Нарушение мышления
статья по психологии ( класс) на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

Сегодняшняя психология рассматривает умственную деятельность личности как общность всех познавательных процессов – от ощущения до мышления и воображения.  С точки зрения психологии, сущность умственной деятельности не вполне изучена. Многие крупнейшие иностранные и отечественные исследователи занимались и продолжают трудиться над разными сторонами и вопросами, составляющими сущность интеллектуальной деятельности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_myshleniya.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

Нарушения мышления

Кондратенко Н. В.


Содержание

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Виды и формы мышления.

2. Нарушения мышления.

III. Заключение.


Введение

Сегодняшняя психология рассматривает умственную деятельность личности как общность всех познавательных процессов – от ощущения до мышления и воображения.  С точки зрения психологии, сущность умственной деятельности не вполне изучена. Многие крупнейшие иностранные и отечественные исследователи занимались и продолжают трудиться над разными сторонами и вопросами, составляющими сущность интеллектуальной деятельности человека.

Важным для российской науки является подход к интеллектуальной деятельности личности, и в частности к мышлению, не как к абстрактному  понятию, не как только к воспитанию, а как к психологическому воспитанию, появившемуся в итоге общественно-исторического совершенствования, в процессе целенаправленной деятельности, в том числе и трудовой. Крупнейший русский психолог А. Н. Леонтьев писал, что если бы на всем протяжении развития животного мира всеобщими законами, которым подчинялись законы совершенствования психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку совершенствование психики начинает подчиняться законам общественно-исторического развития.

Психология умственной деятельности и особенно мышления имеет длительную историю. Продолжительное время мышление не было предметом экспериментального психологического изыскания. Это был всего лишь раздел философии и логики. Связь психологии с логикой и философией четко видна в истории психологического учения о мышлении.

 Сто лет назад знания о мышлении очерчивались лишь идеями о мышлении как процессе комбинирования ассоциаций разной трудности. Для ассоционистской психологии Д. Гартли, Дж. Пристли, В. Вундта и других было свойственно обозначение всех психических процессов как подчиняющихся законам ассоциации и обобщение всех образований сознания в элементарных чувственных представлениях. Обстоятельная сторона мышления, сам его предмет оставались на чувственно-образном, перцептивном ярусе. Понятия они сравнивали с представлением, мнение отождествляли как ассоциацию представлений, а умозаключение являлось синтезом двух мнений с третьим. Как следствие, представители ассоционистской психологии не видели необходимости специально и детально изучать мышление как психический процесс.

Ассоционистские минималистические представления о мышлении пришли к коллапсу и были отвергнуты Вюрцбургской школой, представителями которой являлись О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц и другие ученые. Их заслугой было то, что они заложили основы систематизации изучения психологии мышления. Механистическому рассмотрению мышления в ассоциативной психологии Вюрцбургская школа противопоставила телеологическую доктрину детерминирующих тенденций Н. Аха. Помимо того, они представляли мышление не включающее в свой состав ни образов, ни словесных структур.

Проблемы с исследованием мышления были и у представителей гештальпсихологии, пришедшей на смену Вюцбургской школе. Яркими представителями гештальпсихологии были В. Келер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Дункер. Они отмечали только структурные законы мышления. Мышление в их представлениях – это усмотрение в отраженных формах реальных тенденций и вероятностей отражаемого, которые определяются целостностью обстановки. Значимым и крайне позитивным в данном учении был впервые выдвинутый принцип о понимании в процессе мышления, о главной роли гипотезы.

На современном этапе в русских учениях о психологии мышления случились огромные метаморфозы. Современная отечественная наука видит мышление как результат социально-исторического становления, как специальное теоретическое действие человека, узко связанное с фактическим. Современные генетические изыскания выявили неоспоримый факт – возможность процессов мышления, происходящих также и в форме внешней деятельности с физическими предметами. Мыслительные процессы стали восприниматься как итог реформирования внешней фактической деятельности во внутреннюю, совершающую действие.

Данный сдвиг в психологическом постижении мышления был сделан вследствие перехода к обзору основных средств мышления, его динамических конструкций, выявляющихся при рассмотрении мышления как процесса. Феноменальный психолог Выготский Л. С. Писал, что в основе мыслительного акта лежат процессы анализа и синтеза, абстракции и обобщения, что специфической основой мышления является представление, в основе которого лежат значения слов, которые в свою очередь являются основным орудием мышления.

Сейчас в отечественной психологии изыскание мышления и его патологии проходит в русле доктрины деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым. Мышление представляется как нестандартный вид познавательной деятельности. Человеческая деятельность в работах этого ученого подается как единица жизни, опосредованная психическим отражением. Эта единица способна ориентировать личность в реальном мире предметов, она является системой и имеет свое строение и пути развития. Данная деятельность обязательно включается в систему отношений социума и не может существовать вне него.


Основная часть

1 Виды и формы мышления

По мере становления психики человека в процессе его социализации, мышление ступенчато проходит 4 стадии.

1-й этап развития мышления ребенка – предметно-действенное мышление (1 – 3 года), то есть, мышление в виде фактических действий. Дети раннего возраста постигают окружающий мир и понимают его с помощью тактильного контакта (ощупывая, разбирая, ломая предметы).

2-й этап – это развитие наглядно-образного мышления. Оно основано на внешних образах (зрительных, слуховых, тактильных). Это мышление особо развито у ребенка от 4 до 7 лет, но так же сохраняется и у взрослых людей. Данное мышление имеет опору на практику. Оно создает и сохраняет образы, не имеющие реального воплощения (сказочные персонажи).

3-й этап представляет собой образное мышление. Данный вид мышления наиболее развит у людей творческих профессий: художников, рекламщиков, парикмахеров, дизайнеров, архитекторов. Эта категория людей определяет материал для решения задач не как понятия, а как образы – чаще всего зрительные (у музыкантов – слуховые). Они хранятся и выделяются либо из памяти, либо создаются посредством воображения. Основную роль в работе образного мышления играет правое полушарие мозга человека. Образное мышление имеет ряд отличий от наглядно-образного. Так образное мышление представляет более широкое использование словесных конструкций в создании и преображении образов. Отличительной чертой является и возможность употребления отвлеченных понятий.

4-м этапом развития мышления является его абстрактно-логическая форма. Это мышление основано на отвлеченности понятий, символов и цифр. В основе мышления лежат способности человека оперировать понятиями, не имеющими связи с его личным опытом, полученным при помощи органов чувств. Такие термины как, например, «совесть», «дифференциал», «дебет» не воспринимаются непосредственно органами чувств и являются абстрактными понятиями.

Мышление человека неразрывно связано с речью. Развитие его идет в процессе общения людей друг с другом. Образование специфического человеческого мышления в онтогенезе допустимо лишь в общей деятельности взрослого и ребенка. Связь мышления и речи особенно видна в значениях либо представлениях.

В психологии различают следующие формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие является основной сущностью мышления, формой его существования и единовременно методом действия с определенной действительностью. Понятие – это опосредованное и обобщенное умение определять сущность предмета. Оно строится на раскрытии основных связей и отношений мира предметов, метода его возникновения и становления. Суть понятия невозможно наглядно представить, но есть возможность его осмыслить. Суть эта раскрывается опосредованно и выходит за рамки образов. Можно предположить, что у данного понятия есть специального рода «наглядность» (модель, схема, знак и так далее). Связь мысли и образа, мышления и восприятия – трудная и плохо изученная психологическая задача.

Понятие является отражением в сознании человека всеобщих и важных свойств предмета либо явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно единовременным и общим. Оно выступает как специальная мыслительная деятельность, где за всяким представлением спрятано специальное предметное действие.

Понятия могут быть общими и единичными, определенными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.

Понятия являются значениями слов, обозначаются словами. Всякое слово обобщает (помимо слов, обозначающих имена собственные). В понятиях человеческие познания о предметах и явлениях реальности систематизируются в обобщенном и отвлеченном виде.

Понятие – более развитая и всесторонняя форма знания. Понятие гораздо ярче и полнее отражает реальность, чем представление. В процессе социально-исторического становления знания расширяется, углубляется и изменяется сущность понятия.

Суждения отражают связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и знаковыми значениями. Суждение – это форма мышления, подтверждающая либо отрицающая возможное взаимоположение предметов, явлений, свойств.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях подтверждается либо отрицается что-то касательно общности предметов и явлений, объединенных понятием: «Все металлы проводят электрический ток». В частном суждении речь будет идти о части предметов и явлений, объединенных понятием. Например: «Некоторые студенты не умеют играть в нарды». Единичное суждение ведет речь о каком-то личном представлении, скажем: «Пушкин – эпохальный русский писатель».

Суждение раскрывает суть понятий. Следственно, дабы выразить то, либо иное мнение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Если человек высказывает мнение, что «психика – это функция мозга», то он должен иметь четкие представления и о сущности понятия «психика», и о сущности понятия «мозг». Истинность суждений человек проверяет своей социальной практикой.

Умозаключение – особая форма мышления, основанная на сравнении и анализе различных мнений и суждений, в результате которой появляется новое суждение. Классический пример умозаключения – подтверждение геометрических теорем. Существует два вида умозаключений: индуктивный и дедуктивный.

Индукция – это метод рассуждения от частных мнений к всеобщему мнению, установление всеобщих законов и правил на основании постижения отдельных фактов и явлений.

Дедукция – это метод рассуждения от всеобщего мнения к частному мнению, знание отдельных сторон предметов и явлений на основании всеобщих законов и правил.

Индукция начинается с накопления познания о допустимо большем числе однородных предметов и явлений, что дает вероятность обнаружить сходное и разное в данном наборе и опустить несущественное. Обобщая похожие определения предметов и явлений, делается всеобщий итог, устанавливается общее правило либо закон. Скажем, при установке представления «домашние питомцы полезны» учащиеся выясняют, что корова, лошадь, овца и свинья подходят под определение понятия. После этого на основе этого школьники строят обобщающее умозаключение, вывод: «Все домашние питомцы полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку познание об определенных свойствах и качествах предмета или явления на основе познания всеобщих законов и правил. Скажем, зная, что все тела при нагревании имеют свойство расширяться, человек может предположить, что рельсы на железнодорожном полотне в жаркий летний день тоже будут менять свой размер и как следствие, при строительстве пути между рельсами нужно оставить определенный зазор.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными ступенями становления мышления в филогенезе и в онтогенезе. В текущее время в психологии доказано, что все они сосуществуют у взрослого человека и работают при решении разных задач. Все виды мышления тесно связаны между собой.

Кроме того, виды мышления можно определять по различным основаниям. По генезису: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление. По характеру решаемых задач выделяют теоретическое и практическое мышление. Степень развернутости, новизны, функции и средства мышления определяют дискурсивное, интуитивное, репродуктивное, творческое, эмпирическое, вербальное, критическое мышление. Степень рефлексии выделяет интуитивное и рациональное мышление.

Характер решаемых задач выделяет теоретическое и практическое мышление.

Практическое  мышление основывается на суждениях и умозаключениях, строящихся на решении практических задач. Этот вид мышления ставит перед собой задачу разработки средств практического изменения реальности. Сначала идет определение и постановка цели, затем создание плана, проекта, схемы деятельности.

Изучением практического мышления занимался Б. М. Теплов. Он установил, что данный вид мышления особенно ярко проявляется в условиях большого недостатка времени и возможного риска. В прикладных ситуациях варианты проверки гипотез резко ограничены. Поэтому практическое мышление является более сложным, чем теоретическое.

Теоретическое мышление позволяет человеку познавать законы и правила. Этот вид мышления позволяет, не обращаясь к тактильному изучению реальности, не совершая практических действий, решать поставленные задачи. Человек ищет пути решения задачи в уме, пользуясь известными понятиями, суждениями и умозаключениями.

По степени пространности мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное (аналитическое) мышление.

Дискурсивное (или аналитическое) мышление – это мышление, опосредствованное логикой рассуждений, а не восприятия. Это мышление разложено во времени и имеет ярко выраженную ступенчатость.

Интуитивное мышление основано на реальных чувственных показателях и является отражением действий предметов и явлений окружающего мира.  Оно определяется большой скорость действия, отсутствием структурности и минимумом осознанности человеком.

Дискурсивное и интуитивное мышление различают по временному, структурному и осознанному критерию. Временной критерий определяет сроки длительности процесса мышления. Структурный критерий разделяет мышление на этапы. Критерий осознанности определяет положение процесса в сознании мыслящего человека.

По уровню новизны и оригинальности мышление делят на репродуктивное и продуктивное мышление. Это деление производится с опорой на их функциональное назначение.

Так репродуктивное мышление строится на базе образов и представлений, которые человек находит во внешних источниках. Продуктивное же мышление основано на творческом воображении самого мыслящего человека.

В построении связи с окружающей действительностью люди постоянно сталкиваются с объектами, имеющими целостно-системную структуру. Поэтому для взаимодействия с этими объектами человеку нужно видеть их структурные компоненты: как внешние, так и внутренние, и, как следствие, внешние проявления этих компонентов. В связи с данным подходом выделяют виды мышления, основанные на типах знаний человека: теоретическое и эмпирическое мышления.

Мышление, которое ставит своей задачей осмысление и овладение внутреннего оглавления и сущности объектов со сложной структурой, называется теоретическим мышлением. Главным мыслительным процессом этого мышления можно назвать анализ. Анализ сложного объекта находит простейшую связь, которая является начальной основой его внешних проявлений.  Эта начальная связка служит общим и значительным источником становления целостности и системности объекта. Задачей теоретического мышления является выявление этой начальной основной связи, при дальнейшем ее абстрагировании, и, в будущем, сведении к этой начальной связи всех допустимых частных проявлений объекта, то есть производство действий обобщения.

Эмпирическое мышление направлено на знание внешних факторов рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являются  сопоставление (сравнение) и систематизация (классификация).

Эти действия связаны с абстрагированием и обобщением идентичных свойств, предметов и явлений. Конечным познанием данной  мыслительной деятельности являются всеобщие представления (либо эмпирические представления) об заданных предметах, явлениях. Эмпирическое мышление исполняет крайне значимые и необходимые функции в ежедневной деятельности людей, а также в науках, которые находятся в исходных стадиях своего становления.

По функциональному назначению выделяют критическое и творческое мышление.

Критическое мышление является по своей сути мышлением скептиков, оно направлено на обнаружение недостатков во мнениях окружающих людей. В некотором смысле мышление скепсиса обозначает «правильную оценку заявлений». Иногда этот вид мышления характеризуют и как «мышление о мышлении».

Для более точного определения сущности критического мышления Ричард Пол предложил разделять его на слабое и сильное. Так слабое критическое мышление присуще людям с эгоистичными задатками, не думающим об этических последствиях своей деятельности. По мнению Пола, человек со слабым типом критического мышления нередко бывает достаточно образованным, но применяет свои познания исключительно для преследования собственных эгоистичных потребностей. Другой стороной критического мышления определяется его сильный тип. Человек с сильным критическим мышлением – это личность, способная на выстраивание логической цепочки проблем для их объективного изучения. Человек, характеризующийся сильной степенью критического мышления, определяется отсутствием эгоцентрической и социоцентрической направленности личности. В этом случае критическое мышление направлено на искреннее преодоление преград на пути к истине.

Психолог Диана Халперн определяет критическое мышление как применение таких приемов познания, которые различаются верификацией, доказуемостью и адресностью, а также повышают возможность получения прогнозируемого результата. Эти приемы берут на вооружение при поиске решения задач, выражения выводов, вероятностной оценке и выборе решений. Они позволяют использовать навыки, которые наиболее благоприятны, доказательны и результативны в каждой конкретной ситуации и для каждой конкретной задачи. Для критического мышления неотъемлемо возведение логических цепочек, логических моделей, диагностирование вариантов решений, возможность вариантов ответа на какое-либо суждение, возможность согласия, временного или постоянного отказа от него. Все эти постулаты подразумевают достаточную психическую активность мыслящего человека, направленность которой должна быть на решение когнитивных задач.

Критическое мышление жизненно необходимо человеку. Это мышление позволяет фильтровать информационную массу окружающего нас мира.

Творческое мышление является ключом к открытию новых знаний, зарождению личных нетривиальных идей. Это мышление не ставит своей целью ревизию чужих мыслей. Обстоятельства воплощения в жизнь критического и творческого мышления разительно отличаются друг от друга. Создание свежих креативных идей возможно только при отсутствии критики, ограничений, запретов. А критический отбор, оценка данных идей, наоборот, возможны в условиях строгости, контроля и критичности. В практической жизни возможны варианты объединения приемов этих видов мышления. Так называемый «мозговой штурм» позволяет управлять процессом мышления и увеличивать его продуктивность, используя и творческое и критическое мышление на разных ступенях решения одной и той же задачи.

Наиболее распространенным различием мышления является разделение типов мышления на основе мониторинга содержания средств мышления – наглядных или вербальных. В данном варианте различают наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – это мышление, построенное на базе образов и представлений объектов действительности. Оно работает внутри процесса восприятия и пользуется неразделенными информационными данными наглядной обстановки. Главная отличительная его особенность выражается не в максимальном отлете его объективной реальности, а в увеличении ограниченности его определенными рамками, наглядной утилитарной обстановкой. Это мышление наглядно, образно, слишком плотно опирается на внешнюю реальность, ситуацию. Еще одной важной чертой наглядного мышления можно назвать его достаточную близость к практическим желаниям действия. В силу этого отличительного свойства данный вид мышления характеризуется низким уровнем контроля над эмоциональными проявлениями.

Вербальное мышление отличается возможностью использования отвлеченных, абстрактных знаковых форм. Выявлено, что для результативной работы мышления некоторым людям важно видеть или представлять реальные объекты, а другим – пользоваться абстрактными знаковыми образованиями. В психологии считают, что наглядное и вербальное мышление противоположны. Людям с наиболее развитым наглядным мышлением и предпочитающим оперировать в большинстве случаев именно им бывает достаточно сложно решение даже простых задач, выраженных в знаковом эквиваленте. Напротив, люди, предпочитающие вербальный тип мышления ставятся в сложные ситуации при решении задач, требующих использования наглядных образов.

Вербальное мышление нередко называют словесным. Его основным носителем предстает речь. Достаточно близкой концепцией к вербальному мышлению выступает классическая логика. Однако в вербальном мышлении основное место занимает грамотное использование речи, а не безукоризненное применение постулатов логики.

2 Нарушения мышления

Нарушения мышления – отклонения в умственной деятельности, проявляющиеся при разных психических заболеваниях, местных нарушениях в работе мозга и дефектах психического становления. Отклонения мышления заключают в себе изменение механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операционных и динамических сторон умственной деятельности. Нарушения мышления или воздействуют на вербально-логический, наглядно-образный и наглядно-действенный виды умственной деятельности, или влияют на один из них. Для отдельных психических заболеваний присущи преобладающие отклонения в регуляторных механизмах умственной деятельности (исключительно мотивационных процессов) при достаточной неповрежденности ее операционных составляющих. В иных случаях (чаще всего при шизофрении) отслеживаются операциональные отклонения, выливающиеся в изменения возможных механизмов действия смысловых связей, находящихся в активе вербально-логического мышления, и аномалии операции опосредования умственных действий. При ограниченных отклонениях в работе головного мозга нарушения мышления находятся в зависимости от купирования места поражения в пределах левого и правого полушарий. При отклонениях в деятельности лобных долей мозга (предпочтительно левой лобной доли) сначала нарушаются регуляторные конструкции умственной деятельности (программирования и контроля), тогда как разные умственные операции (речевые и неречевые) находятся при этом в достаточной сохранности. Отклонения в работе третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий вызывает кризис наглядно-образных и наглядно-действенных форм умственной деятельности, зависимых от операций анализа и синтеза информации, которые относятся к пространственным классификаторам среды. Все это происходит при всеобщей сохранности процессов мотивации, программирования и контроля над умственной деятельностью.

Специальные виды отклонения мышления отслеживаются при нарушениях в работе зон левого полушария, отвечающих за работу речи (афазия). Они объединены с разными недостатками кодирования речевых сигналов либо сложностями составления речевого высказывания. Динамические отклонения мышления предпочтительно появляются при нарушениях в работе отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцифальных конструкций мозга.

Отклонения в работе некоторых функций мышления при разных деформациях психического становления (скажем – задержка психического развития) находятся в связи со слабым развитием умственной деятельности, которое базируется на недоразвитости речевой системы в совокупности (алалия) либо некоторых анализаторных систем. Нарушения мышления имеют отличия от ситуаций пониженной умственной работоспособности, проявлений стремительной истощаемости при решении комплекса задач, которые возникают при тяжелых соматических заболеваниях либо умственной переутомляемости.

Умственное поведение – это итог долгого становления и имеет достаточно многосоставную психологическую конструкцию. Безусловно, что каждое умственное недоразвитие, с одной стороны, и метаморфозы отклонений мозговой деятельности, с другой стороны, неминуемо приводят к уничтожению сложно построенной умственной деятельности. Это достаточно легко отслеживать в особенно явных формах у умственно неразвитого ребенка с мозговым недоразвитием и при старческой деменции, которая происходит в связи с атрофией мозгового вещества. Доказано, что у человека со сниженным уровнем интеллекта имеют все шансы сохраниться простейшие виды наглядного восприятия и действия. Впрочем, конструкция умственной деятельности у него резко недоразвивается. Все это имеет последствия в том, что человек с ограничением в интеллектуальной деятельности не может правильно проанализировать обстановку, окружающую его действительность, классифицировать связи и отношения, существующие в ней. Такой человек модифицирует трудно построенную умственную конструкцию индивидуальными импульсивными реакциями, которые полностью обозначиваются поверхностными ощущениями об обстановке.

При особенно тяжелых формах умственной недоразвитости человек не умеет определять даже особенно примитивные отношения между частями воспринимаемой обстановки. Так, если перед ним несколько нитей, одна из которых привязана к интересующему его объекту, он либо стремиться дотянуться до объекта, не понимая, что он размещен вдалеке. Испытуемый даже не делает попыток притянуть объект за привязанную к нему нитку. Он либо дергает ту нить, которая, по его мнению, находится ближе к нужному объекту, не обращая внимания на нить, к которой этот объект привязан, если ее конец размещен дальше от него.

Недостатки умственного поведения человека с ограниченным интеллектом наглядно видны в навыках, где для решения поставленной задачи должны быть задействованы рычаги. Особенно, если нужно не тащить ручку рычага, а отталкивать ее от себя. Умственно неразвитый человек, попав в неразрешимую для него ситуацию, продолжает тащить к себе ручку, невзирая на то, что цель отдаляется от него. Подобная обстановка видна и в задаче с проблемным ящиком, предложенной А. Н. Леонтьевым. В коробку на глазах умственно неразвитого человека кладется цель (скажем печенье), коробка закрывается на рычаговый запор. Открыть его дозволено, либо нажимая через люк, находящийся именно над рычагом, либо подтаскивая к себе рычаг через люк, находящийся с обратной стороны коробки. Люди с тяжелой формой поражения головного мозга не имеют шансов на решение данной задачи. И, если первый люк, расположенный именно над запором закрыт, они не могут перестать действовать в достаточной близости от замка и задача остается для них неразрешимой.

Схожие случаи деструкции глубокой умственной деятельности с выпадением обзора обстановки и дополнительных операций отслеживаются при старческом слабоумии, проявляющимся в итоге атрофии мозга (болезнь Пика). Очерченные формы расстройства наглядной (утилитарной) умственной деятельности имеют всеобщие черты и выражаются во всеобщем нарушении ее сложной конструкции и замещении умственной деятельности естественными моделями поведения, зависимыми от наглядного ощущения.

При местных нарушениях в работе головного мозга  отклонения в умственной деятельности имеют другое направление. В этих случаях лимитированное поражение мозга исключает только одно из условий, нужных для выполнения тяжелой умственной деятельности, и, следственно, отклонение умственного поведения, вероятно, будет определяться выборочной направленностью. Образцом могут стать отклонения в умственной деятельности человека, появляющиеся при нарушениях в работе нижнетеменных (либо теменно-затылочных) отделов коры. В данных вариантах течения болезни индивид удерживает в памяти данную ему задачу, по практически не имеет возможности верно спланировать свое действие в окружающем пространстве: он путается в сторонах, не может осознать внутреннюю систему пространственных координат, и его действия в реальности имеют беззащитную окраску. Подобные люди не могут благополучно совладать со всевозможными поставленными перед ними задачами, которые строятся на пространственных отношениях, и у них отсутствуют все конструктивные действия.  Эти люди не имеют возможности сделать фигуру из палочек, создать рисунок из кубиков, возвести крупный объект из более мелких деталей и так далее. Подобные цели могут стать посильными, если предлагаются дополнительные пространственные объяснения, нацеливаясь на которые, возможно исполнения выдвинутых задач.

Абсолютно другой тип отклонения умственного поведения наблюдается у людей с нарушениями в работе лобных отделов мозга. Эти аномалии служат источником нестойкости задачи, стремительного угасания интереса к ней со стороны больного человека. Люди с подобными отклонениями  находятся под влиянием простых ощущений, не имеют возможности создать либо запомнить комбинированные алгоритмы действий. Они подменяют сформированное умственное действие непроизвольными действиями либо шаблонным воссозданием ранее появившихся клише.

Нарушения мышления интерпретируются как один из достаточно часто встречающихся признаков психических заболеваний. Клиника данных нарушений мышления исключительно разнообразна. Отдельные из них считаются типовыми для того либо иного вида болезни. При постановке диагноза заболевания психиатр зачастую берет за основу существование различных типов отклонений в развитии операций мышления. Следственно во всех учебниках и монографиях по психиатрии, освещающих самые разные клинические картины заболеваний, дано много описаний расстройств мышления. Существует достаточно много работ, которые очерчивают симптомы расстройств интеллектуальной деятельности человека. Впрочем, цельной квалификации либо полного описания этих расстройств нет. Происходит это потому, что при изложении и описании нарушений мышления экспериментаторы основывались на разных психологических учениях о мышлении, на разных философско-методологических доктринах.

Отклонения в работе мышления, описываемые в работах психиатров, имеют разнообразную направленность. Их сложно уложить в какую-либо строгую конструкцию, систематизацию. Данная систематизация может строиться на параметрах, вокруг которых объединяются разные модификации сдвигов мышления, проявляющиеся у психически больных людей.

Чаще всего вычленяют дальнейшие 3 типа нарушения мышления: патология операциональной стороны мышления, патология динамики мышления и патология личностного компонента мышления. Специфика мышления любого в плане развития интеллекта человека зачастую не может быть определена в рамках одного вида аномалий в умственном развитии. Часто в строении болезненно нарушенного мышления отслеживаются достаточно тяжелые комбинации различных видов нарушений. Так, скажем, расстройство процесса обобщения в некоторых ситуациях соседствует с изменением адресности мышления, в других – с разными подтипами отклонений в его динамике.

Мышление как систематизированное и опосредованное выражение реальности является фактически овладением и применением умений. Это овладение идет не в виде обычной аккумуляции сведений, а в виде действий синтеза, обобщения и отвлечения, в виде использования новых умственных действий. Мышление базируется на признанной системе представлений, которые дают вероятность воспроизведения действия в собирательных и абстрактных моделях. Определенные формы отклонений психического развития человека показывают отсутствие вероятности применения приемов обобщения и отвлечения. Анализ мышления людей, имеющих разные болезни мозга, показал, что отклонения в работе операционной стороны мышления принимают разные формы. Уменьшение уровня обобщения заключается в том, что во мнениях больных главенствуют прямые понимания явлений и предметов, оперирование едиными показателями замещается констатацией сугубо определенных связей между объектами. При осуществлении экспериментальной задачи больные с похожими диагнозами не могут из представленных знаков выбрать те, которые особенно полно определяют понятие. При тяжелом проявлении уменьшения уровня обобщения больным абсолютно недостижима задача на систематизацию: для тестируемых людей объекты представляются по своим определенным качествам настолько разными, что не могут быть объединены. Существуют ситуации, когда больные создают огромное число мелких групп на основании исключительно определенной предметной связи между ними.

Уменьшение уровня обобщения, проявляющееся во взглядах людей с нарушением мышления, показывает главенство для них прямых представлений об объектах. Перекашивание процесса обобщения дает больному лишь одно основание объекта. Значительные связи между объектами остаются в стороне от внимания человека. Реальная сущность объектов и явлений не рассматривается. Отклонения в процессе обобщения порождаются тем, что больные не управляют культурно принятыми отношениями между объектами.

Нарушение динамики мышления отслеживается по следующим параметрам.

Ускорение мышления показывает, что за некоторый временной период у людей с умственной недостаточностью может образовываться большее количество ассоциаций, чем у здоровых людей. Но все полученные ассоциации явно недостаточно качественны. Стремительно сменяющие друг друга модели образов, представления, мнения, решения весьма несформированные. Слишком высокая простота новых ассоциаций, которые  самопроизвольно возникают от всякого раздражителя, находит свое воплощение в речевых конструкциях, зачастую называемых «пулеметной речью».  Вследствие непрерывного говорения такие люди могут на некоторое время терять голос. В совокупности убыстрение мышления является непременным продуктом маниакального синдрома разного генеза.

Ярким примером инертности мышления является проявление безынициативности, заторможенности, бедности ассоциаций. Особенно сильно выделяется медлительность процесса созданий ассоциаций.

Отклонения в динамике умственной деятельности человека обнаруживаться в лабильности мышления, которая в свою очередь определяется как периодическое повторение адекватных и неадекватных реакций. Обратным нарушением к лабильности является инертность мышления. Его сущность заключается в скованности перехода от одного метода работы к другому. Лабильность мышления обнаруживается в периодичном замещении обобщенных и реально-ситуационных комбинаций, замене логических связей беспорядочными комбинациями, созданием однородных групп. У подобных больных появляется обостренная откликаемость на раздражители, даже не направленные на них самих. Достаточно часто подобная аномалия возникает у больных, имеющих тяжелые формы сосудистых заболеваний. Подобные люди зачастую потеряны во времени и месте нахождения, не способны адекватно оценить свое состояние, слабая память не позволяет им помнить важные даты, имена окружающих людей. Нарушения речи также существенны, чаще всего встречается ее несвязанность. Поведение данной категории больных отличается бессмысленностью. Но все эти аномалии отличаются достаточной подвижностью и непостоянством.

Инертность мышления полярна по смыслу лабильности. Метаморфоза критериев препятствует вероятности суммирования данных. Для данной аномалии свойственно уменьшение результативности операций обобщения и отвлечения, задержка результативности мыслительной деятельности. Подобные расстройства ярко видны в ошибочном подборе синонимов: «подлог-надежда», « голоса-вранье» и так далее. Следовый раздражитель становится более значимым, чем востребованный.

Базисными видами нарушения ума могут быть названы: олигофрения (прирожденное недоразвитие ума) и деменция (приобретенное слабоумие).

Олигофрения делится на разные уровни выраженности. Так по степени тяжести поражения мозговой деятельности олигофрению делят на дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебильность характеризуется как легкая степень поражения головного мозга. Люди с данным диагнозом имеют возможность некоторого обучения в условиях специальных коррекционных школ. Больные с диагнозом «дебильность» имеют достаточно развитую речь, могут осваивать счет, за счет достаточно развитой механической памяти. Однако умение выполнять операции обобщения и абстрагирования у данной группы больных практически отсутствует. Дебилы малодеятельны, инертны, пассивны. В плане трудоустройства возможно выполнение только низкоквалифицированного труда физической направленности.

Имбецильность является средней степенью тяжести поражения мышления. Речь имбецилов развита плохо, они косноязычны, лексический запас достаточно беден. Люди с диагнозом имбецильность считаются необучаемыми. Им с большим наряжением дается обучение в написании всего нескольких слов и запоминании чисел первого десятка. Зачастую даже освоенные материалы остаются на механическом уровне. Развитие двигательных навыков у данной группы людей находится на достаточно низком уровне. Имбецилы неуклюжи, неповоротливы, нерасторопны. В плане обучения возможно привитие некоторых навыков самообслуживания. В плане трудоустройства имбецилы могут выполнять легкую, неквалифицированную работу, не требующую специальных знаний, но только под непрерывным контролем и слежением.

Самой тяжелой степенью нарушения в развитии мышления считается идиотия. Больные с данным видом отклонения от нормы фактически лишены речи. Они не способны даже на усвоение навыков самообслуживания. Подобные люди нуждаются в постоянном патронаже со стороны общества.

Деменция – это слабоумие, полученное человеком с возрастом. В данном случае наблюдается угасание функций головного мозга, в результате чего человек теряет индивидуальность. Человек с данным диагнозом теряет память, лишается способов и средств изучения и освоения окружающей действительности. Подобные люди достаточно быстро теряют свои профессиональные навыки, а также бытовые познания. С течением времени болезнь убивает интересы человека, быстроту его мыслительных процессов. Это приводит к полному уничтожению функций психики. Особенностью заболевания является неспособность больного человека понять те изменения, которые разрушают его мышление и психику.


Заключение

Под мышлением понимают психический процесс осознания человеком окружающей действительности, развитие творческой активности индивидуума. Это процесс целенаправленного использования, поиска и сохранения знаний. Он  возможен лишь при направленности на разрешение противоречий, которые возникают между реальными предметами и их осмыслением самим человеком.

        Появление термина «мышление» отслеживается примерно с XVII века. Он использовался в разных науках и имел различные значения. Под мышлением понимали всю психологию человека и представляли его сущностью противоположной реальности мира. К концу XIX века мышление стали понимать как познавательный процесс, ставя его в один ряд с восприятием, вниманием, памятью, речью и воображением. Именно в это время начинается процесс сравнивания мышления с другими познавательными процессами человека. Но экспериментальные исследования мышления человека начинаются только с середины XX века. Эти исследования показывают сложность процесса мышления и необходимость его дальнейшего и углубленного изучения. Создается ситуация невозможности точного определения самого понятия «мышление». Что такое мышление человека принято определять с нескольких сторон, опираясь на его специфику.

        Мышление – это познавательный, психический процесс человека. Он направлен на освоение и понимание недоступных человеческим органам чувств объектов реальности. Органы чувств при помощи ощущений дают человеку элементарные знания о свойствах окружающих предметов. Но данные знания не являются предметом мышления. Мышление – это освоение новых знаний, их добыча, без участия органов чувств, а только при помощи размышлений.

        Мышление – это возможность и умение решать всевозможные задачи. Что такое задача? Это условие и вопрос. Ответ всегда неочевиден. Тут и появляется возможность использования мышления в сопоставлении данных и выявлении ответа с помощью логических цепочек.

        Мышление – это умение человека опосредованно изучать окружающую действительность. Неспособность человека видеть на большие расстояния дала толчок к изобретению и использованию таких оптических приборов, как подзорные трубы, телескопы. Они и помогают человеку видеть далекое и осмыслять увиденное. Подобных примеров в истории человечества неисчислимое количество. Каждый раз, используя для получения новых знаний не только органы чувств, но и специальные средства, человек пользуется именно мышлением.

        Мышление – это обобщенное знание действительности. Когда человек получает представления о реальности на уровне понятий. Знания, полученные в результате размышлений, это не конкретные знания о свойствах предметов и явлений мира. Знания, полученные способом мышления, более существенны и глобальны. Они несут в себе основные свойства и содержание предметов и явлений окружающей действительности. Эти знания являются понятиями, связывающими слово с содержанием и значением. Например, геометрическая фигура квадрат. Существует огромное множество различающихся по размеру квадратов. Они могут быть сплошными, выполненными из какого-либо материала, могут быть мысленно соединенными отрезками в пространстве. Все это – несущественные признаки. А по существу – квадрат – фигура из четырех равных отрезков, соединенных под прямыми углами. Эти признаки называются основными и определяют понятие квадрата, являются его значением. Именно определение понятий и является существом процесса мышления. Мышление – это деятельность человека, которая включает познавательные процессы и  переводит их в высшие психические функции.

        С мышлением тесно связаны и восприятие, и внимание, и воображение, и память, и речь. Восприятие решает перцептивные задачи, а мышление и есть путь решения всевозможных задач. Логическая память основана на запоминании, припоминании и сохранении смысла, что практически невозможно без понимания. А понимание и есть мышление.

Перед человеком на протяжении всей жизни постоянно возникают различные по сложности проблемы и задачи. Их появление требует от человека более глубокого познания мира и окружающей действительности, познания новых законов, связей, отношений. В жизни каждого человека присутствует множество открытий и их ценность не умаляется отсутствием признания их всем человечеством.

Таким образом, мышление – это сложный психолого-логический процесс, имеющий корни как в физиологии человека, так и в его социальности. Изучение мышление является целью многих наук. Теория познания изучает мышление в плане субъективного и объективного, чувственного и рационального. Логика изучает правила, операции и формы мышления. Кибернетика трудится над созданием «искусственного интеллекта». Языкознание проводит связь между мышлением и языком. Эстетика изучает образное мышление. Нейрофизиология занимается мозговым субстратом и физиологическими основаниями мышления. Этология изучает предпосылки возникновения мышления в животном мире. Все направления изучения мышления представляют его как процесс в нервных сетях мозга, позволяющий создать совокупность представлений, позволяющих прогнозировать ситуации, управлять ассоциациями.

Мышление важнейшая психологическая способность человека. Именно мышление дает возможность человеку осознать себя как родовое существо и выделить разум его отличительной чертой. Осознание данных фактов позволяет человеку почувствовать свою социальную и личностную значимость.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Мышление

Психический  процесс осознания человеком окружающей действительности, развитие творческой активности индивидуума.

2

Мышление

Процесс целенаправленного использования, поиска и сохранения знаний.

3

Понятие

Форма  мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно единовременным и общим.

4

Суждение

Это  форма мышления, подтверждающая либо отрицающая возможное взаимоположение предметов, явлений, свойств.

5

Умозаключение

Особая форма мышления, основанная на сравнении и анализе различных мнений и суждений, в результате которой появляется новое суждение.

6

Нарушения мышления

Отклонения в умственной деятельности, проявляющиеся при разных психических заболеваниях, местных нарушениях в работе мозга и дефектах психического становления.

7

Дебильность

Легкая степень поражения головного мозга.

8

Имбецильность

Является средней степенью тяжести поражения мышления.

9

Идиотия

Самая тяжелая степень нарушения в развитии мышления

10

Деменция

Это слабоумие, полученное человеком с возрастом.

11

Нарушение мышления

Отклонение в интеллектуальной деятельности, возникающее в результате психических заболеваний, локальных поражений мозга или аномалиях психического развития.


Список использованных источников

1

В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников.

2

Медицинский портал (Электронный ресурс) / http://dr20.ru/

3

Психологос Энциклопедия практической психологии (Электронный ресурс) / http://www.psychologos.ru/

4

Р. Корсини, А. Ауэрбах Психологическая энциклопедия СПб, 2006 (Электронный ресурс) / http://vocabulary.ru/

5

Шкуренко Д. А., Общая и медицинская психология (Электронный ресурс) / http://psyera.ru/

6

Б. В. Зейгарник Нарушения мышления, Патопсихология: Хрестоматия. Составитель Н. Л. Белопольская, 2-е издание. – Москва: Когито-Центр, 2000 (Электронный ресурс) / http://psylist.net/

7

Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова Основы клинической психологии Москва: Высшее образование (Электронный ресурс) / http://bookap.info/

8

Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок Клиническая психиатрия Москва, 1994 (Электронный ресурс) / http://azps.ru/

9

П. И. Сидоров, А. В. Парняков Введение в клиническую психологию (Электронный ресурс) / http://medbookaide.ru/

10

В. В. Дунаевский Мышление и его расстройства. Электронный учебник «Психиатрия и наркология» (Электронный ресурс) / http://spbmu.s-psy.ru/


Приложения

А

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

Мышление у детей с нарушением слуха

В статье даны данные исследования детей с нарушением слуха....

Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.

Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....

Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".

Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....

Экспериментальное исследование нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование нарушений в развитии  мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...

Причины нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Причины нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...