САМОАНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
методическая разработка по психологии по теме

Колесникова Марина Георгиевна

Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_samoanaliz.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова М.Г.                                    ,

учитель математики МАОУ СОШ №27

САМОАНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

План

  1. Что значит самоанализ?
  2. Сферы педагогической деятельности, которые нуждаются в самоанализе.
  3. Инструменты самоанализа.

Значение слова Самоанализ по Ожегову: Самоанализ - анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний. 

В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия — самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями — понятие самоанализ в большей степени концентрирует внимание на процессе целенаправленного изменения поступков, переживаний или их положительной оценке.

Сферы педагогической деятельности, которые нуждаются в самоанализе:

  • Урок;
  • Собственная деятельность педагога.

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Если учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, то именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ собственной деятельность педагога представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Такой самоанализ педагог представляет в виде порфолио.

Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основная цель портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Рассмотрим подробнее самоанализ урока и потфолио педагога.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 4. Характеристика плана урока:

 - содержание учебного материала;

 - методы обучения;

 - приёмы обучения;

 - формы организации познавательной деятельности.

 5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока;

 - его вклад в достижение результата;

 - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 7. Функциональный аспект:

 - насколько структура урока соответствовала общей цели;

 - соответствие возможностям класса;

 - анализ стиля отношений учителя и учащихся;

 - влияние на конечный результат урока.

 8. Аспект оценки конечного результата урока:

 - формирование универсальных учебных действий на уроке;

 - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 - причины разрыва;

 - выводы и самооценка.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

 1. Общая подготовленность класса:

 - умение детей работать в парах;

 - умение детей работать в малых группах;

 - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

 - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 2. Общая характеристика общения.

 - что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 3. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II . Анализ эффективности проекта урока

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

 2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

 5. Была ли принята учебная задача учащимися?

 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

 9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV . Оценка целостности урока

 1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

 2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

 3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

 4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

  1. Аналитическая справка
  2. Критерии показателей
  3. Справка – подтверждения
  4. Приложения

Конечно же, основной самоанализ педагогической деятельности содержит аналитическая справка. Материалы этого раздела должны давать представление о динамике результатов деятельности педагога за межаттестационный период, позволить сделать вывод о том, насколько аттестующийся педагог, владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности, насколько педагог, претендующий на высшую квалификационную категорию, активно распространяет свой опыт.

Для самоанализа, который должен быть отражен в аналитической справке первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. http://mdou202-teremok.ucoz.ru/load/neoficallnaja_informacija/pedagogicheskoe_portfolio/pedagogicheskoe_portfolio/11-1-0-4 

  1. http://sinludmila.ru/news/metodicheskie_rekomendacii_po_samoanalizu_peddejatelnosti/2010-10-05-15 

  1. http://www.insai.ru/slovar/samoanaliz 

  1. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=72&0a1=1039&0o1=3&0s1=0#doc_3.html5 


ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 4. Характеристика плана урока:

 - содержание учебного материала;

 - методы обучения;

 - приёмы обучения;

 - формы организации познавательной деятельности.

 5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока;

 - его вклад в достижение результата;

 - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 7. Функциональный аспект:

 - насколько структура урока соответствовала общей цели;

 - соответствие возможностям класса;

 - анализ стиля отношений учителя и учащихся;

 - влияние на конечный результат урока.

 8. Аспект оценки конечного результата урока:

 - формирование универсальных учебных действий на уроке;

 - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 - причины разрыва;

 - выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

 1. Общая подготовленность класса:

 - умение детей работать в парах;

 - умение детей работать в малых группах;

 - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

 - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 2. Общая характеристика общения.

 - что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 3. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II . Анализ эффективности проекта урока

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

 2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

 5. Была ли принята учебная задача учащимися?

 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

 9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV . Оценка целостности урока

 1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

 2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

 3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

 4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное портфолио – основа самоанализа профессионального роста педагога.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Наход...

Школьный методический семинар как средство профессионального роста учителя. Целеполагание

Материал для методистов и заместителей по методической работе в ОУ. Представлен практический материал для работы с педагогами по теме: "Целеполагание"...

Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.

Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время пол...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"

В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится ...

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...