Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.
статья на тему
Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Моя статья посвящена вопросу о портфолио не только как о средстве педагогической диагностики, но и как методу оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.
Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Моя статья посвящена вопросу о портфолио не только как о средстве педагогической диагностики, но и как методу оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Что же такое “npoфeccuoнaлuзм”? Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы. В этом же контексте о профессионализме иногда говорят, как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм также трактуется как качественная характеристика специалиста, но качество непременно высокого уровня. Таким образом, под профессионализмом можно понимать квалификацию высокого уровня.
Педагогический профессионализм отражает в себе наиболее существенные свойства и отношения всех предметов педагогической науки. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития в процессе его педагогической деятельности.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
Учитывая новые требования к аттестации педагогических работников, в Кингисеппской гимназии разработано положение о портфолио учителя, основной целью которого является проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учителя, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.
Основными принципами составления портфолио учителя являются:
• системность;
• полнота и конкретность представленных сведений;
• объективность информации;
• презентабельность.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для
- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также
объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства
педагога.
В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.
Первый раздел «Общие сведения об учителе»
— Ф.И.О., год рождения учителя.
— Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
— Общий трудовой и педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
— Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
— Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
— Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
— Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.
— Копии дипломов различных конкурсов.
— Другие документы по усмотрению учителя.
Второй раздел «Результаты педагогической деятельности»
(динамика учебных достижений за год, в т.ч. ЕГЭ)
— Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.
— Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.
— Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
— Наличие среди учеников медалистов.
— Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Третий раздел «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:
— образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
—описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
—средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
— описания способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
—отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом);
— информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Четвертый раздел «Обобщение опыта»
—Участие в методических и предметных неделях,
—Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
— Проведение научно-исследовательских работ.
— Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
—Публикации учителя.
—Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету»
Раздел должен содержать следующие документы
— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ проектов, выполненных учащихся по предмету;
—данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
— сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
— другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.
Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя»
Раздел должен содержать следующие материалы;
— анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
— информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района и т.д.;
— сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
— информацию о правонарушениях; сведения о работе с родителями;
— другие документы.
Седьмой раздел «Учебно-материальная база»
— Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и тд.).
— Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
— Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.
— Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов, сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ.
—Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.
Представленные разделы портфолио демонстрируют не только умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, но и выбирать стратегию и тактику профессионального поведения (раздел «Работа в качестве классного руководителя»). Разделы «Научно-методическая деятельность» и «Обобщение опыта» позволяют оценить уровень профессионализма учителя.
Составляя портфолио, педагог осуществляет проект собственного профессионального развития, который имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.
Портфолио созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога"
Представляю вашему вниманию опыт использования портфолио как средства мониторинга профессионального развития педагога....
Формирование информационной культуры педагога как средство его профессионального роста
Доклад на педагогических чтениях...

Доклад на тему: "Оценка учителя, как фактор его профессионального роста и развития училища"
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт твор...
обучающий семинар "Портфолио специалиста, как метод оценки его профессионализма"
В презентации приведена подробная схема оформления портфолио педагога...
Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений...

Мониторинг роста профессионализма учителя иностранного языка МБОУ "Основная школа № 12 о.Муром" Суховой Т.Л. за 2019-2020 гг
Мониторинг роста профессионализма учителя 2019-2020 гг...