Главные вкладки

    Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.
    план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

    Поздеева Ирина Юрьевна

    Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения  в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования представления у учащихся о различных путях предотвращения и разрешения межличностных конфликтов.Обучающиеся научатся сохранять достоинство в конфликте. Научатся коллективно решать проблемы, объмениваться мнениями и уважать мнение партнера. В ходе урока ребята анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих и строят отношения уже с их учетом. 

    В ходе урока ребята познакомились  с теорией конфликта на пальцах. Эти упражнения помогли ощутить буквалько грани конфликта, его другую сторону-позитивную. Эта теория очень просто и наглядно рассказывает о конфликте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_konflikt.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

    СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА

    Тема урока: Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

    Тип урока: Урок-практикум

    Класс: 6 класс 

    Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о различных путях предотвращения и разрешения межличностных конфликтов.

    Планируемые результаты:

    Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

    Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

    Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в паре, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

    Методы:  методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.

    Оборудование:  учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс),  детский юмористический журнал «Ералаш» № 4- «Новенький», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), наглядный материал на доске (солнце, облака), смайлики),   презентация. Мультимедийный проектор.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Организационный момент, мотивация к успешной учебной деятельности.

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.(в рамках темы «Межличностный конфликт»).Организует формулировку темы.

    Приветствуют учителя, готовятся к уроку. Слушают и обсуждают тему урока.

    «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

    Регулятивные: контролируют свою деятельность

    Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

    2. Актуализация знаний.

    Демонстрация сюжета «Ералаша» 

    Организация диалога по повторению базовых знаний по теме «Межличностный конфликт»,создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока.

    -какое действие мы наблюдаем?

    -что такое конфликт?

    -что может быть причиной конфликта?

    -какова причина конфликта?

    -каким было поведение участников?

    -что послужило инцидентом?

    - каков исход конфликта?

       - Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтной ситуации. Этому будет посвящен наш урок.

    Подводит к цели урока.

    А кроме того, в течение урока нам предстоит ответить на вопрос:

     - Конфликт – это хорошо или плохо

    Какую роль играет конфликт в отношениях между людьми?

    -отвечают на вопросы:

    -конфликт

    -столкновение интересов, желаний, потребностей, целей.

    -накопившиеся противоречия, столкновение взглядов.

    Когда потребности, представления и желания одного человека не соответствуют потребностям, представлениям и желаниям другого. 

    - спорят, обзывают друг друга, оскорбляют, насмехаются, придумали обидную кличку.

    -поводом к конфликту послужил приход в класс «новенького»

    -драка

    Пытаются сами ее сформулировать.

    Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются

    в разнообразии способов их решения.

    Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

    3. Изучение новой темы.

    . Упражнение «Облако»

    Учащимся предлагается закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не называл обидным словом

     (Раздать листы, вырезанные в форме облака).

     - А теперь представьте, что  на «облачках» написано обидное слово, сказанное вам,  приклейте облако на солнце.

    - Посмотрите на доску и скажите: «Что может сейчас произойти?»

    - Что вы чувствовали, когда вас обозвали и что вы сделали обидчику?

    Запишите в рабочих листах

    Действия

    Чувства

    -Попадая в конфликтную ситуацию,  вы чувствуете себя не комфортно, не знаете как себя вести.

    Сейчас мы познакомимся с вариантами поведения в конфликтной ситуации. На стадии осознания конфликта его можно избежать. Для этого нужно знать как действовать.

    Организует обсуждение

    Приводит примеры:

    Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

    Р.н.с. “Заюшкина избушка”

    “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
    – Что, зайчик, плачешь?
    – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
    – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
    Подошли они к избенке, и собака залаяла.
    – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
    А лиса им отвечает с печи.
    – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
    Собака испугалась и убежала.

    А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

    “…Вот пошел старик к синему морю…
    Стал он кликать золотую рыбку,
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    “Чего тебе надобно, старче?”
    “…Смилуйся, государыня рыбка,
    Разбранила меня старуха,
    Надобно ей новое корыто…”

    В.Г.Сутеев “Яблоко”

    Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

    Басня Эзопа.

    Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.

    Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается.

    И тогда наступает последняя стадия-разрешение конфликта.

    Здесь также есть 4 варианта исхода:

    подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

    Клеят на солнце облака.

    На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

    Записывают в 2 колонки

    Действия

    Чувства

    Я просто отошёл в сторону

    Мне хотелось плакать

    Знакомятся с основными вариантами поведения в конфликтной ситуации:

    избегание, компромисс, приспособление и сотрудничество.(работа с учебником с. 79-80)

    (Избегание от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

    (поведение– приспособление).

    (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

    (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

    Выполняют практическую работу. Находят соответствие между вариантом поведения и поведением героев в сказке. Отвечают на вопрос: «Какую из стратегий поведения в конфликтной ситуации ты считаешь самой лучшей?»

    Взаимопроверка.

    Максимальный балл-4

    Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения
    с их учетом.

    Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

    Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения)

    4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

    Объясняет выполнение задания «Разреши конфликтную ситуацию».

    Предлагают  варианты агрессивного, пассивно-зависимого и уверенного поведения в каждом из них.

    1 балл за демонстрацию предложенного способа поведения.

    2 балла за обоснование наилучшего способа выхода из конфликта.

    Максимальный балл - 3

    Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

    Регулятивные: ориентируются  в учебнике и тетради.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    Подводит к ответу главного вопроса урока: «Конфликт-это хорошо или плохо?»

    «Конфликтология на пальцах». Упражнение.

    Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. В острой стадии конфликта трудно отдавать отчет своим действиям, да и действия других невозможно оценить объективно. Но есть правила общения в ситуации конфликта, которые эффективны всегда. И возможно, придерживаясь их, вы сможете избежать конфликта.

    Я предлагаю вам сформулировать эти правила самостоятельно, ведь вы уже достаточно  знаете о конфликте. Оформите правила  в виде совета другу.

    На слайде

    «Цепочка пожеланий»

    Предлагает обратиться с пожеланиями к себе и к другим  итогам работы на уроке.

      Предлагает оценить свою работу  смайликом:

     активно работал

     делал то, о чем просили

     внимательно наблюдал за работой других

    Оценивает работу учащихся.

    Отвечают на вопрос.

    Ожидаемые ответы:

    - в конфликте есть негативная и положительная стороны;

    - из конфликта можно извлечь существенную пользу (выявить противоречия между людьми  и прояснить ожидания каждого участника);

    - понимание этого в дальнейшем  поможет организовать наиболее эффективные взаимоотношения.

    Учебник с.81-82.

    Совет другу может быть таким:

    -проявляй терпение

    -попытайся понять другого человека;

    -будь честным;

    -не суди другого человека, умей прощать;

    -если трудно понять и простить другого человека, обратись к посреднику.

    Обращаются с пожеланиями к себе и к другим  по итогам работы на уроке.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Домашнее задание.

    Объясняет домашнее задание.

    п.9,

    рубрики «Практикум» с.84 № 5.  и

    «В классе и дома» с 83

    № 4-на дополнительную оценку.

    Записывают домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"

    НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....

    Педагог и проблемы школьной дисциплины. Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

    Актуальность проблемы школьной дисциплины,  методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Умение избежать конфликта как одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Рассмо...

    Классный час « Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

    Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта....

    Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

    Научить детей относиться друг к другу уважительно,            усвоить некоторые правила безконфликтного...

    "Учимся предотвращать и разрешать конфликты"

    Ситуативный практикум в форме презентации для работы с трудными подростками....

    04_02_6класс_обществознание_Учимся предотвращать и разрешать конфликты

    04_02_6класс_обществознание_Учимся предотвращать и разрешать конфликты...