Элективный курс "Развитие конкурентоспособности выпускников школ"
элективный курс по психологии (10 класс) на тему

Сазонова Марина Евгеньевна

В настоящее время созрела потребность в разработке и научном обосновании модели активизации формирования конкурентоспособности у выпускников школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx22.2 КБ
Файл elektivnyy_kurs_shkola_konkurentosposobnosti.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовый доклад на тему:

«Развитие конкурентоспособности выпускников  школ»

Участник: Сазонова М.Е. (педагог-психолог)

Актуальность исследования. В рамках концепции модернизации российского образования одной из насущных проблем  становится формирование конкурентоспособности будущих специалистов. Современная ситуация на рынке труда предъявляет новые требования к организации и реализации учебного процесса. Он должен опираться на инновационные образовательные технологии, обеспечивающие возможность приобретения обучающимися не только качественных теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для эффективного исполнения требований работодателей.

Поэтому в настоящее время назрела потребность в разработке и научном обосновании модели активизации формирования конкурентоспособности и  разработке спецкурса, внедрение  которых в образовательный процесс учебного заведения будет  способствовать  процессу становления конкурентоспособности выпускников.

Цель проекта способствовать  развитию  конкурентоспособности  выпускников школ в процессе учебной деятельности с помощью инновационного спецкурса «Школа конкурентоспособности».

Задачи проекта:

- формирование потребности в обучении, в качественном профессиональном образовании, в полноценном личностном развитии, самопознании, самореализации;

- приобретение навыков эффективного общения, эффективного поведения в конкурентной борьбе;

- повышение уровня рефлексивности и уверенности в себе;

- развитие конкурентных преимуществ личности;

- формирование знаний и практических умений по целеполаганию, саморегуляции:

- помощь в осознанном планировании профессионального пути.

Полностью        содержание        программы  и спецкурса по формированию конкурентоспособности  выпускника в процессе профессиональной подготовки представлено на диске.

В основу инновационного спецкурса положен проблемный  метод обучения, который заставляет выпускников самостоятельно задуматься над развитием собственной конкурентоспособности, выделить наиболее эффективные меры  для этого и внедрять их в процессе своего обучения. Проблема, которая «пропущена через себя» больше актуализируется и осознается выпускниками, что заставляет  их целенаправленно работать над развитием собственной конкурентоспособности.

Спецкурс по  формированию личной  конкурентоспособности  выпускника рассчитан на один учебный год. В рамках программы работа проходит в следующих формах: семинары,  тренинги, индивидуальное психологическое консультирование, «профессиональные встречи».

Тренинги включаются  в основную содержательную часть программы и   позволяют  применить полученные знания на практике. Наиболее эффективны следующие темы тренингов: «трудоустройство на работу»,  «анализ профессиональных ситуаций» и т.д.  

Кроме участия в групповых формах работы выпускники имеют возможность посетить индивидуальные психологические консультации в психолого-педагогической  службе  школы.

«Профессиональные встречи» также являются одной из форм работы. Старшеклассники встречаются  с бывшими выпускниками и обсуждают профессиональные успехи и неудачи, процесс обучения в том или ином учебном заведении. В рамках работы этих групп осуществляется встреча с успешными представителями  различных профессий. Встречи проводятся раз в месяц. Продолжительность встреч 1,5-2 часа. Такие встречи способствуют самоопределению в предполагаемой профессиональной деятельности и помогают налаживать связи в своей будущей профессиональной среде.

Принципы программы: духовно-нравственного развития; дополнительности;  индивидуального творческого подхода, создание условий для самореализации и выявления конкурентных преимуществ личности выпускника; творческого общения, сотрудничества, коммуникативного сотворчества; наглядности образцов поведения, межличностного взаимодействия, использования конкурентных преимуществ личности и т.д.; участия выпускников в разработанной программе, а именно добровольного активного участия в предлагаемых мероприятиях; принятия ответственности выпускника за результаты своего участия в развивающей программе; конфиденциальности.

Методологическую основу проекта составляют  концептуальные идеи системно-целостного (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.М Саранов, Н.К. Сергеев и др.), деятельностного (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), компетентностного (В.А. Болотов, Е.Я. Коган, В.В. Лаптеев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.), личностно ориентированного ( Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходов.

Ключевой термин проекта:

В психолого-педагогических и социологических исследованиях в определении понятия «конкурентоспособность» не существует единого общепризнанного суждения.

Так, в психологии под конкурентоспособностью понимается способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития, планировать и ставить цели в профессиональной деятельности, изменять ради них самого себя, осознавать и оценивать трудности как стимул для дальнейшего  развития.

В деловой психологии конкурентоспособность определяется как совокупность следующих черт: умение независимо анализировать информационные потоки;  определять краткосрочные и долгосрочные цели и задачи; наличие личностных качеств, связанных с общением; умение подать себя; умение анализировать и учитывать аудиторию, клиентуру, потребителей; знание современных технологий и иностранных языков; умение создать имидж; желание учиться после формального получения образования; знание тенденций развития своего профессионального сегмента[1].

Общим в различных представлениях о конкурентоспособности  является указание на неизбежность саморазвития субъектов конкурентных отношений. Здесь идет речь о продуктивной конкуренции, которая является гуманной, честной, созидательной. В этом случае конкурентная борьба не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

В результате реализации проекта по развития конкурентоспособности выпускников  через инновационный спецкурс,  были сделаны  следующим выводам:

  1. Проблема формирования конкурентоспособности выпускников  является одной из актуальнейших в менеджменте, психологии, педагогике и других науках, ей посвящено значительное количество исследований в нашей стране и за рубежом. Особенность изучения этой проблемы в представленной работе состоит в том, что ее решение осуществляется применительно к выпускникам школ, у которых конкурентоспособность еще не сформировалась, и мы имели возможность влиять на ее формирование. С помощью спецкурса и различных методов обучения мы смогли  «заставить» старшеклассников  задуматься над собственной конкурентоспособностью и  самостоятельно работать над ее повышением.
  2. Было выявлено, что многие выпускники не знакомы с продуктивными методами ведения конкурентной борьбы и способами развития своей конкурентоспособности. Таким образом, в современный образовательный процесс целесообразно внедрить спецкурс, способствующий развитию личной конкурентоспособности выпускников, а также в процессе обучения применять методы, способствующие развитию их конкурентоориентированности .
  3. На формирование  конкурентоспособности выпускников влияют следующие субъекты: образовательное учреждение, работодатели, государство, а также сами учащиеся. Причем значительную роль  в этом процессе играют именно выпускники -  на них лежит забота о личной конкурентоспособности  и развитии конкурентоориентированности, что предполагает тяжелую внутреннюю работу над собой.
  4. Программа развития личной  конкурентоспособности  выпускников включает в себя следующие блоки  работы:

– включение  спецкурса по формированию личной конкурентоспособности в учебный процесс школы;

-  проведение психолого-педагогической службой школы психологических  консультаций по вопросам развития конкурентоспособности выпускников;

 -  построение продуктивных связей с потенциальными работодателями в рамках социального партнерства;

- встречи с выпускниками, представителями различных профессий в  рамках круглых столов по обсуждению проблем конкурентоспособности выпускников;

 - использование  форм и методов работы с выпускниками в рамках учебной деятельности, способствующих формированию личной конкурентоспособности  и их конкурентоориентированности.


[1] Романчук, Я. Конкурентоспособность: производитель, фирма,экономика. Что надо знать, чтобы победить / Я. Романчук. - М.: Научно-иссл. Центр «Мизеса», 2002.с. 78



Предварительный просмотр:

Элективный курс «Школа конкурентоспособности»

До данного занятия проводится анкетирование учащихся, где анализируются учебные заведения, выбранные ими в качестве  объектов для поступления и причины выбора данных учебных заведений.

Занятие 1. Разработка модели саморазвития  личной конкурентоспособности

Задание: выделить факторы, которые влияют на вашу личную конкурентоспособность.

Ход занятия:

Факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников, выделяются учащимися методом «мозгового штурма». На основе этих данных разрабатывается  модель формирования и управления личной конкурентоспособностью выпускника.

Разработанная модель конструируется и вывешивается на видное место в классе.

В дальнейшем на каждом последующем занятии детально рассматривается  и анализируется каждый из выше выделенных факторов.

Педагог-психолог при этом  выступает наставником и обращает внимание выпускников на отдельные аспекты, которые остались ими незамеченными.

В конце «мозгового штурма» будет создана примерно следующая модель  развития конкурентоспособности выпускников:

Домашнее задание: на  своем примере оцените по 10-бальной шкале насколько реализуется каждый фактор модели формирования конкурентоспособности у Вас.

Занятие 2. Разработка модели фундаментальной подготовки выпускника  по выбранному направлению обучения

Задание: ответьте на вопрос «Что  необходимо делать для демонстрации качественных знаний  при поступлении по будущей выбранной профессии?»; на основе полученных компонентов  разработайте модель своей  фундаментальной подготовки  по выбранному направлению обучения.

Ход занятия:

Разрабатывается модель фундаментальной подготовки выпускника, выделяются компоненты данной модели; вырабатываются рекомендации для получения глубоких знаний по будущей выбранной профессии.

Домашнее задание:

1. Выработка собственных побуждений и мотивов к учебе;

2. Разработка критериев самооценки качества своего обучения;

3. Определить литературные источники, которые помогут приобрести дополнительные знания по выбранной профессии.

Занятие 3. Разработка модели по формированию профессиональных навыков

Задание: выделить факторы, влияющие на развитие профессиональных навыков  для обучения будущей профессиональной деятельности и разработать модель практической подготовки выпускников к обучению по специальности

Ход занятия:

Учащиеся выделяют факторы, непосредственно влияющие на практическую подготовку  к обучению будущей профессиональной деятельности, а также выделяют  методы,  способствующие подготовке к практической деятельности по выбранной специальности. На основе этого разрабатывается модель по развитию профессиональных навыков и вырабатываются рекомендации для их развития.

Домашнее задание:

  1. Проанализируйте свою практическую подготовку к будущей  профессиональной деятельности во время учебы
  2. Определите, какие действия вам следует предпринимать для развития у себя практических навыков.
  3. Напишите план действий, необходимых вам для развития практических навыков.

Занятие 4. Моделирование процесса формирования и развития организаторских навыков

Задание:  разработка модели развития навыков организаторской деятельности у учащихся.

Ход занятия:

Учащиеся выделяют  составляющие  организаторских способностей  современного выпускника школы  и  разрабатывают модель  их развития методом «мозгового штурма»; вырабатываются рекомендации для развития личных организаторских способностей.

Домашнее задание:

  1. Перечислите черты современного организатора, которые должен развивать в себе выпускник.
  2. Проанализируйте собственные организаторские качества.   При каких обстоятельствах вам помогало их наличие? Составьте план их развития.
  3. Сделайте анализ собственной деятельности по организации различных мероприятий.

Занятие 5. Моделирование процесса развития предпринимательских способностей

Задание: разработка модели формирования и развития предпринимательских навыков

Ход занятия:

Студенты методом «мозгового штурма» выделяют качества, которыми должен обладать успешный предприниматель и на их основе разрабатывают модель формирования и развития предпринимательских навыков; вырабатываются рекомендации для  развития навыков предпринимательской деятельности.

Домашнее задание:

1. Проанализируйте собственные предпринимательские навыки. Определите, какие действия вам следует предпринимать для развития у себя предпринимательских качеств.

2. Напишите план действий, необходимых вам для развития предпринимательских качеств.

Занятие 6. Разработка модели формирования профессиональных качеств

Задание: выделить профессионально важные  качества  для будущей профессии и разработать модель по их формированию;

Ход занятия:

Учащиеся  методом «мозгового штурма» выделяют профессионально важные качества специалиста, составляют модель развития личных профессиональных качеств. Вырабатываются рекомендации для развития данных качеств.

Домашнее задание:

  1. Проанализируйте какими профессионально значимыми качествами вы обладаете.
  2. Составьте план действий по развитию своих  профессиональных качеств.

Занятие 7. Разработка модели формирования и развития долговременных деловых связей в период обучения

Задание: выделить пути формирования долговременных деловых связей в период обучения; разработать модель их поддержания и развития.

Ход занятия:

Учащиеся выделяют пути формирования деловых связей и отвечают на вопрос «Как создавать и поддерживать долговременные деловые связи по выбранной профессии». Анализируется  структура деловых связей, на основе которой разрабатывается модель формирования и развития долговременных деловых связей. Учащиеся вырабатывают рекомендации по созданию  и поддержанию эффективных  деловых  связей в период обучения.

Домашнее задание:

  1. Разработайте правила (рекомендации)  по формированию деловых связей
  2. Составьте список ваших  эффективных деловых связей. Проанализируйте схему действий, как вы будете поддерживать контакты.
  3. Подумайте, каким образом вы будете устанавливать и развивать деловые связи с конкретными лицами.

Занятие 8. Моделирование  системы планирования выпускниками своей личной жизни и профессиональной  карьеры

Задание:  разработать  систему планирования выпускниками своей личной жизни и профессиональной  карьеры; разработать систему и технологию планирования личной деятельности выпускника

Ход занятия:

  Анализ   инструментов планирования личной деятельности. Разработка последовательности осуществления планирования  деятельности выпускника  посредством «мозгового штурма». Выработка принципов планирования личной деятельности.  Выпускники  совместно с преподавателем выводят алгоритм разработки плана личной жизни и график профессиональной карьеры.

Домашнее задание:

1. Сформулируйте свои основные жизненные цели, скоординируйте их во времени

2.  Разработайте свой персональный  план жизни и деловой карьеры.

  1. Спланируйте личную деятельность на  день,  неделю, месяц,  год.
  2.  Определите, какие крупные дела должны быть решены в конкретные месяцы.

5. Разработайте и заполните бланк «Тематический список важнейших дел на месяц».

6. Постарайтесь наиболее рационально  построить свою недельную и ежедневную деятельность.  В конце дня и недели  подведите  итоги и включите невыполненное в план следующего дня (недели).

Занятие 9. Моделирование факторов, влияющих на   работоспособность выпускника

Задание: выявить факторы (внутренние и внешние), влияющие на уровень работоспособности молодых людей.

Ход занятия:

Учащиеся  отвечают на вопрос «Как повысить и поддержать личную работоспособность» и выводят правила, помогающие стимулировать высокую работоспособность. Анализ факторов, которые вызывают утомляемость и усталость  человека. Разработка мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности учащихся, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения.

Домашнее задание:

1. Проанализируйте внутренние и внешние факторы, влияющие на состояние вашего здоровья.

2. Составьте схему действий по поддержанию и восстановлению жизненных ресурсов своего организма.

Занятие 10. Разработка модели формирования успехоориентированности выпускников

Задание: выделить составляющие, влияющие на ваше стремление к  успеху и разработать модель формирования жизненного успеха выпускника.

Ход занятия:

Факторы, влияющие на стремление к  жизненному успеху, выделяются учащимися методом «мозгового штурма». На основе этих данных разрабатывается  модель формирования успехоориентированности учащихся и  вырабатываются рекомендации для стремлении к жизненному успеху.

Домашнее задание:

-на основе модели формирования жизненного успеха определите те качества и умения, которыми вы владеете и которые хотели бы развить;

- проанализируйте средства, необходимые для их развития;

- составьте себе план приобретения необходимых навыков для вашего успеха

Занятие 11. Построение модели  формирования личной положительной  репутации

Задание:  выделить элементы, из которых складывается система формирования репутации выпускника, и  построить модель формирования репутации выпускника, как важного фактора конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Ход занятия:

Учащиеся  анализируют  сущность и значение личной репутации, отвечают на вопрос  «Как правильно формировать свою репутацию». Выделяются  личностные качества, влияющие  на становление  положительного имиджа  молодых людей.  Вырабатываются рекомендации для создания  положительной репутации выпускника.

Домашнее задание:

1. Разработайте собственную модель репутации учащегося.

2. Сформулируйте рекомендации по формированию положительной репутации для современной молодежи и для себя лично.

Занятие 12. Построение модели семейного благополучия

Задание: определить наиболее важные факторы, обеспечивающие  гармонию в семье  и построить модель семейного благополучия.

Ход занятия:

Факторы, влияющие на семейную гармонию, выделяются учащимися методом «мозгового штурма». На основе этих данных разрабатывается  модель семейного  благополучия. Вырабатываются рекомендации для построения семейного благополучия.

Домашнее задание:

1. Ответьте на вопрос «Как достичь семейного благополучия»?

2. Постройте самостоятельно модель своего  семейного благополучия.

Занятие 13. Разработка  модели самоконтроля  и самоанализа жизнедеятельности выпускника

Задание: перечислить  основные сферы самоконтроля  и самоанализа в процесса деятельности выпускника, выделить  их основные способы; разработать модель самоконтроля и самоанализа жизнедеятельности учащегося.

Ход занятия:

Учащиеся анализируют понятие и сущность самоконтроля, самоанализа личной деятельности; выделяют их основные сферы и способы осуществления. На их основе разрабатывается модель самоконтроля и самоанализа жизнедеятельности учащегося.

Домашнее задание:

1. Составьте в порядке убывания важности список  дел, которые вы хотели бы постоянно контролировать.

2. Составьте такой же список наиболее приоритетных процессов вашей деятельности, нуждающихся в постоянном самоконтроле и самоанализе.

3. Осуществляйте выборочный контроль результатов деятельности  за неделю, за месяц и за один год.

4. Проанализируйте основные причины невыполнения ваших ежедневных дел.

5. Подведите итоги своих дел в течение учебы: за первую четверть, вторую четверть, третью и четвертую четверть, за год.

Занятие 14.  Разработка модели  освоения техники эффективного  обучения

Задание: разработать   технологии  эффективного  обучения в современном учебном заведении

Ход занятия:

Учащиеся  отвечают на вопрос «Как укрепить свое желание учиться?» и вырабатывают рекомендации по повышению мотивации к учебе. Разработка советов для успешной подготовки и сдачи экзаменов.

Домашнее задание:

1. Поразмышляйте, какие  принципы поведения в учебном заведении  свойственны вам, а чему еще нужно учиться.

2.  Выделите мотивы, побуждающие  вас учиться, повесьте дома плакат с их перечнем так, чтобы он чаще попадался вам на глаза.

Занятие 15. Моделирование собственной привлекательности

Задание: выделить ключевые составляющие, оказывающие влияние на повышение собственной привлекательности, и  разработать модель личной привлекательности  выпускника

Ход занятия:

Учащиеся  анализируют значение собственной привлекательности, как фактора  повышения конкурентоспособности на рынке труда, выделяют основные элементы личной привлекательности.

Учащиеся отвечают на вопрос «Как всегда быть привлекательным для окружающих?», «Как постоянно расширять личный кругозор и быть интересным?»; анализируют качества, которые  помогают расширять кругозор и повышать собственную привлекательность. Осуществляется моделирование ситуаций по повышению культуры общения, культуры поведения.

Домашнее задание:

1. Понаблюдайте за собой. Какими привлекательными качествами вы обладаете? Как окружающие оценивают вас?

2. Составьте список мероприятий, реализация которых будет способствовать повышению вашей привлекательности.

Итоговая работа по курсу:  выполнение отчета (эссе) учащегося  о результатах обучения в четверти,  в учебном году.

План отчета:  научная деятельность, достижения, план  построения карьеры, самоконтроль выполнения дел, связанных с успешным обучением.

 Составление отчетов  предполагается проводиться в течении изучения спецкурса. Данная работа приучает учащихся к самоанализу и самоконтролю, а также планированию своей  деятельности.

 Данный спецкурс рекомендуется внедрить в учебный план в  10 классе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выпускник школы в современных условиях". ПРЕЗЕНТАЦИЯ

žПочему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Верно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Что должен знать выпускник школы о современных тр...

Качественное профессиональное образование – залог конкурентоспособности выпускника.

В статье рассматривается влияние качественного профессионального образования на конкурентоспособность выпускника....

Формирование профессиональных компетенций как основной фактор конкурентоспособности выпускников СПО

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетен...

Формирование конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения СПО.

Данная статья на тему "Формирование конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения СПО" затрагивает вопросы формирования студента как конкурентноспособного специалиста....

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника...

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"

В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....

презентация к докладу "Модель формирования конкурентоспособного выпускника"

Презентация подготовлена к докладу выстепления на педагогическом совете "Модель формирования конкурентоспособного выпускника"...