изобразительной деятельности в ходе нормального развития, принимая во внимание особенности продуктивной деятельности детей с задержкой развития.

Работая с детьми с задержкой в развитии, следует учитывать, что  недоразвитие эмоционально-чувственной сферы часто приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.Изобразительная деятельность является одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития детей имеющими проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации.

Одной из методик в работе с детьми с особыми потребностями, в направлении развития эмоциональной сферы является изотерапия - одно из самых развитых направления современной арттерапии.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Процесс становления изобразительной деятельности включает в себя следующие этапы, идущие в строгой логической последовательности: подготовительный – формирование предпосылок к овладению новой деятельности; этап формирования предметных изображений; этап создания сюжетных изображений и наконец, творческое рисование.

В программе используются различные методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, готовых работ и пр.);
  • словесный  (беседа, указания, пояснения);
  • практический  (использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • мотивационный ( словесное поощрение, убеждение, похвала);
  • проблемно-мотивационный (стимуляция активности, включение проблемной ситуации);
  • метод «подмастерья» (сотворчество с педагогом).

Условия реализации программы

  • Кабинет,  оборудованный  детскими столами для творчества, стульями, мольбертом для демонстраций,  раковиной, фартуками.
  • Художественно-изобразительные материалы (краски, кисточки, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы).
  • Нетрадиционные инструменты для художественного  творчества(валики, губки, палочки для процарапывания, трафареты и пр.)
  • Образцы работ и рисунков в различных художественных техниках.
  • Демонстрационный наглядный материал.
  • Дополнительный материал (природного, бытового, бросового).
  • Наборы разнофактурной бумаги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие / Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб.: СПбАППО, 2006.-82с.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989г
  3. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для прак. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с. - (Библиотека психолога образования).
  4. Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. Эмоционально развивающие игры и задания - М., Искатель, 1998.
  5. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
  6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности - М. ТЦ Сфера, 2002 .
  7. Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие) М.: Классике Стиль, 2004.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.
  10. Психология детей с задержкой психического развития. Сост. Защиринская О.В. - СПб, Речь, 2004 г
  11. Рыбакова С. Арт-терапия для детей с ЗПР 144 с. обл. Речь 2007
  12. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. 80с.
  13. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г
  14. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику - СПб, Валери СПД, 2001 г.

Приложение №1

Таблица №1

Ф.И. ребенка_____________________________

Дата рождения_____________________

Показатели

Н

П

И

Состояние контакта

Эмоциональный фон

Мелкая моторика

Мотивация

Графические навыки

Творческие способности

Воображение

Коммуникативные навыки

Работа по образцу

Работа по инструкции

Самостоятельная работа

Поведение

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...