Авторская куклотерапевтическая техника "Два в одном" в решении межличностных конфликтов
методическая разработка по теме

Захарова Галина Юрьевна

В работе с конфликтами бывает трудно показать клиенту положительные стороны обидчика, научить его принимать оппонента таким, какой он есть, со своими ценностями, особенностями поведения. Срабатывают мощные механизмы психологической защиты. Работа с куклами позволяет клиенту безопасно погрузиться в проблему и взглянуть на ситуацию с другой стороны, тем самым открыть дверцу на встречу к самопознанию, примирению конфликтующих сторон.

Особую бурю эмоций (удивление, восторг) вызывает общение с куклами-перевёртышами, ведь они необычны, их не встретишь в магазине игрушек, они отражают наши двойственные чувства, качества, желания и пр.

Рекомендуемый возраст: старший подростковый, юношеский, взрослый.

Упражнение способствует:

·        Осознанию своего состояния

·        Переоценке взаимоотношений

·        Снятию барьеров общения

·        Принятию другого человека

·        Формированию толерантности к другому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_g.yu_._no2_-_tehnika.docx460.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия: от свободы творчества к развитию личностного потенциала»

Г.Ю.Захарова

DSC01592

Захарова Галина Юрьевна

закончила Вятский государственный педагогический университет  по специальностям «учитель химии – школьный психолог».

Работает педагогом-психологом МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области.

Стаж работы– 15лет.

Имеет первую квалификационную категорию.

Автор программы для младших подростков, переживших домашнее насилие, «Куклы, которые любят детей», занявшей 1 место в общероссийском конкурсе в рамках благотворительного проекта «Новый день» от  Росбанка с привлечением филиала Британского благотворительного фонда  CAF – Россия.

(Республика Марий Эл, ноябрь 2008 г.)

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\коробочка 1.JPG 

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\коробочка 2.JPG

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\коробочка 3.JPG

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\коробочка 6.JPG

КУКЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «ДВА В ОДНОМ» В РЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

В работе с конфликтами бывает трудно показать клиенту положительные стороны обидчика, научить его принимать оппонента таким, какой он есть, со своими ценностями, особенностями поведения. Срабатывают мощные механизмы психологической защиты. Работа с куклами позволяет клиенту безопасно погрузиться в проблему и взглянуть на ситуацию с другой стороны, тем самым открыть дверцу на встречу к самопознанию, примирению конфликтующих сторон.

Особую бурю эмоций (удивление, восторг) вызывает общение с куклами-перевёртышами, ведь они необычны, их не встретишь в магазине игрушек, они отражают наши двойственные чувства, качества, желания и пр.

Рекомендуемый возраст: старший подростковый, юношеский, взрослый.

Упражнение способствует:

  • Осознанию своего состояния
  • Переоценке взаимоотношений
  • Снятию барьеров общения
  • Принятию другого человека
  • Формированию толерантности к другому

Материалы: кукла-перевёртыш из спичечных коробков (заранее изготовленная психологом), бумага для записи, ручка.

Инструкция:

Как часто мы видим человека однобоко. Увидев его с одной стороны, думаем, что он со всеми, всегда такой и есть. И даже мысли не допускаем, что наш обидчик, на которого мы дуемся, злимся, копим обиды, может с кем-то иметь и хорошие взаимоотношения, он кому-то дорог, его любят и берегут. Похоже, что нам врезалась в память только та одна единственная сторона, о которой мы узнали, но совсем не видны его сильные, хорошие, ценные стороны. А ведь они есть…

Увидеть и понять это нам поможет Кукла-перевёртыш, выполненная на основе спичечных коробков.

Порой мы видим собеседника, с которым у нас вышел конфликт, вот так… (психолог демонстрирует одну сторону куклы, фото 1).

А ведь многие знают его и с другой стороны, например, вот с такой…(психолог меняет стороны куклы, фото 4).

Казалось бы, одна и та же кукла, одно и то же лицо, но разный наш взгляд на одно и то же…

Задания и вопросы для обсуждения:

  1. Что произошло с вами, когда вы увидели изменения в кукле?
  2. Приведите примеры из жизни, когда вам удавалось в человеке увидеть разные стороны.
  3. Рассмотрите куклу-перевёртыш, каждую её сторону.
  4. Дайте имя каждой стороне куклы.
  5. Охарактеризуйте каждую сторону куклы.
  6. Какую историю она может вам поведать? О чём её история? Дайте название истории.
  7. Опишите диалог, который может произойти между двумя сторонами куклы.
  8. Произнесите его от первого лица от каждой стороны.
  9. Чему нас может научить эта история? (ответить можно после создания истории)
  10. Стороны куклы противоположны или дополняют друг друга? Хочется ли избавиться от какой-либо стороны? А нужно ли это? К чему это приведёт?
  11. Зачем одной стороне нужна другая (другие)?
  12. Что заставляет куклу меняться? Зачем нужны превращения?

  1. В какой последовательности происходит превращение? (сторона А превращается в сторону В или наоборот).
  2. В каком состоянии кукла вам больше нравится? В каком состоянии хочется остаться? Какая сторона ближе вам по настроению, мыслям, поступкам…
  3. Найдите позитивное в каждой стороне куклы
  4. В каких жизненных ситуациях какая сторона преобладает? Мешает или помогает это кукле? А вам?
  5. Есть ли черты сходства куклы (каждой из её сторон) с вами?
  6. Устраивают ли вас обе стороны куклы?
  7. Чему вас может научить каждая сторона куклы? Запишите совет каждой стороны для вас.
  8. Какие чувства вызывает в вас каждая сторона?
  9. Что мешает вам увидеть в другом человеке его позитивные стороны? Какие чувства, установки, мысли?
  10. Что помогает другим людям увидеть в вашем оппоненте положительные черты?
  11. Что помогает кукле задержаться в одном состоянии? Помогает ли это вам? Что может вам помочь «задержаться» в желаемом состоянии?
  12. Какая сторона чаще появляется в жизни куклы? А в вашей?
  13. В течение недели отмечайте в «Дневнике побед и достижений»: какая сторона появляется чаще? Что вы делали, чтобы удержаться в позитивной стороне?
  14. С помощью «Кубиков историй» (Rory’s Story Cubes) или метафорических карт «Петроглифы» (либо других) составьте цепочку, раскрывающую сон куклы. Расскажите, что приснилось кукле.
  15. Какие мысли возникли в ходе этого упражнения? Какие выводы вы сделали?

Рисунок для изготовления куклы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log-in.ru/illusions/perevertyshi-medsestra-i-starukha/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения

Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...

Межличностные конфликты

Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодейст­вие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлени...

Урок "Межличностный конфликт"

Урок "Межличностный конфликт"...

Межличностный конфликт

Работа педагога-психолога по разрешению межличностных конфликтов в общеобразовательной школе...

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...

Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения  в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования предст...

Доклад "Профилактика конфликтов и конструктивное решение межличностных отношений среди подростков"

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Профилактика конфликтов - важная составляющая деятельности не только школьного медиатора, но и л...