Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.
статья на тему

Шагандина Анна Анатольевна

Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Моя статья посвящена вопросу о портфолио не только как о средстве педагогической диагностики, но и как методу оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио – как средство мониторинга профессионального роста и метод оценки профессионализма учителя.

Сегодняшнее время требует модернизации системы общего образования и обновления профессиональных требований к педагогам. Поэтому идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Моя статья посвящена вопросу о портфолио не только как о средстве педагогической диагностики, но и как методу оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Что же такое “npoфeccuoнaлuзм”? Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы. В этом же контексте о профессионализме иногда говорят, как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм также трактуется как качественная характеристика специалиста, но качество непременно высокого уровня. Таким образом, под профессионализмом можно понимать квалификацию высокого уровня.

Педагогический профессионализм отражает в себе наиболее существенные свойства и отношения всех предметов педагогической науки. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития в процессе его педагогической деятельности.

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.

Учитывая новые требования к аттестации педагогических работников, в Кингисеппской гимназии разработано положение о портфолио учителя, основной целью которого является проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учителя, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Основными принципами составления портфолио учителя являются:

• системность;

• полнота и конкретность представленных сведений;

• объективность информации;

• презентабельность.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для

  • повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также

объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

  • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства

педагога.

В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.

Первый раздел «Общие сведения об учителе»

— Ф.И.О., год рождения учителя.

— Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).

— Общий трудовой и педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.

— Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).

— Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.

— Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.

— Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.

— Копии дипломов различных конкурсов.

— Другие документы по усмотрению учителя.

Второй раздел «Результаты педагогической деятельности»

(динамика учебных достижений за год, в т.ч. ЕГЭ)

— Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.

— Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.

— Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

— Наличие среди учеников медалистов.

— Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Третий раздел «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:

— образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;

—описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;

—средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

— описания способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;

—отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом);

— информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.

Четвертый раздел «Обобщение опыта»

—Участие в методических и предметных неделях,

—Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.

— Проведение научно-исследовательских работ.

— Разработка авторских программ, научно-методических материалов.

—Публикации учителя.

—Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.

Пятый раздел  «Внеурочная деятельность по предмету» 

Раздел должен содержать следующие документы

— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ проектов, выполненных учащихся по предмету;

—данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

— сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;

— другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.

Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя»

Раздел должен содержать следующие материалы;

— анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

— информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района и т.д.;

— сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

— информацию о правонарушениях; сведения о работе с родителями;

— другие документы.

Седьмой раздел «Учебно-материальная база»

— Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и тд.).

— Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.

— Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.

— Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов, сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ.

—Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.

Представленные разделы портфолио демонстрируют не только умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, но и выбирать стратегию и тактику профессионального поведения (раздел «Работа в качестве классного руководителя»). Разделы «Научно-методическая деятельность» и «Обобщение опыта» позволяют оценить уровень профессионализма учителя.

Составляя портфолио, педагог осуществляет проект собственного профессионального развития, который имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.

Портфолио созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога"

Представляю вашему вниманию опыт использования портфолио как  средства мониторинга профессионального развития педагога....

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Доклад на тему: "Оценка учителя, как фактор его профессионального роста и развития училища"

Никто  не  может  показать  миру,  каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт твор...

обучающий семинар "Портфолио специалиста, как метод оценки его профессионализма"

В презентации приведена подробная схема оформления портфолио педагога...

Портфолио- как способ самоанализа профессиональных результатов и мониторинга педагогического роста учителя.

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений...